www.chinapro.ru / / Расчеты в рублях и юанях: первые шаги
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Расчеты в рублях и юанях: первые шаги20

13.12.2010 04:32

Среди подписанных в ходе состоявшейся в ноябре 2010 г. в Санкт-Петербурге 15-ой регулярной встречи глав правительств России и Китая документов едва ли не наибольший резонанс получил Дополнительный протокол к российско-китайскому межправительственному соглашению 1992 г. о торгово-экономических связях. Он оживленно комментировался не только российской и китайской печатью, но и вызвал волну откликов в западных СМИ. Красной нитью через все эти комментарии проходило положение о том, что Россия и Китай начали процесс "вытеснения" доллара из взаимной торговли.



Действительно, содержание подписанного в Санкт-Петербурге протокола сводится к тому, что в четвертую статью межправсоглашения, где говорится о том, что "расчеты и платежи по контрактам будут производиться в свободно конвертируемой валюте", были добавлены слова "и в национальных валютах". Таким образом, были созданы правовые возможности для распространения расчетов в рублях и юанях на "большую" торговлю.

Следует отметить, что постепенный переход на использование национальных валют происходит не совсем с чистого листа. Еще в 2002 г. ЦБ России и Народный банк КНР подписали соглашение об использовании рублей и юаней в приграничной торговле. Первоначально сфера действия указанного соглашения распространялась только на район городов Благовещенск (Амурская обл.) и Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян), но затем постепенно она расширялась и к началу 2010 г. охватывала территории приграничных с Россией провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, а также автономных районов Внутренняя Монголия и Синьцзян. Соответственно и с российской стороны были определены территории регионов Дальневосточного федерального округа. Однако масштабы использования национальных валют оставались весьма скромными. В предкризисном 2008 г. объемы торговых операций с расчетами в рублях и юанях составляли порядка 20 млн. руб. и 7 млн. юаней, что ничтожно мало в сравнении с объемом торговли указанных китайских регионов с Россией, которая превышала $20 млрд.

С началом мирового финансового кризиса руководство как Китая, так и России декларировали намерение уменьшить зависимость от американского доллара и других мировых резервных валют за счет более активного продвижения расчетов в национальных валютах в своей внешней торговле. Китай взялся за дело, как всегда, серьезно и обстоятельно. В конце 2008 г. было принято принципиальное решение о начале использования юаня не только в приграничной торговле с соседними государствами, но и о распространении юаневых расчетов на внешнеторговые операции, осуществляемые вне рамок приграничной торговли. С целью апробирования механизма юаневых расчетов было решено провести эксперимент в торговле с Гонконгом и странами АСЕАН. Причем с китайской стороны для участия в этом эксперименте отбирались предприятия, расположенные в четырех городах провинции Гуандун, а также Шанхае. Всего было отобрано 365 предприятий и 39 китайских и иностранных банков. К лету 2009 г. была сформирована соответствующая нормативная база и в июле прошлого года эксперимент вступил в стадию реализации.

В целом, опыт оказался достаточно удачным. За год (июль 2009 – июль 2010 гг.) объем внешнеторговых операций с использованием юаней составил около 75 млрд юаней (более $11 млрд), причем операции характеризовались нарастающей динамикой. Основными партнерами, в связях с которыми юаневые расчеты получили наибольшее распространение, стали Гонконг и Сингапур, 87% всех внешнеторговых операций с использованием юаней пришлось именно на них.

Опираясь на полученные результаты, в июне 2010 г. в Китае было принято решение значительно расширить географические рамки эксперимента, распространив его на 20 провинций страны, включая основные экспортноориентированные регионы. Резко увеличилось количество участвующих в нем предприятий. На конец ноября их число превысило 67 300, соответственно кратно возросли объемы осуществляемых сделок. По данным Народного банка Китая, только за июнь – ноябрь 2010 г. объем внешнеторговых операций с расчетами в юанях достиг 340 млрд юаней (примерно $50,7 млрд). Это уже весьма прилично и сопоставимо с годовым объемом российско-китайской торговли.

На собственно российском направлении продвижение значительно скромнее. В течение последнего года стороны активно обсуждали вопрос об установлении прямой котировки рубль – юань (до сих пор соотношение двух валют определялось на основе кросс-курса к доллару США) и организации биржевой торговли. Было достигнуто понимание проводить торги в паре рубль – юань параллельно на двух площадках: Шанхайском межбанковском валютном рынке и Московской межбанковской валютной бирже.

Накануне встречи премьеров двух стран 22 октября этого года в Шанхае впервые были проведены торги рубль-юань, в которых приняли участие четыре банка, в т.ч. шанхайский филиал ВТБ. Объем торгов составил порядка 1 млн юаней, а курс определился на отметке 4,61 руб. за юань. В декабре ожидается начало торгов на ММВБ. По имеющимся прогнозам, их ежедневные объемы составят около 3 млн юаней, а участвовать в них намерены более 40 банков.

Конечно, это немного, и цифры не впечатляют. Однако нельзя забывать, что торговля в рублях и юанях делает только первые шаги, а они, как всегда, бывают самыми трудными. Как представляется, существуют сложности как объективного, так и субъективного плана, которые сдерживают процесс быстрого увеличения объемов расчетов в национальных валютах. К числу объективных сложностей необходимо отнести, во-первых, неполную конвертируемость юаня и высокую волатильность рубля. Дело заключается в том, что если иностранную валюту можно свободно обменять на юани, то обратная операция связана с ограничениями и, как правило, для ее осуществления необходимо представить соответствующие внешнеторговые контракты. В этой связи многие китайские эксперты отмечают, что, несмотря на резкие колебания курса, рубль как средство платежа во внешнеторговых расчетах выглядит более предпочтительным. Во-вторых, сама структура российско-китайской торговли, и, прежде всего, российского экспорта, который, главным образом, состоит из т.н. биржевых товаров (энергоносители и промышленная продукция первичного передела), мировые цены на которые устанавливаются в долларах, соответственно обуславливает и его использование при расчетах.

В числе субъективных сложностей можно упомянуть, во-первых, неразвитость российско-китайской финансовой инфраструктуры. Достаточно сказать, что в настоящее время в Китае действует единственный филиал российского банка – ВТБ, а в России – два филиала китайских банков (Банка Китая и Торгово-промышленного банка). Во-вторых, предприятия двух стран просто привыкли использовать т.н. СКВ и будут переходить на иные формы расчетов только в том случае, если они будут видеть реальную выгоду от этого.

В этом как раз и заключается задача на обозримую перспективу. Продекларировать возможность осуществления расчетов в национальных валютах и начать создание правовой базы для этого, конечно, очень важно. Но еще более важным представляется выработка соответствующих механизмов, которые могли бы повысить привлекательность расчетов в национальных валютах в глазах непосредственных участников внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, как видится, необходимо расширить предложение рублей на китайском рынке и юаней – на российском. Это позволило бы увеличить объемы торгов, а значит – дало бы возможность объективно оценить имеющийся спрос и, соответственно, более взвешенно устанавливать обменный курс рубля и юаня. Для этого можно было бы подумать о заключении соглашения о валютном обмене между крупными российскими и китайскими банками, обслуживающими двустороннюю торговлю.


НОВОСТИ КИТАЯ      



 
 
БЕЗ СЛОВ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Дом в огне
Дом в огне
Азиатские игры в Гуанчжоу
Азиатские игры в Гуанчжоу
Разный Китай
Разный Китай
Китайский гламур
Китайский гламур
комментарии
Ветеран 5 июля 2011, 08:16:44
Доллары Китаю не нужны. Долларов перебор - Банк Китая просто задыхается , вплоть до того что зарплату будут платить Товарами. Поэтому отдавать юани они не собираются. Во всех Банках КНР и их банках корреспондентах за пределами Китая запрет на регистрацию для ведения бизнеса в юанях.
Евгений Маметов 18 декабря 2010, 13:51:47
Недавно прочитала свежее интервью главного экономиста Deutsche Bank в Москве Ярослава Лисоволика. Настолько понравился его ход мысли, что позволю себе привести цитату из этого интервью, а уж выводы делайте сами: «Всем ясно, что американский доллар останется ключевой опорой глобальной финансовой архитектуры, - подчеркнул господин Лисоволик. – Но это один из тех путей, которые отдельные страны с развивающимися экономиками хотят использовать для того, чтобы повысить значимость своих валют». Меня, например, это наводит на определенные мысли. А вас?
Х 18 декабря 2010, 12:43:06
Как следствие новых поправок, внесенных в недавнем подписанном соглашении, открывается новая московская валютная биржа, где будут обменивать русские рубли на китайские юани и наоборот. Дело, что называется пошло набирать свои обороты. Осталось дело за малым. Думаю, что время покажет.
Банкир 18 декабря 2010, 11:55:19
Опыт, это, как известно, дело наживное. Любой опыт приобретается с годами. Самое главное здесь, это не сидеть на месте, а стремиться достигнуть желаемое. Через несколько лет можем этим опытом поделиться с другими.
Анна 17 декабря 2010, 14:41:02
В торгах валюты рубль-юань приняли участие всего четыре банка. Да, маловато, конечно, будет. Да и сами цифры не впечатляют. Может быть, пока еще рано о чем-то судить? Ведь дело тронулось с мертвой точки совсем недавно. А в дальнейшем время покажет.
Витя Палкин 17 декабря 2010, 13:19:40
Такой важный документ просто никак не мог не вызвать такого большого резонанса. Ведь решение обойти доллар стороной может привести к огромным последствиям, которые для Америки будут очень неприятными. Мне теперь очень интересно, что собирается сделать в ответ этому решению Америка. Будет ли она как-то бороться, чтобы отстоять свою национальную валюту, чтобы ее не списывали со счетов? Очень интересно каков будет дальнейший ход событий.
Мара 17 декабря 2010, 12:22:30
Доллар уже давно считают ненужной валютой. Люди очень много денег теряют при конвертации из одной валюты в другую. На самом деле, зачем же нам при отношениях с Китаем доллар?
Копир 17 декабря 2010, 11:43:17
У нашего правительства порой возникают гениальные идеи. Отказаться от американского доллара хотели уже давно. И вот наконец-то нашелся смелый человек, который это не только предложил, но и пытается исполнить. Смелый человек наш Путин. Не боится американского гнева.
Андрей 16 декабря 2010, 13:00:31
Не, а я вот думаю, что несравненному ни с кем Западу, как раз есть чему опасаться. Самоуверенная в себе Америка чересчур в себе самоуверенна. Но, как всем известно, не все вечно под луной. И американское главенство тоже может быть сломлено. Это, конечно, великая держава, но в мире есть и другие, не менее великие. И пора уже это доказать.
А. Кончаловский 16 декабря 2010, 12:24:47
Как же все-таки повысить привлекательность расчетов в национальных валютах в глазах непосредственных участников внешнеэкономической деятельности? Думаю, что эта задача будет не из легких. Прежде всего, необходимость расширить предложение российских рублей на китайском рынке и китайских юаней на российском рынке - это просто очевидно. Этот хитрый ход безусловно позволит увеличить объемы торгов, а значит, как результат - даст возможность объективно оценить имеющийся спрос и, соответственно, более взвешенно устанавливать обменный курс российского рубля и китайского юаня. Нет, здесь работы еще не в проворот. Но, как всегда, будем надеяться на лучшее.
Саунд 15 декабря 2010, 21:08:32
Торговля в российских рублях и китайских юанях делает только первые шаги, а первые шаги, как всем известно, всегда бывают самыми трудными. Давайте пожелаем удачи в этом начинании. Пусть у нас все получится.
Гавриил 15 декабря 2010, 13:49:22
Да, Сергей Сергеевич, большой вы, однако, молодец, умеете правильно материал подать. Я о чем-то таком подобном недавно в местной газете читал. Но после прочтения почему-то такой неприятный осадок остался, безысходности что ли какой-то. А у вас прямо все так оптимистично, что даже хочется этому верить. Только все же сомнения закрадываются, ведь Америка, она же не простая девка, а дама со своими выкрутасами. Думаете, так все и оставит? Неужто не вмешается?
ОРТ 15 декабря 2010, 11:40:15
Точно, западу волноваться нечего. Увы, увы и увы. А если честно сказать, то очень хотелось бы, чтобы эта ситуация с национальной валютой все же изменилась. Но Америка все-таки останется при своем и на своей высоте.
Леонид 15 декабря 2010, 10:18:17
А я так, вообще, не думаю, что американский доллар убрать получится. По крайней мере, к этому надо идти долго и настойчиво. И Америка просто так свои позиции на сдаст, тем более, что в этом фигурирует Китай, который сам по себе у Америки вызывает нервный тик, а тут еще и на американскую валюту замахнулись. Нет, это даром не пройдет.
Аватар 15 декабря 2010, 09:18:53
Забавное замечание оставила Татьяна. Сразу с известным исходным концом: маленькую и ПОБЕДОНОСНУЮ войну. Почему вы так считаете, что сразу уж и победоносную? Ведь на самом деле, Америку абсолютно не должны касаться наши с Китаем отношения. Тем более, что они касаются торговли. Америка и так слишком много на себя берет, что везде и всюду равняются на ее валюту. В конце-то концов, где-то же это должно прекратиться. И пусть в этом будет участвовать Россия.
Татьяна 15 декабря 2010, 04:53:11
Доллар будет убрать очень сложно, в ближайшее время скорее всего это не будет, америкосы могут затеять какую-нибудь маленькую победосную войну, чтобы доллар спасти...
Андрей Юрьевич 15 декабря 2010, 04:37:46
Мне представляется совсем нереальным переход на нац.валюты если с обеих стороно только 3 банка. Увы, западу не о чем волноваться.
Кирич 13 декабря 2010, 20:59:42
Изменить правила международной торговли наши президенты (Китай-Россия) изъявили желание уже давно, несколько лет назад. Правда, тогда еще в России президентом был Владимир Владимирович Путин. А конкретный разговор об этом пошел осенью 2008 год. Вот вам реальный наглядный пример, что некоторые разговоры у политиков заканчиваются не просто болтологией, а конкретным действием. Теперь началась игра против американского доллара. И правильно, эта валюта нашим странам (Китай-Россия) с нашими торгово-экономическими отношениями абсолютно ни к чему. Сейчас мы перенимаем опыт других стран, которые отказались от доллара. Посмотрим, насколько успешно это будет происходить у нас.
Мухина 13 декабря 2010, 19:56:28
Нет, ну а на самом-то деле, причем тут доллар, если торговля происходит между Россией и Китаем? Мне кажется, что здесь вполне все логично. Было бы совсем несуразно, если бы доллар вытесняли из российско-американских или китайско-американских отношений. А так все естественно. Ориентир надо делать на свою международную валюту. Пусть сейчас пока все идет сложно и не так быстро, как хотелось бы. Ну в самом начале пути всегда так бывает. Дальше будет все лучше.
Данди 13 декабря 2010, 10:44:58
Да как же без доллара-то? На нем, на родимом, все завязано, а его возьмут и вытеснят. Интересно будет узнать, что же в итоге потом после этого сможет получиться. Какая-то единая валюта, на которую равняться, все же должна быть. Уж не китайский ли юань на претендует на это звание?

Написать комментарий (правила)

Имя

E-mail

Комментарий

Текст с картинки
Если вы не можете прочитать текст
на картинке - нажмите "обновить"

Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
новости партнеров
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
Яндекс цитирования    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005–2013
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–22970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.