Букмекерские конторы
Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Станет ли Россия сырьевым придатком Китая?40

К итогам визита Президента РФ Дмитрия Медведева в КНР 26-28 сентября 2010 г.

11.10.2010 05:30

26-28 сентября состоялся официальный визит Президента России в Китай, в ходе которого было подписано 15 различных соглашений, из которых девять были связаны с дальнейшим развитием сотрудничества в энергетической сфере.




В число этих соглашений по развитию энергетического сотрудничества между РФ и КНР вошли такие документы как “Расширенные основные условия поставок газа в Китай”, “Контракт на разработку третьего и четвертого блоков Тяньваньской АЭС”, “Внесение изменений в соглашение между правительством РФ и правительством КНР о сотрудничестве в нефтяной сфере от 21 апреля 2009 г.”, “Протокол к меморандуму о взаимопонимании по сотрудничеству в угольной сфере” и другие. Кроме того, были также подписаны такие важные документы как “Меморандум по развитию реформ и сотрудничества в области энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии”, “Меморандум о сотрудничестве в области развития электросетевого хозяйства” и “Дорожная карта по сотрудничеству в угольной сфере”. Также было подписано два конкретных соглашения об условиях поставок нефти по введенному в строй во время визита Дмитрия Медведева в КНР лидерами двух стран ответвлению в Китай по маршруту Сковородино – Мохэ от проходящего через всю азиатскую часть России нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан – “Генеральное соглашение о сотрудничестве при осуществлении поставок нефти по нефтепроводу Сковородино – Мохэ” между “Транснефтью” и Китайской национальной нефтегазовой компанией (КННК) и “Контракт на поставку нефти в целях заполнения нефтепровода Сковородино – Дацин” между ООО “Роснефть” и КННК.
В этой ситуации в средствах массовой информации и в Интернете появился ряд статей, в которых авторы пытаются доказать, что реализация всех подписанных во время визита Д.А.Медведева в КНР соглашений приведет к тому, что Россия станет сырьевым энергетическим придатком Китая. Справедливо ли данное утверждение? Какие есть другие варианты у России, чтобы экономически отсталая азиатская часть России хотя бы сократила свой разрыв в отставании от европейской части? При этом следует отметить, что большая часть запасов российских природных ресурсов, в том числе энергоресурсы, находится за Уральским хребтом в азиатской части России, а отнюдь не в прилегающих областях к лидирующим по уровню жизни населения Москве, Санкт-Петербургу и Сочи. В этой связи следует поставить два вопроса – какие выгоды получит Китай от развития сотрудничества в энергетической сфере с Россией и что может получить Россия от расширения сотрудничества с Китаем.
Не далее как месяц назад в своем блоге я уже писал обо всех плюсах и минусах российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере по итогам состоявшего в Иркутске в Сибирском энергетическом институте СО РАН объединенного симпозиума – Всероссийская конференция “Энергетика России в XXI веке – восточный вектор” и 7-я Международная конференция АЕС “Экономическая кооперация в Азии: что после кризиса”, который проводился в рамках Байкальского экономического форума и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в начале сентября. Но, как говорил в свое время Ходжа Насреддин (в Китае он называется Афаньти или Эфенди и проживал в Синьцзяне - самом жарком месте мира в Турфанской впадине), “истина никогда не становится хуже, если ее повторить дважды”.
Истина состоит в том, что, анализируя баланс производства и потребления энергоресурсов в КНР, мы увидим, что в настоящее время по всем видам энергоресурсов производство превышает потребление за исключением нефти. Как следствие этого, в Китае с каждым годом растет импорт нефти. Если в начале 90-х годов Китай был нетто-экспортером, то с 1993 г. превратился в нетто-импортера и с каждым годом наращивает объемы импорта. В 2009 г. объем импорта нефти – примерно 200 млн.тонн был уже больше объема нефтедобычи – 193 млн.тонн. Однако Китай заботится о своем будущем и понимает, что для построения общества “малого благоденствия” необходимо сохранение высоких темпов прироста ВВП, а этого невозможно достичь без опережающих темпов прироста производства энергии. Поэтому Китай стремится получить доступ к энергоресурсам везде, где только можно, так как в ближайшие годы потребность страны в энергоносителях будет возрастать. Об этом свидетельствует не только рост импорта нефти из самых разных стран мира, но и начавшийся импорт сжиженного природного газа из Австралии и Индонезии и трубного газа из Туркменистана и Мьянмы. Несмотря на огромные запасы каменного угля, с 2009 г. объемы его импорта стали превышать объемы экспорта. Таким образом, исходя из тенденций современного экономического развития, в XXI веке перед Китаем в полный мере стоит вопрос обеспечения спроса на энергоносители, особенно на нефть.

В настоящее время для КНР существует три пути решения энергетической проблемы: 1) разработка и эксплуатация имеющихся нефтяных и газовых месторождений в западной части страны; 2) частичная замена нефти на каменный уголь, природный газ, гидроэлектроэнергию и атомную энергию, а также увеличение доли альтернативных источников энергии – ветра, солнца, гидротермальных источников и биоресурсов; 3) увеличение импорта из-за рубежа нефти, но и развитие импорта природного газа и каменного угля. То есть Китай в настоящее время работает по всем трем направлениям, а подписанные многочисленные соглашения с Россией еще свидетельствуют и о том, что Китай заинтересован в России не только как в экспортере нефти, но и других энергоресурсов, таких как природный газ, электроэнергия, каменный уголь и даже уран, запасы которого в КНР в настоящее время больше, чем в РФ в пределах нынешней территории.
Теперь другой вопрос – а выгодно ли России такое сотрудничество в сфере энергоресурсов? На наш взгляд, тоже выгодно. И вновь вынужден повториться и сослаться на свою статью в блоге. Там я писал следующее: “из-за отсутствия необходимой инфраструктуры для транспортировки энергоносителей на территории Сибири и Дальнего Востока для России оказывается закрытым рынок энергоресурсов стран Северо-Восточной Азии, таких как КНР, Япония, Республика Корея, где наблюдается явный дефицит энергоресурсов для поддержания высоких темпов экономического развития. В этих условиях реализация проекта строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан и ответвление от него в Китай по маршруту Сковородино – Дацин является важным шагом для отхода России от гипертрофированного развития экономики, ориентированной на запад”. То же самое мы можем сказать и о поставках природного газа по двум маршрутам: Томск-Карамай и Сахалин-Дацин. Однако здесь имеется серьезное возражение, связанное с ценой на российский газ. Не секрет, что отпускная цена российского газа в Европу составляет около $300 за 1000 куб. м, и Газпром хочет продавать природный газ в Китай по этой или близкой к ней цене. Именно по этой причине не получили дальнейшего развития соглашения о сотрудничестве в газовой сфере между РФ и КНР в 2004 и 2006 гг., когда Россия была практически единственным игроком на рынке природного газа Китая. Однако как в те годы, так и сейчас, доля природного газа в структуре потребления энергии не превышала 5%. Пока эти потребности экономики страны в природном газе в восточных и южных приморских районах легко удовлетворяют месторождения природного газа в провинции Сычуань и Синьцзяне, особенно после введения в эксплуатацию газопровода УрумчиШанхай.

Но Китай думает о своем будущем, и для обеспечения своих потребностей в энергоресурсах был построен наземный газопровод из Туркмении в Китай через Узбекистан и Казахстан, строится наземный газопровод из Мьянмы, а также уже начались поставки сжиженного природного газа из Австралии, Индонезии и Малайзии. При этом цена за 1000 куб. м намного ниже цены Газпрома для Европы – $120-165 за 1000 куб.м из Туркмении, $145 из Австралии. При этом следует обратить внимание на то, что большая часть ТЭС в Китае рассчитана на отопление углем. Это означает, что Китай должен не только оплатить природный газ от Газпрома по европейским ценам (это при том, что в Китае огромные запасы каменного угля), но и переоборудовать большую часть своих ТЭС, что влечет за собой дополнительные расходы. Ясно, что Китай будет покупать природный газ у Газпрома в последнюю очередь.

В этой ситуации существует один выход, который использовала “Роснефть” при подписании соглашения с КННК о поставках нефти по ответвлению от ВСТО “Сковородино – Дацин”. Строительство этой ветки нефтепровода было реализовано за счет кредита Банка развития Китая (Чжунго фачжань иньхан) на сумму $25 млрд. Представляется целесообразным использовать такую же коммерческую схему при строительстве как газопровода Томск – Карамай протяженностью около 6000 км, по которому природный газ должен пойти в Китай в 2015 г., так и газопровода Сахалин – Дацин, по которому газ должен пойти позднее. В этом случае обе стороны могли бы договориться о поставках природного газа по цене в пределах $180-200 с учетом того, что себестоимость поставки 1000 куб.м природного газа в Китай составит $180, как отметил в одном из интервью уполномоченный Сибирского отделения РАН по КНР А.Г.Коржубаев.

Решать здесь что-то надо уже сейчас, по крайней мере, до будущего года. В противном случае место России на рынке поставок природного газа Китая займут ее конкуренты, которых у Газпрома на китайском рынке энергоресурсов больше, чем ему кажется, и о чем свидетельствуют заключенные в последние год-два сделки о поставках природного газа в Китай с газовыми компаниями из других стран. В очередной раз (а если точно, то третий) после визита на высшем уровне российских руководителей в Китай Газпром получает шанс войти на китайский рынок, но опять ведет себя как разборчивая невеста, которая ищет себе суженого, но ей опять не нравится жених.
На наш взгляд, российско-китайское сотрудничество в сфере энергоресурсов носит взаимовыгодный характер, и Россия не станет только сырьевым придатком для Китая. Россия должна выйти на китайский рынок природного газа, но взамен потребовать не только китайских инвестиций в развитие дорогостоящих проектов строительства двух газопроводов из России в Китай на западе и востоке, но и доступа к системе газораспределения на территории КНР и выхода через нефтяные, газовые и каменноугольные терминалы в морских портах КНР на страны Юго-Восточной Азии и АТЭС. В этом случае уже можно будет подписать ценовой протокол с устраивающей обе стороны ценой.

С учетом российских потребностей в развитии энергетической и транспортной инфраструктуры в азиатской части страны развитие крупномасштабных российских проектов по поставкам нефти и газа в Северо-Восточную Азию может в значительной степени решить как проблемы экономического развития районов Дальнего Востока и Сибири, так и привлечения иностранных инвестиций из стран Северо-Восточной Азии - КНР, Японии, Республики Корея, заинтересованных в поставках энергоносителей из России. Первым шагом в решении этого вопроса могли бы стать реализованные проекты по сотрудничеству с КНР в нефтяной и газовой сфере. Поэтому одним из основных направлений российско-китайских торгово-экономических отношений должно стать сотрудничество в сфере энергоресурсов, что и было зафиксировано в подписанных в КНР договорах о сотрудничестве во время визита Президента РФ Дмитрия Медведева в сентябре.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Станет ли Россия сырьевым придатком Китая?

26-28 сентября состоялся официальный визит Президента России в Китай, в ходе которого было подписано 15 различных соглашений, из которых девять были связаны с дальнейшим развитием сотрудничества в энергетической сфере.  Далее


Загрузка...
Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
новости партнеров
Загрузка...
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.