Букмекерские конторы
Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Синьцзян на марше23

27.09.2010 05:31

В самый жаркий период лета 2010 г. по приглашению пресс-канцелярии Народного правительства Синьцзяна мне довелось совершить месячное путешествие по Южному Синьцзяну. Путешествие по среднему маршруту Великого Шелкового пути между хребтами Тяньшаня и по пустыне Такла-Макан в значительной своей части совпадал с 4-м маршрутом Пржевальского и маршрутом Рериха по Центральному Китаю.



Конечно, условия нашего путешествия значительно отличались от условий, в которых находились Пржевальский в конце XIX века и Рерих в начале XX века. Несомненно, имеются существенные различия между путешествиями на верблюдах и лошадях по бездорожью и на машине “Тойота-лэндкрузер” по асфальтированным дорогам, существенно по своим качественным характеристикам превышающие автотрассы в Московской области, такие как Москва – Санкт-Петербург и Москва – Рига. Но было и нечто общее для путешествий по Синьцзяну в XIX, XX и XXI веках – это жуткая жара, характерная для Южного Синьцзяна летом. Средняя дневная температура во время нашего путешествия уверенно держалась на отметке между 30-40 градусов выше нуля, а в отдельные дни доходила до отметки 50 градусов. Абсолютный температурный рекорд был установлен в Турфанской впадине – 52 градуса по Цельсию, как показал датчик температуры за бортом автомобиля. Однако такая температура оказалась непосильна и для хваленого японского внедорожника, у которого после трех дней пребывания в таком температурном режиме отказала вся система кондиционирования, его пришлось срочно отгонять на ремонт в Урумчи, и как показали последующие события, полностью реанимировать всю систему кондиционирования автомобиля так и не удалось. Зато для нас такая жизнь в такую жаркую погоду принесла несомненную пользу и помогла легче приспособиться к аномальной жаре в Москве в июле-августе этого лета.

Маршрут пролегал по районам национальных меньшинств – Турфан, Курля, Куча, Аксу, Артуш, Кашгар, Ташкурган и Хотан, где компактно проживают уйгуры, монголы, киргизы и таджики. В отдельных местах, например, в Хотане, хоть и присутствовали вывески с китайскими иероглифами, однако там доля уйгуров составляла свыше 99% населения, и в этих условиях знание китайского языка не давало определенных преимуществ. Так что, судя по всему, продвижение России в эти районы потребует изучения не только китайского, но и уйгурского языка.

Основной целью поездки было знакомство с традиционными нематериальными ценностями народов Синьцзяна, что включало в себя не только знакомство с местным народным эпосом, традициями, обычаями, укладом жизни, но и с результатами экономической реформы в Китае. За годы реформ произошли значительные изменения в экономике Синьцзяна. Если раньше практически вся территория Синьцзяна находилась целиком и полностью на дотациях от центрального бюджета, то после освоения богатых месторождений нефти и природного газа в Синьцзяне появились округа, которые стали донорами не только местного, но и центрального бюджета. Прежде всего, это Карамай, основной нефтедобывающий район, а также районы Турфан-Хами и Курля, где интенсивно ведется добыча нефти и природного газа. Наиболее ярким примером быстрого экономического развития территории на базе добычи природного газа является Курля, где за несколько лет среди песков и гор возник современный город с населением свыше 600 000 человек, а по плану через несколько лет численность населения превысит 1 млн человек.

Судя по всему, такая же судьба уготована городу Куча, который входит административно в Баингол-Монгольский автономный округ, административной столицей которого как раз и является Курля. В окрестностях города также были найдены большие запасы природного газа, и уже сейчас в городе и его окрестностях ведутся строительные работы в больших масштабах. От Курли до Кучи тянут дальше газопровод, который через несколько лет позволит снабжать природным газом не только приморские восточные, но и южные провинции Китая.

Вся территория Южного Синьцзяна связана между собой автомобильной и железной дорогами, которые проложены как раз по маршруту Великого Шелкового пути от Урумчи до Кашгара. Более того, через пустыню Такла-Макан была проложена автомобильная дорога Луньтай – Миньфэн, а еще в 80-е гг. было проложено Каракорумское шоссе из Кашгара через Ташкурган и Хунджерабский перевал в Пакистан. Кроме того, совсем недавно была введена в эксплуатацию Южно-Синьцзянская железная дорога, по которой можно доехать поездом из столицы СУАР Урумчи через Курля, Куча и Аксу до Кашгара. В настоящее время интенсивно осваивается бывший южный маршрут Великого Шелкового пути вдоль хребтов гор Куньлунь и южной части пустыни Такла-Макан. В частности, быстрыми темпами ведется реконструкция автомобильной дороги Кашгар – Хотан и сооружение железной дороги по тому же маршруту.

Также следует отметить большие планы центральных и местных властей по развитию Кашгара, который должен стать не только крупным торговым перевалочным центром между Синьцзяном и странами Южной и Центральной Азии, но и таким же крупным центром по добыче природного газа. В настоящее время в районе Кашгара ведутся активные геологоразведочные работы по поискам природного газа, и по оценкам местных геологов запасы природного газа в тех местах не уступают объему запасов в Куче и Курле. Для повышения статуса города Кашгара, который в будущем должен стать западными воротами в Синьцзян и в Китай, вот уже несколько лет в последнюю неделю июня в нем ежегодно устраиваются торговые ярмарки, наподобие тех, что проводятся в Гуанчжоу, Харбине и Урумчи. На них представлено не только большое количество предприятий приморских районов Китая и особых экономических зон Шэньчжэнь, Сямэнь и Чжухай, но и значительное количество фирм из стран Центральной Азии – Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, но и из стран Южной Азии – Мьянмы, Пакистана и даже Шри-Ланки. На последней торговой ярмарке в Кашгаре в июне 2010 г. так получилось, что Россия была представлена российской делегацией всего из двух человек во главе с автором данной статьи. Российское присутствие в Синьцзяне просматривается только в административной столице Синьцзяна – Урумчи, в котором представлено большое число вывесок на русском языке, часто с ошибками, и отдельные российские торговые фирмы, которые по большей части занимаются поставками дешевого китайского ширпотреба в Россию через Казахстан.

Таким образом, в настоящее время Россия в Синьцзяне представлена слабее, не только чем в 50-е гг. ХХ века, когда там работало большое количество советских предприятий и учреждений, велись совместные геологоразведочные работы, но и по сравнению с концом XIX века и началом ХХ века во времена Александра III и Николая II. В свое время в 1881 г. был подписан Петербургский договор, по которому Илийский край (Кульджа) передавался Китаю, а русские подданные получали право приобретать недвижимость в Синьцзяне, подтверждались прежние льготы в отношении российского купечества и было разрешено открыть десять консульств на территории Синьцзяна и Монголии, в частности, в городах Урумчи, Кашгар, Чугучак, Кульджа, Хотан и др. Российские консульства в Синьцзяне работали длительное время, несмотря на все исторические события, такие как Синьхайская революция в Китая, Великая Октябрьская революция, Гражданская война в России, многочисленные восстания на территории Синьцзяна, наконец, образование КНР в 1949 г. В консульствах работали ведущие российские китаеведы как Захаров в Кульдже, Кротков, Златкин и Тихвинский в Урумчи, Петровский в Кашгаре, Иваненко в Хотане, А.Рогачев (отец посла РФ в КНР с 1992 по 2005 гг. И.Рогачева) в Дачэне.

Однако в начале 60-х гг. после обострения советско-китайских отношений и отзыва советских специалистов из Китая были закрыты все консульства СССР на территории КНР, включая все консульства на территории Синьцзяна. По сути дела, одним волюнтаристским решением были перечеркнуты все достижения российской и советской дипломатии в Синьцзяне. Вплоть до настоящего времени Россия не имеет ни одного консульского учреждения на территории Синьцзяна. Безусловно, такое положение сдерживает развитие российско-китайских отношений в настоящее время. Хотя и ведется торговля России с Синьцзяном, однако, в отсутствии прямых транспортных и консульских связей, погранперехода между Алтайским краем и СУАР, вся торговля ведется через Казахстан. Все визовые контакты жители Алтайского края и Новосибирской области вынуждены осуществлять либо через консульства КНР в Екатеринбурге или Москве, а Синьцзяна – через консульство РФ в Пекине. В этой ситуации напрашивается необходимость открытия консульства РФ в Урумчи и консульства КНР в Новосибирске для конкретных решений вопросов развития регионального сотрудничества между районами Западной Сибири и Синьцзяном, который в обозримой перспективе может стать новым кластером развития западных районов Китая на базе добыче и переработке нефти и природного газа.

Как показала поездка по Южному Синьцзяну, через несколько лет Синьцзян станет новым локомотивом развития для растущей китайской экономики. Благодаря бурно развивающейся нефтяной и газовой промышленности в регионе Синьцзян станет для Китая тем же, что и Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные районы. В этих условиях близость отдельных территорий Западной Сибири к Синьцзяну может стать важным фактором социально-экономического развития этих территорий. Но для этого необходимо сформировать инфраструктуру на прилегающих территориях Алтайского края и Новосибирской области – построить автомобильную дорогу и газопровод через перевал Канас, открыть там погранпереход и консульства РФ в Урумчи и КНР в Новосибирске. Созданная на территории РФ инфраструктура сможет обеспечить дальнейшее развитие российско-китайских торгово-экономических отношений в Западной Сибири и позволит России максимально использовать возможности бурного развития Синьцзяна в будущем.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Синьцзян на марше

В самый жаркий период лета 2010 г. по приглашению пресс-канцелярии Народного правительства Синьцзяна мне довелось совершить месячное путешествие по Южному Синьцзяну. Путешествие по среднему маршруту Великого Шелкового пути между хребтами Тяньшаня и по пустыне Такла-Макан в значительной своей части совпадал с 4-м маршрутом Пржевальского и маршрутом Рериха по Центральному Китаю.  Далее


Загрузка...
Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
новости партнеров
Загрузка...
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.