www.chinapro.ru / / Станет ли Россия сырьевым придатком Китая?
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Есть ли жизнь на Марсе

Есть ли жизнь на Марсе

Китай планирует осваивать новые территории

Миллиард под шубой

Миллиард под шубой

Как Гао Дэкан обогрел весь Китай

Богач из Гулага

Богач из Гулага

Отсидев 20 лет, он стал миллиардером!

Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Станет ли Россия сырьевым придатком Китая?40

К итогам визита Президента РФ Дмитрия Медведева в КНР 26-28 сентября 2010 г.

11.10.2010 05:30

26-28 сентября состоялся официальный визит Президента России в Китай, в ходе которого было подписано 15 различных соглашений, из которых девять были связаны с дальнейшим развитием сотрудничества в энергетической сфере.




В число этих соглашений по развитию энергетического сотрудничества между РФ и КНР вошли такие документы как “Расширенные основные условия поставок газа в Китай”, “Контракт на разработку третьего и четвертого блоков Тяньваньской АЭС”, “Внесение изменений в соглашение между правительством РФ и правительством КНР о сотрудничестве в нефтяной сфере от 21 апреля 2009 г.”, “Протокол к меморандуму о взаимопонимании по сотрудничеству в угольной сфере” и другие. Кроме того, были также подписаны такие важные документы как “Меморандум по развитию реформ и сотрудничества в области энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии”, “Меморандум о сотрудничестве в области развития электросетевого хозяйства” и “Дорожная карта по сотрудничеству в угольной сфере”. Также было подписано два конкретных соглашения об условиях поставок нефти по введенному в строй во время визита Дмитрия Медведева в КНР лидерами двух стран ответвлению в Китай по маршруту Сковородино – Мохэ от проходящего через всю азиатскую часть России нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан – “Генеральное соглашение о сотрудничестве при осуществлении поставок нефти по нефтепроводу Сковородино – Мохэ” между “Транснефтью” и Китайской национальной нефтегазовой компанией (КННК) и “Контракт на поставку нефти в целях заполнения нефтепровода Сковородино – Дацин” между ООО “Роснефть” и КННК.
В этой ситуации в средствах массовой информации и в Интернете появился ряд статей, в которых авторы пытаются доказать, что реализация всех подписанных во время визита Д.А.Медведева в КНР соглашений приведет к тому, что Россия станет сырьевым энергетическим придатком Китая. Справедливо ли данное утверждение? Какие есть другие варианты у России, чтобы экономически отсталая азиатская часть России хотя бы сократила свой разрыв в отставании от европейской части? При этом следует отметить, что большая часть запасов российских природных ресурсов, в том числе энергоресурсы, находится за Уральским хребтом в азиатской части России, а отнюдь не в прилегающих областях к лидирующим по уровню жизни населения Москве, Санкт-Петербургу и Сочи. В этой связи следует поставить два вопроса – какие выгоды получит Китай от развития сотрудничества в энергетической сфере с Россией и что может получить Россия от расширения сотрудничества с Китаем.
Не далее как месяц назад в своем блоге я уже писал обо всех плюсах и минусах российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере по итогам состоявшего в Иркутске в Сибирском энергетическом институте СО РАН объединенного симпозиума – Всероссийская конференция “Энергетика России в XXI веке – восточный вектор” и 7-я Международная конференция АЕС “Экономическая кооперация в Азии: что после кризиса”, который проводился в рамках Байкальского экономического форума и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в начале сентября. Но, как говорил в свое время Ходжа Насреддин (в Китае он называется Афаньти или Эфенди и проживал в Синьцзяне - самом жарком месте мира в Турфанской впадине), “истина никогда не становится хуже, если ее повторить дважды”.
Истина состоит в том, что, анализируя баланс производства и потребления энергоресурсов в КНР, мы увидим, что в настоящее время по всем видам энергоресурсов производство превышает потребление за исключением нефти. Как следствие этого, в Китае с каждым годом растет импорт нефти. Если в начале 90-х годов Китай был нетто-экспортером, то с 1993 г. превратился в нетто-импортера и с каждым годом наращивает объемы импорта. В 2009 г. объем импорта нефти – примерно 200 млн.тонн был уже больше объема нефтедобычи – 193 млн.тонн. Однако Китай заботится о своем будущем и понимает, что для построения общества “малого благоденствия” необходимо сохранение высоких темпов прироста ВВП, а этого невозможно достичь без опережающих темпов прироста производства энергии. Поэтому Китай стремится получить доступ к энергоресурсам везде, где только можно, так как в ближайшие годы потребность страны в энергоносителях будет возрастать. Об этом свидетельствует не только рост импорта нефти из самых разных стран мира, но и начавшийся импорт сжиженного природного газа из Австралии и Индонезии и трубного газа из Туркменистана и Мьянмы. Несмотря на огромные запасы каменного угля, с 2009 г. объемы его импорта стали превышать объемы экспорта. Таким образом, исходя из тенденций современного экономического развития, в XXI веке перед Китаем в полный мере стоит вопрос обеспечения спроса на энергоносители, особенно на нефть.

В настоящее время для КНР существует три пути решения энергетической проблемы: 1) разработка и эксплуатация имеющихся нефтяных и газовых месторождений в западной части страны; 2) частичная замена нефти на каменный уголь, природный газ, гидроэлектроэнергию и атомную энергию, а также увеличение доли альтернативных источников энергии – ветра, солнца, гидротермальных источников и биоресурсов; 3) увеличение импорта из-за рубежа нефти, но и развитие импорта природного газа и каменного угля. То есть Китай в настоящее время работает по всем трем направлениям, а подписанные многочисленные соглашения с Россией еще свидетельствуют и о том, что Китай заинтересован в России не только как в экспортере нефти, но и других энергоресурсов, таких как природный газ, электроэнергия, каменный уголь и даже уран, запасы которого в КНР в настоящее время больше, чем в РФ в пределах нынешней территории.
Теперь другой вопрос – а выгодно ли России такое сотрудничество в сфере энергоресурсов? На наш взгляд, тоже выгодно. И вновь вынужден повториться и сослаться на свою статью в блоге. Там я писал следующее: “из-за отсутствия необходимой инфраструктуры для транспортировки энергоносителей на территории Сибири и Дальнего Востока для России оказывается закрытым рынок энергоресурсов стран Северо-Восточной Азии, таких как КНР, Япония, Республика Корея, где наблюдается явный дефицит энергоресурсов для поддержания высоких темпов экономического развития. В этих условиях реализация проекта строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан и ответвление от него в Китай по маршруту Сковородино – Дацин является важным шагом для отхода России от гипертрофированного развития экономики, ориентированной на запад”. То же самое мы можем сказать и о поставках природного газа по двум маршрутам: Томск-Карамай и Сахалин-Дацин. Однако здесь имеется серьезное возражение, связанное с ценой на российский газ. Не секрет, что отпускная цена российского газа в Европу составляет около $300 за 1000 куб. м, и Газпром хочет продавать природный газ в Китай по этой или близкой к ней цене. Именно по этой причине не получили дальнейшего развития соглашения о сотрудничестве в газовой сфере между РФ и КНР в 2004 и 2006 гг., когда Россия была практически единственным игроком на рынке природного газа Китая. Однако как в те годы, так и сейчас, доля природного газа в структуре потребления энергии не превышала 5%. Пока эти потребности экономики страны в природном газе в восточных и южных приморских районах легко удовлетворяют месторождения природного газа в провинции Сычуань и Синьцзяне, особенно после введения в эксплуатацию газопровода УрумчиШанхай.

Но Китай думает о своем будущем, и для обеспечения своих потребностей в энергоресурсах был построен наземный газопровод из Туркмении в Китай через Узбекистан и Казахстан, строится наземный газопровод из Мьянмы, а также уже начались поставки сжиженного природного газа из Австралии, Индонезии и Малайзии. При этом цена за 1000 куб. м намного ниже цены Газпрома для Европы – $120-165 за 1000 куб.м из Туркмении, $145 из Австралии. При этом следует обратить внимание на то, что большая часть ТЭС в Китае рассчитана на отопление углем. Это означает, что Китай должен не только оплатить природный газ от Газпрома по европейским ценам (это при том, что в Китае огромные запасы каменного угля), но и переоборудовать большую часть своих ТЭС, что влечет за собой дополнительные расходы. Ясно, что Китай будет покупать природный газ у Газпрома в последнюю очередь.

В этой ситуации существует один выход, который использовала “Роснефть” при подписании соглашения с КННК о поставках нефти по ответвлению от ВСТО “Сковородино – Дацин”. Строительство этой ветки нефтепровода было реализовано за счет кредита Банка развития Китая (Чжунго фачжань иньхан) на сумму $25 млрд. Представляется целесообразным использовать такую же коммерческую схему при строительстве как газопровода Томск – Карамай протяженностью около 6000 км, по которому природный газ должен пойти в Китай в 2015 г., так и газопровода Сахалин – Дацин, по которому газ должен пойти позднее. В этом случае обе стороны могли бы договориться о поставках природного газа по цене в пределах $180-200 с учетом того, что себестоимость поставки 1000 куб.м природного газа в Китай составит $180, как отметил в одном из интервью уполномоченный Сибирского отделения РАН по КНР А.Г.Коржубаев.

Решать здесь что-то надо уже сейчас, по крайней мере, до будущего года. В противном случае место России на рынке поставок природного газа Китая займут ее конкуренты, которых у Газпрома на китайском рынке энергоресурсов больше, чем ему кажется, и о чем свидетельствуют заключенные в последние год-два сделки о поставках природного газа в Китай с газовыми компаниями из других стран. В очередной раз (а если точно, то третий) после визита на высшем уровне российских руководителей в Китай Газпром получает шанс войти на китайский рынок, но опять ведет себя как разборчивая невеста, которая ищет себе суженого, но ей опять не нравится жених.
На наш взгляд, российско-китайское сотрудничество в сфере энергоресурсов носит взаимовыгодный характер, и Россия не станет только сырьевым придатком для Китая. Россия должна выйти на китайский рынок природного газа, но взамен потребовать не только китайских инвестиций в развитие дорогостоящих проектов строительства двух газопроводов из России в Китай на западе и востоке, но и доступа к системе газораспределения на территории КНР и выхода через нефтяные, газовые и каменноугольные терминалы в морских портах КНР на страны Юго-Восточной Азии и АТЭС. В этом случае уже можно будет подписать ценовой протокол с устраивающей обе стороны ценой.

С учетом российских потребностей в развитии энергетической и транспортной инфраструктуры в азиатской части страны развитие крупномасштабных российских проектов по поставкам нефти и газа в Северо-Восточную Азию может в значительной степени решить как проблемы экономического развития районов Дальнего Востока и Сибири, так и привлечения иностранных инвестиций из стран Северо-Восточной Азии - КНР, Японии, Республики Корея, заинтересованных в поставках энергоносителей из России. Первым шагом в решении этого вопроса могли бы стать реализованные проекты по сотрудничеству с КНР в нефтяной и газовой сфере. Поэтому одним из основных направлений российско-китайских торгово-экономических отношений должно стать сотрудничество в сфере энергоресурсов, что и было зафиксировано в подписанных в КНР договорах о сотрудничестве во время визита Президента РФ Дмитрия Медведева в сентябре.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Станет ли Россия сырьевым придатком Китая?

26-28 сентября состоялся официальный визит Президента России в Китай, в ходе которого было подписано 15 различных соглашений, из которых девять были связаны с дальнейшим развитием сотрудничества в энергетической сфере.  Далее


Загрузка...
Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
Михаил Богатов
Представитель РОСТЕСТа в Китае, менеджер по России и странам СНГ компании TUV Rheinland Group Asia.
Сергей Цыплаков
торгпред России в Китае
Даниил Сергеев
Независимый журналист
новости партнеров
Загрузка...
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.