www.chinapro.ru / / Юань на пороге ревальвации
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Подготовка

Подготовка

Как готовят элитных девушек-телохранителей

Рост, обеспеченный нефтью

Рост, обеспеченный нефтью

Страна должна экспортировать столько нефти, сколько сможет

Промышленный центр мира

Промышленный центр мира

Жить или не жить?

Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Юань на пороге ревальвации40

31.05.2010 05:30

То, что курс юаня рано или поздно начнет расти - особых сомнений не вызывает. Ревальвация юаня началась еще в 2005 году, когда он стал плавно подниматься против основных мировых валют. Глобальный финансовый кризис только на время задержал эту тенденцию. Даже в его худший период, в отличие от подавляющего большинства стран с “растущими” рынками, чьи валюты в разной степени “просели” против доллара США, юань сохранял стабильность.



Несмотря на беспрецедентное сжатие внешнего спроса и резкое падение объемов экспорта, китайское руководство сочло для себя возможным пойти всего лишь на жесткую привязку курса юаня к доллару США, в результате чего Китай стал “островком стабильности” в бурном море мирового валютного рынка. Интересно, что китайское правительство неоднократно высказывалось о целесообразности принятия монетарными властями ведущих экономических держав согласованных шагов по поддержанию относительной устойчивости соотношения курсов основных мировых валют. К сожалению, эти призывы тогда услышаны не были. Однако Китай не отказался от усилий расширить зону стабильности, заключив соглашения о валютных свопах с рядом государств на общую сумму 650 млрд юаней. Параллельно с июля прошлого года начался эксперимент по использованию юаня в торговых расчетах с Гонконгом и странами АСЕАН.

В целом в кризисный период юань в очередной раз доказал свою прочность, а Китай позиционировал себя в качестве государства, сознающего свою долю ответственности перед мировым сообществом. Но ответственность отнюдь не тождественна благотворительности. Зимой 2009 г., т.е. в самый тяжелый момент кризиса, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в одном из своих выступлений четко сказал о том, что вклад Китая в преодоление мирового финансового кризиса заключается, прежде всего, в том, чтобы обеспечить сравнительно быстрое и стабильное развитие своей экономики. Это были не просто красивые слова, а продуманный и умный ход, который, к слову сказать, полностью себя оправдал. Ведь как признают теперь все, экономический рост в Китае в прошлом году и обусловленный им спрос во многом “спасли” мировую торговлю, и в том числе российский экспорт.

Очевидно, что жертвовать своими интересами ради кого бы то ни было, а тем более поддаваться нажиму извне, Китай не будет и далее. Политика валютного курса не является здесь исключением. Китайское руководство намерено строить ее на основе трезвого учета реалий внутриэкономического положения и ситуации в мировой экономике. Китай сам будет выбирать момент для возобновления реформы валютного курса и сам будет определять механизм ее осуществления. Похоже, что эту позицию, пусть нехотя, пусть с оговорками, но вынуждены принимать иностранные партнеры Китая, включая США, которые наиболее рьяно требовали и продолжают требовать ревальвации.

Какие же причины побуждают Китай думать о повышении курса национальной валюты? Их целый комплекс, который с достаточной долей условности можно разделить на следующие части.

Во-первых, курс валюты, в принципе, должен отражать совокупную экономическую и политическую мощь страны. Мощь и влияние Китая в мировых делах продолжают возрастать, его успехи хорошо известны и говорить сейчас о них не будем. Скажем только, что одной из важных предпосылок для реальной интернационализации юаня и превращения его в валюту международных расчетов является повышение курса.

Во-вторых, китайская экономика нуждается в смене модели развития. Преимущественная ориентация на экспорт, которая позволила Китаю добиться больших успехов в первые 30 лет реформ, во многом себя уже исчерпала. Как показывают уроки нынешнего кризиса, степень зависимости Китая от внешнего фактора превысила допустимые пределы. Даже такие плюсы экспортноориентированной модели, как значительный профицит платежного и торгового балансов и, соответственно, рост объемов валютных резервов, превратились в факторы риска для развития экономики. Держатся и далее за такое преимущество, как низкая стоимость рабочей силы, становится не только неэффективным, но и опасным, поскольку в перспективе может привести к социальной нестабильности. Даже при нынешнем курсе юаня конкурентоспособность китайских товаров на мировых рынках падает, производственные издержки растут, на пятки наступают конкуренты из других развивающихся стран. Для такой огромной страны, как Китай выход видится только в повышении уровня потребления внутри страны, создании системы социальных гарантий для широких слоев населения и увеличении уровня их доходов. Иными словами, речь идет о смене парадигмы экономического развития. Процесс этот архисложный, тем более, что Китай не может позволить себе существенно снизить темпы экономического роста. Фактор ревальвации в этом процессе не является решающим, его можно рассматривать только в качестве одного из элементов экономической политики, стимулирующих преимущественный переход на внутреннее потребление. Но и сбрасывать его совсем со счетов тоже было бы ошибкой. Вот почему здесь так внимательно изучают и анализируют опыт Японии, экономика которой, в том числе в результате резкой ревальвации иены во второй половине 80-х годов прошлого века, на долгий период оказалась в состоянии глубокой депрессии.

В-третьих, существует группа факторов тактического плана. К ним можно отнести уровень инфляции, скорость восстановления внешнего спроса, проблему притока “горячих” денег и т.д. Эти факторы тоже важны, поскольку от них будет зависеть конкретный срок возобновления реформы механизма образования курса юаня.

В начале весны этого года казалось, что ревальвация юаня вот-вот начнется. Однако долговой кризис в Европе спутал карты. Факторы неопределенности в мировой экономике вновь резко усилились. Китай же, в свою очередь, получил еще одну отсрочку, чтобы вновь просчитать возможные последствия изменения политики в валютной сфере, продумать элементы работы механизма образования валютного курса. Насколько длительной будет эта отсрочка, сказать сейчас трудно, но в любом случае уверен, что Китай не станет действовать опрометчиво, а предпочтет уже не раз с успехом апробированный на практике принцип “переходить реку, нащупывая камни”.

Теоретически, существуют три сценария.
1. Отказ от привязки к доллару и плавное изменение курса. Такой вариант – это “наименьшее зло” для экспортных предприятий, но таит в себе угрозу значительного увеличения притока в страну спекулятивного капитала, который будет подстегиваться ревальвационными ожиданиями.
2. Одномоментное небольшое повышение курса с его дальнейшим плавающим изменением. Собственно, этот вариант уже был апробирован в 2005 году и он более или менее приемлем для экспортных предприятий.
3. Одномоментная достаточно значительная ревальвация при дальнейшем поддержании стабильного курса. Этот вариант чреват возникновением больших трудностей в экспортноориентированных отраслях, но способен на определенное время задержать приток “горячих” денег.

Если бы начальником был я, то пошел бы по второму пути. Однако в любом случае, уровень ревальвации в текущем году вряд ли превысит 3-4%, да и то при условии, что ситуацию на мировых финансовых рынках удастся взять под контроль.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Юань на пороге ревальвации

То, что курс юаня рано или поздно начнет расти - особых сомнений не вызывает. Ревальвация юаня началась еще в 2005 году, когда он стал плавно подниматься против основных мировых валют. Глобальный финансовый кризис только на время задержал эту тенденцию. Даже в его худший период, в отличие от подавляющего большинства стран с “растущими” рынками, чьи валюты в разной степени “просели” против доллара США, юань сохранял стабильность. Далее


Загрузка...
Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
Михаил Богатов
Представитель РОСТЕСТа в Китае, менеджер по России и странам СНГ компании TUV Rheinland Group Asia.
Сергей Цыплаков
торгпред России в Китае
Даниил Сергеев
Независимый журналист
новости партнеров
Загрузка...
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.