Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Согласие с условиями политики конфиденциальности
Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Синьцзян на марше23

27.09.2010 05:31

В самый жаркий период лета 2010 г. по приглашению пресс-канцелярии Народного правительства Синьцзяна мне довелось совершить месячное путешествие по Южному Синьцзяну. Путешествие по среднему маршруту Великого Шелкового пути между хребтами Тяньшаня и по пустыне Такла-Макан в значительной своей части совпадал с 4-м маршрутом Пржевальского и маршрутом Рериха по Центральному Китаю.



Конечно, условия нашего путешествия значительно отличались от условий, в которых находились Пржевальский в конце XIX века и Рерих в начале XX века. Несомненно, имеются существенные различия между путешествиями на верблюдах и лошадях по бездорожью и на машине “Тойота-лэндкрузер” по асфальтированным дорогам, существенно по своим качественным характеристикам превышающие автотрассы в Московской области, такие как Москва – Санкт-Петербург и Москва – Рига. Но было и нечто общее для путешествий по Синьцзяну в XIX, XX и XXI веках – это жуткая жара, характерная для Южного Синьцзяна летом. Средняя дневная температура во время нашего путешествия уверенно держалась на отметке между 30-40 градусов выше нуля, а в отдельные дни доходила до отметки 50 градусов. Абсолютный температурный рекорд был установлен в Турфанской впадине – 52 градуса по Цельсию, как показал датчик температуры за бортом автомобиля. Однако такая температура оказалась непосильна и для хваленого японского внедорожника, у которого после трех дней пребывания в таком температурном режиме отказала вся система кондиционирования, его пришлось срочно отгонять на ремонт в Урумчи, и как показали последующие события, полностью реанимировать всю систему кондиционирования автомобиля так и не удалось. Зато для нас такая жизнь в такую жаркую погоду принесла несомненную пользу и помогла легче приспособиться к аномальной жаре в Москве в июле-августе этого лета.

Маршрут пролегал по районам национальных меньшинств – Турфан, Курля, Куча, Аксу, Артуш, Кашгар, Ташкурган и Хотан, где компактно проживают уйгуры, монголы, киргизы и таджики. В отдельных местах, например, в Хотане, хоть и присутствовали вывески с китайскими иероглифами, однако там доля уйгуров составляла свыше 99% населения, и в этих условиях знание китайского языка не давало определенных преимуществ. Так что, судя по всему, продвижение России в эти районы потребует изучения не только китайского, но и уйгурского языка.

Основной целью поездки было знакомство с традиционными нематериальными ценностями народов Синьцзяна, что включало в себя не только знакомство с местным народным эпосом, традициями, обычаями, укладом жизни, но и с результатами экономической реформы в Китае. За годы реформ произошли значительные изменения в экономике Синьцзяна. Если раньше практически вся территория Синьцзяна находилась целиком и полностью на дотациях от центрального бюджета, то после освоения богатых месторождений нефти и природного газа в Синьцзяне появились округа, которые стали донорами не только местного, но и центрального бюджета. Прежде всего, это Карамай, основной нефтедобывающий район, а также районы Турфан-Хами и Курля, где интенсивно ведется добыча нефти и природного газа. Наиболее ярким примером быстрого экономического развития территории на базе добычи природного газа является Курля, где за несколько лет среди песков и гор возник современный город с населением свыше 600 000 человек, а по плану через несколько лет численность населения превысит 1 млн человек.

Судя по всему, такая же судьба уготована городу Куча, который входит административно в Баингол-Монгольский автономный округ, административной столицей которого как раз и является Курля. В окрестностях города также были найдены большие запасы природного газа, и уже сейчас в городе и его окрестностях ведутся строительные работы в больших масштабах. От Курли до Кучи тянут дальше газопровод, который через несколько лет позволит снабжать природным газом не только приморские восточные, но и южные провинции Китая.

Вся территория Южного Синьцзяна связана между собой автомобильной и железной дорогами, которые проложены как раз по маршруту Великого Шелкового пути от Урумчи до Кашгара. Более того, через пустыню Такла-Макан была проложена автомобильная дорога Луньтай – Миньфэн, а еще в 80-е гг. было проложено Каракорумское шоссе из Кашгара через Ташкурган и Хунджерабский перевал в Пакистан. Кроме того, совсем недавно была введена в эксплуатацию Южно-Синьцзянская железная дорога, по которой можно доехать поездом из столицы СУАР Урумчи через Курля, Куча и Аксу до Кашгара. В настоящее время интенсивно осваивается бывший южный маршрут Великого Шелкового пути вдоль хребтов гор Куньлунь и южной части пустыни Такла-Макан. В частности, быстрыми темпами ведется реконструкция автомобильной дороги Кашгар – Хотан и сооружение железной дороги по тому же маршруту.

Также следует отметить большие планы центральных и местных властей по развитию Кашгара, который должен стать не только крупным торговым перевалочным центром между Синьцзяном и странами Южной и Центральной Азии, но и таким же крупным центром по добыче природного газа. В настоящее время в районе Кашгара ведутся активные геологоразведочные работы по поискам природного газа, и по оценкам местных геологов запасы природного газа в тех местах не уступают объему запасов в Куче и Курле. Для повышения статуса города Кашгара, который в будущем должен стать западными воротами в Синьцзян и в Китай, вот уже несколько лет в последнюю неделю июня в нем ежегодно устраиваются торговые ярмарки, наподобие тех, что проводятся в Гуанчжоу, Харбине и Урумчи. На них представлено не только большое количество предприятий приморских районов Китая и особых экономических зон Шэньчжэнь, Сямэнь и Чжухай, но и значительное количество фирм из стран Центральной Азии – Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, но и из стран Южной Азии – Мьянмы, Пакистана и даже Шри-Ланки. На последней торговой ярмарке в Кашгаре в июне 2010 г. так получилось, что Россия была представлена российской делегацией всего из двух человек во главе с автором данной статьи. Российское присутствие в Синьцзяне просматривается только в административной столице Синьцзяна – Урумчи, в котором представлено большое число вывесок на русском языке, часто с ошибками, и отдельные российские торговые фирмы, которые по большей части занимаются поставками дешевого китайского ширпотреба в Россию через Казахстан.

Таким образом, в настоящее время Россия в Синьцзяне представлена слабее, не только чем в 50-е гг. ХХ века, когда там работало большое количество советских предприятий и учреждений, велись совместные геологоразведочные работы, но и по сравнению с концом XIX века и началом ХХ века во времена Александра III и Николая II. В свое время в 1881 г. был подписан Петербургский договор, по которому Илийский край (Кульджа) передавался Китаю, а русские подданные получали право приобретать недвижимость в Синьцзяне, подтверждались прежние льготы в отношении российского купечества и было разрешено открыть десять консульств на территории Синьцзяна и Монголии, в частности, в городах Урумчи, Кашгар, Чугучак, Кульджа, Хотан и др. Российские консульства в Синьцзяне работали длительное время, несмотря на все исторические события, такие как Синьхайская революция в Китая, Великая Октябрьская революция, Гражданская война в России, многочисленные восстания на территории Синьцзяна, наконец, образование КНР в 1949 г. В консульствах работали ведущие российские китаеведы как Захаров в Кульдже, Кротков, Златкин и Тихвинский в Урумчи, Петровский в Кашгаре, Иваненко в Хотане, А.Рогачев (отец посла РФ в КНР с 1992 по 2005 гг. И.Рогачева) в Дачэне.

Однако в начале 60-х гг. после обострения советско-китайских отношений и отзыва советских специалистов из Китая были закрыты все консульства СССР на территории КНР, включая все консульства на территории Синьцзяна. По сути дела, одним волюнтаристским решением были перечеркнуты все достижения российской и советской дипломатии в Синьцзяне. Вплоть до настоящего времени Россия не имеет ни одного консульского учреждения на территории Синьцзяна. Безусловно, такое положение сдерживает развитие российско-китайских отношений в настоящее время. Хотя и ведется торговля России с Синьцзяном, однако, в отсутствии прямых транспортных и консульских связей, погранперехода между Алтайским краем и СУАР, вся торговля ведется через Казахстан. Все визовые контакты жители Алтайского края и Новосибирской области вынуждены осуществлять либо через консульства КНР в Екатеринбурге или Москве, а Синьцзяна – через консульство РФ в Пекине. В этой ситуации напрашивается необходимость открытия консульства РФ в Урумчи и консульства КНР в Новосибирске для конкретных решений вопросов развития регионального сотрудничества между районами Западной Сибири и Синьцзяном, который в обозримой перспективе может стать новым кластером развития западных районов Китая на базе добыче и переработке нефти и природного газа.

Как показала поездка по Южному Синьцзяну, через несколько лет Синьцзян станет новым локомотивом развития для растущей китайской экономики. Благодаря бурно развивающейся нефтяной и газовой промышленности в регионе Синьцзян станет для Китая тем же, что и Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные районы. В этих условиях близость отдельных территорий Западной Сибири к Синьцзяну может стать важным фактором социально-экономического развития этих территорий. Но для этого необходимо сформировать инфраструктуру на прилегающих территориях Алтайского края и Новосибирской области – построить автомобильную дорогу и газопровод через перевал Канас, открыть там погранпереход и консульства РФ в Урумчи и КНР в Новосибирске. Созданная на территории РФ инфраструктура сможет обеспечить дальнейшее развитие российско-китайских торгово-экономических отношений в Западной Сибири и позволит России максимально использовать возможности бурного развития Синьцзяна в будущем.


НОВОСТИ КИТАЯ      



 
 
БЕЗ СЛОВ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Дом в огне
Дом в огне
Азиатские игры в Гуанчжоу
Азиатские игры в Гуанчжоу
Разный Китай
Разный Китай
Китайский гламур
Китайский гламур
комментарии
Крек 8 октября 2010, 12:04:44
Видимо очень хорошая и плодотворная была поездка у автора. Хорошая статья получилась. Даже не смотря на жару. Сейчас вот у нас уже местами снег выпал. Теперь даже очень забавно читать, что когда-то люди изнывали от пекла, но делали добросовестно свое дело. Искали, изучали и потом писали....
Политикан 7 октября 2010, 11:53:21
Очень странно, что господин Островский не упомянул о таком явлении, как НКТК? Еще в январе 2007 года была создана Ассоциация для лоббирования интересов российских компаний, которые намерены участвовать во внешнеэкономическом сотрудничестве с Китаем. Могу даже назвать полное название этой некоммерческой организации: Ассоциация Национальных компаний по содействию развития торгово-экономических отношений с Китайской Народной Республикой (Ассоциация НКТК). О создании НКТК писали в Российской Газете. В основном деятельность Ассоциации распространяется на Сибирь и Дальний Восток, уязвимые российские регионы, которые вблизи граничат с Китаем. Сама штаб-квартира НКТК находится в Москве. Но у нее так же есть представительства в других городах: в Иркутске, Владивостоке, Пекине, Гуанчжоу, Циндао. Это ведь тоже немаловажно при существующих проблемах в данных регионах.
Ася Клячина 6 октября 2010, 19:42:37
Спасибо, уважаемый Андрей Островский, за вашу статью. Всегда с интересом читаю ваши произведения и обязательно каждый раз узнаю для себя что-то новое о Китае. И новое, и интересное, и полезное. Пишите еще.
Прогматик 5 октября 2010, 11:23:23
Ну, что поделать, если случилось так, что в один «прекрасный» момент отношения между КПСС и КПК были разорваны.. Это сейчас, наверное, очень смешно читать о том, что в тот период обе наши коммунистические партии, и советская, и китайская, пообвиняли друг друга буквально во всех смертных грехах: и в предательстве интересов пролетариата, и в измене идеалам коммунизма, и в ревизионизме, и в догматизме и даже, страшно подумать, в самом сектантстве! О каком дальнейшем международном сотрудничестве ВООБЩЕ могла идти речь?! Вполне естественно и закономерно то, что прикрыли все советские консульства в Китае. Ведь его китайцы держали в осаде целых 18 дней! И кто после этого посмеет сказать, что китайская нация дружелюбна?!
Fire 4 октября 2010, 11:39:36
Надо же, какие грандиозные планы по развитию городов в Китае. А то все жалуются, что бедные да несчастные. Вот, пожалуйста, почитайте и порадуйтесь за китайский народ. Живут, растут и процветают.
Лапшин 1 октября 2010, 17:50:56
И опять планы, финансы, жонглирование экономическими терминами, а толку нет как нет. Недавно пересмотрел прессу и некоторые журналы конца 80-х, начала 90-х годов. Сколько там копий сломано, сколько пару выпущено в атмосферу о том, что было и как надо. И НИКТО как тогда, так и сейчас не задался вопросом - а почему так, что является энергетикой идущих на наших глазах процессов? Нет - издадим закон, примем постановление, заключим договор и прекрасное завтра станет не менее прекрасным сегодня. Ан нет. Не получается. Не получается потому, что за экономическими процессами и явлениями ни власти предержащие, ни ученая рать не видят главное - ЧЕЛОВЕКА.
Н-38 1 октября 2010, 11:11:31
Много ошибок наделали во времена Советского Союза. Закрыли советские консульства на китайской территории, как будто это как-то решило проблемы международных отношений. Отношения не исчезли, они продолжаются, и кстати, неплохие отношения. Почему бы не возобновить работу консульств?
Князь Мышкин 1 октября 2010, 09:11:37
Быстро же Китай накопил денег, чтобы закупать нефть, газ и сырье в других странах. Не успел он оправиться от мирового кризиса (хотя, впрочем, Китай от него не так уж и сильно пострадал, в отличие от других стран), как уже вовсю тратит финансы на закуп энергоресурсов для своей страны. А вот про собственные накопленные природные ресурсы на территории Китая уже неоднократно говорилось аналитиками, что это просто хитрый китайский ход. Китайцы просто хотят сохранить свое богатство для своих же, а чего не хватит – купить у других. В принципе, мудрое решение. Им ведь самим не хватает.
Кофикейк 30 сентября 2010, 17:45:30
В Синьзянь-Уйгурском автономном округе сосредоточены огромные природные ресурсы(нефть, золото, железо, руда, уголь и т.д.). Китайцы естественно не хотят делить это богатство не с кем, более того в последнее время китайцы стали чувствовать себя более вольготно. Это обусловлено тем, что Китай накопил огромные резервы денег и начинает экспансию в другие страны с целью покупки нефтяных месторождений и других очень важных сырьевых ресурсов.
На диване 30 сентября 2010, 11:20:49
Оказывается сам автор статьи Андрей Островский может похвастаться не только своими регалиями, что он доктор экономических наук и все такое прочее, но и тем, что он великий путешественник. Не смотря на такие тяжелые погодные условия (согласитесь, такую жару в дороге не всякий выдержит), он отправился в путь, чтобы затем нам поведать такие интересные подробности о провинциях Китая. Мне вот, на самом деле, очень жаль китайский народ. Хоть и пишут о нем много хорошего, хвалебного, но все-таки очень он многострадальный и до сих пор не все у него благополучно, хоть уже и настали другие времена, способствующие к переменам к лучшему. Ну, все же, спасибо вам, дорогой автор. Очень интересная статья, как всегда от вас познавательная. Путешествуйте и дальше, и пишите нам еще!
Бендер 30 сентября 2010, 07:49:09
Да уж, поле деятельности у Китая с Россией достаточно большое и обширное. Работы просто непочатый край. И автомобильную дорогу построить, и газопровод через перевал Канас проложить, и открыть погранпереход, и консульства воздвигнуть. Вся эта инфраструктура безусловно сможет обеспечить дальнейшее развитие российско-китайских торгово-экономических отношений. Но насколько реально все это строительство, вот в чем вопрос.
Митяй 29 сентября 2010, 19:23:54
В Китае развиты в основном юго-восточные приморские провинции. Проблем, в т.ч. национальных, хватает. Китайское руководство вкладывает в бедные провинции для сохранения единства страны. Если в будущем, после краха СШП, прибыли от заказов Шанхаю хватит только для себя, то единству Китая может придти конец. Уйгурия -- тюркская страна, незаконно оккупированная Китаем, кроме того богатая углеводородами и малонаселённая. Уйгурам будет выгодней дружить с Россией и арабами (участвовать в мировой нефтегазовой монополии), бездельничая и продавая нефть ханьцам, чем вкалывать на ханьцев по 15 часов в день.
Алина Сергеевна 29 сентября 2010, 15:24:43
Да, вот в этом вся наша многострадальная Россия-Матушка. Всего лишь одним единственным легким взмахом правой руки и волюнтаристским решением перечеркиваются не только все достижения российской и советской дипломатии в Китае, но делается еще очень и очень много глупых ошибок, и, к сожалению, связанных не только с Китаем, но и со многими другими странами.
Ведерников 29 сентября 2010, 13:05:06
Уважаемый автор, вот вы пишете, что в 60-е годы были закрыты все советские консульства в Китае. А вы считаете, что они там нужны? При наших нынешних отношениях так ли они там важны и необходимы? Отношения между Россией и Китаем немного наладились, сгладились некоторые острые углы. Но набрали ли наши совместные отношения таких оборотов, чтобы вновь открывать наши консульства на китайской территории? Чем это может помочь россиянам, проживающим в Китае? По-моему, те, кто туда уезжает, ни на что не жалуется. Им там и так отлично живется.
Я Издалека 29 сентября 2010, 11:39:40
Да уж, не стоит Китай на месте. Развивается просто стремительным образом, и про провинции свои не забывает. В каждой провинции видится своя прелесть. Где-то одно, а где-то другое. Все полезно, все нужно, все пригодится.
Стас 28 сентября 2010, 19:09:32
5.
Дияр 28 сентября 2010, 18:47:13
Китай хочет подавить сепаратизм, выращенным за последнее время ханьским правым национализмом, переходящим в фашизм. Будет пытаться и дальше стереть с карты, мотивируя целостностью, волей народа т.д. фото трупов по всему миру для устрашения, расстрелы, пожизненные приговоры, пытки, похищения людей. Классические примеры уничтожения инакомыслия. Сепаратизм уйгур заставляет Китай переселять ханьцев сюда и уйгуров отсюда. Сейчас есть как бы две стороны, если не считать КПК. Это ассимиляция и классический захват чужой территории. Если уйгуры будут и дальше молчать, то останутся без земли и будущего вероятно навсегда.
Азиат 28 сентября 2010, 17:51:01
Я вообще не понимаю по какой причине там уйгуры возмущаются. Недавно в новостях прочитал, что правительство Китая выделяет этому региону 98 млрд юаней на экономическое и социальное развитие. Эти средства планируют вложить в земледелие, животноводство, лесоводство, гидротехнику, охрану окружающей среды, а так же в объекты железнодорожного и шоссейного строительства. Да их соседи Киргизия, Монголия, Афганистан в разы хуже живут.
Барабанщик 28 сентября 2010, 15:37:14
Очень отрадная новость, что в Китае появился новый локомотив развития для растущей китайской экономики. Побольше бы таких вот "локомотивов", и очень скоро Китай станет номер один в мире. Молодцы!
Простофиля 28 сентября 2010, 13:46:19
Ну, вот видите, не все уж так и плохо в китайских провинциях, как обычно про них пишут, что мол, совсем там все загибается и мрет.. Даже вот, как оказалось, существуют природные залежи газа. Есть возможность снабжать газом поселковую периферию. Плохо, конечно, что этого газа хватит, наверное, только на провинциальные городки, да села с деревнями. Но, тоже хорошо. Лучше, чем совсем ничего. Свое-то всяко дешевле, чем за границей покупать, да и морально приятно, что свое родное, а не чужеземное. Хотя, мне известна еще такая версия, относительно газодобычи. Говорят, что в Китае этих залежей природного газа большие скопления, что, мол, китайцы это все экономят и хранят для своих детей и внуков, потому предпочитают пользоваться чужим, покупным. Интересно вот, насколько достоверная эта информация? Кто бы просвятил, что ли...

Написать комментарий (правила)

Имя

E-mail

Комментарий

Текст с картинки
Если вы не можете прочитать текст
на картинке - нажмите "обновить"

Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
новости партнеров
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
Яндекс цитирования    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005–2013
© ChinaPRO Media Group
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране
культурного наследия. Свидетельство Эл № ФС 77 – 22970, от 20.01.2006 г.
Учредитель: Колесов Е.В. Главный редактор: Демьянец О.В. эл. почта contact@chinapro.ru, тел. 10-86–130 0204 6312
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.