Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Согласие с условиями политики конфиденциальности
Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Всем спасибо, все свободны31

27.12.2010 04:30

Не так давно я ужинал с китайским чиновником из налоговой полиции в одном из самых дорогих ресторанов Гуанчжоу. (Вкусно кушать любят не только российские чиновники, но и китайские.) Начали, как водится, чинно, с разговоров о жизни, работе. Главной темой застолья стала тема иностранного бизнеса в Китае. Она, разумеется, мне близка, и как оказалось, близка моему китайскому другу.



Мой собеседник, человек в возрасте, вежливо и культурно осуждал политику уравнивания иностранных предприятий с китайскими. Т.е. по большому счету китаец стоял на позиции "за иностранцев". Мне стало интересно, почему китаец ведет себя, мягко говоря, не патриотично. Дальнейшие его рассуждения расставили все на свои места. Он говорил о том, что китайские коммерсанты, набравшиеся опыта, в том числе и за границей, вмиг съедят (он употребил слово в значении "сожрут") любую иностранную контору. Какая бы крупная она ни была. А еще он настаивал на том, что иностранные предприятия не умеют уходить от налогов так, как китайские. Соответственно при равных условиях налогообложения, иностранные канторы будут получать меньше прибыли, чем китайские и рано или поздно сами уйдут с китайского рынка. Иностранцам нужна фора, на китайском рынке они слепые котята. Мы кушали, пили китайскую водку, а уже через неделю, после того застолья я столкнулся с очень неприятной ситуацией.

Сразу три завода вдруг отказали нам в предоставлении товарного кредита, сумма которого была на уровне $1 млн на каждом из них. Фабрики стали ныть о великой курсовой разнице, на которой они после "освобождения" доллара начали терять серьезные деньги. Все бы ничего, но конец года – период весьма напряженный и найти сумму в $3 млн за неделю, в момент, когда все в обороте, не так-то и просто. Мне пришлось экстренно вылететь на переговоры с китайцами. Договориться с ними, разумеется, удалось. В конце концов многолетние отношения – это не кукиш с маслом. Но осадок от такого поведения китайской стороны остался. Клиенты шумели о непорядочности китайцев, о том, что хорошо было бы их проучить, надавать по мордасям, отменить заказы и пусть сидят, мол, на голодном пайке. Чрезмерные эмоции в сложных ситуациях всегда вредят. Китайцы, теперь уже заматеревшие фабриканты, не боятся никаких отмен заказов. Им все равно с кем работать: откажется один, этот же объем купит другой, стоящий следующим в очереди. Причем купит, вероятно, по более высокой цене! Теперь условия диктует не заказчик, а производитель. Сложно это признавать, когда много лет ты чувствовал себя в отношениях королем, но вмиг оказался на лопатках. Однако китайцы к такому положению дел быстро приучат.

Интересная получается ситуация: китайцы становятся избирательными в отношениях с клиентами. Если раньше они хватались за все подряд, то теперь, увы, нет. Теперь они требуют высокие минимальные объемы, при этом дают не самую низкую цену. Требуют большие авансы в знак гарантии покупки товара. Теперь им давай оплату не 30% на 70%, а 50% на 50%. Плати «не против коносамента», а обязательно до выхода контейнера из порта. А ведь все это ухудшает финансовые возможности экспортеров. И не нужно думать, что такая ситуация складывается только с клиентами из России, так происходит со всеми иностранцами. Почему? Одним из первых ответ на этот вопрос дал в своем блоге Торгпред России в КНР Сергей Цыплаков. Как верно заметил Сергей Сергеевич, руководство Китая не удовлетворено ролью "мирового сборочного цеха". Вот и "простые смертные" фабриканты с миллионными оборотами мгновенно уловили тенденцию руководства – менять характер взаимоотношений между Китаем и заморскими бизнесменами.

Китай перестает быть таким же привлекательным как еще несколько лет назад. Рабочая сила дорожает, налоги увеличиваются, ситуация с сырьем крайне не стабильная – издержки растут... В 2011 г. российско-китайский бизнес ждет подъем в валовой массе поставок, но вот маржа будет падать. Думается, богатеть будут те, кто захватил в прежние годы объемы. Мелочь с рынка уйдет окончательно… Похоже, прав китайский чиновник: без форы иностранцам теперь придется туго.

P.S.: С Новым 2011 всех! Поменять китайское налогообложение мне, конечно, не под силу, но кое-что приятное сделать могу. Дед Мороз к Новому Году передал мне из России в Китай сорок пачек "Беломора". Если есть желающие, с радостью поделюсь табачком. Кому и куда – пишите прямо в редакцию. Одна пачка – в один адрес и только по Китаю. Успехов всем в новом году!


НОВОСТИ КИТАЯ      



 
 
БЕЗ СЛОВ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Дом в огне
Дом в огне
Азиатские игры в Гуанчжоу
Азиатские игры в Гуанчжоу
Разный Китай
Разный Китай
Китайский гламур
Китайский гламур
комментарии
Гомер 28 декабря 2010, 09:16:07
Да нет, Юля. Я бы здесь с вами не согласился. Китайцам самим очень выгодно, что они дают возможность работать иностранному бизнесу на своей территории. Так же как сами китайцы активно вливают инвестиции на нашей российской территории, выгодно нам, так и от наших российских финансовых вливаний в Китай тоже есть определенная выгода. Просто встречаются вот такие нечистоплотные люди. Таких и в России через двух-трех человек вполне можно встретить. Но, что и говорить, китайцы хитрее нас во сто крат. С ними расслабляться не надо.
Завидов 28 декабря 2010, 06:20:09
И все-то вы, Евгений, ужинаете. То с одним влиятельным китайским фабрикантом, то еще с каким-нибудь. А потом повествуете об этом своим читателем. Нет, это, в принципе-то, не плохо. Все правильно, как раз в процессе трапезы и узнаешь для себя самое интересное и нужное.
Murat 27 декабря 2010, 21:38:32
Ситуация такая создалась уже год назад, когда после прошлого Китайского Нового года не приехала половина рабочих из деревень в половине фабрик Китая. Зарплаты тут же взлетели лишь бы люд шел работать. Ведь фабрикантам нужно отгружать товары постоянным клиентам, да еще и за период Нового года (почти месяц) добавилось "срочных" заказов. Тут и сырье подоражало в очередной раз. А многие фабриканты, так и не научившись мониторить дебет\кредит и вовсе отказались от крупных казалось бы заказов, но по факту приносящих одни убытки. А ведь альтернативы Китаю на сегодня никакой нет. Пробовали уже и во Вьетнаме и где еще, но там народ не работает, как Китайцы. Ценники в мире в Новом 2011 году поползут вверх.
Kyka 27 декабря 2010, 18:43:24
М....да.... как-то мрачно всё представил автор, но по сути... Киты каждый год всё хуже и хуже к лаоваям относятся...
Евгений Колесов 27 декабря 2010, 14:32:38
ОПЕРу: Мне представляется, нет более авторитетного специалиста по Китаю, чем наш торгпред в КНР. Это не лесть, а лишь констатация факта.
Юля 27 декабря 2010, 11:42:07
Вообще надо быть благодарными китайцам за то, что они пока дают возможность иностранному бизнесу зарабатывать. Не далек тот день, когда они выгонят иностранцев из страны.
ЗамЗавКаф 27 декабря 2010, 11:07:43
Да, что и говорить, очень некрасивое поведение со стороны китайцев. А еще говорят, что они очень верные и надежные партнеры. Да черта с два! Это говорит тот, кто пока еще ни разу не испытывал на себе китайскую хитрость и изворотливость. Наверное, утверждающие такое просто недолго работают с Китаем, вот и видят сотрудничество с ним в розовых очках. А героям этой статьи повезло меньше. Вот уже довелось столкнуться. Пусть и другие знают на будущее, что с китайцами не все так просто.
Максим 27 декабря 2010, 11:04:07
С удавольствием прочем, спасибо.Из опыта работы вижу китайцы избирательно относятся к клиентам. Но как были "жуликами" в отношениях так и остались. За ними глаз да злаг нужен. Постоянный контроль. Деньги перевожу, проходит неделя- две, говорят , что не получили... Начинаем проверят, разбираться, оказывается давно получили. "Извини друг..." но время то упущено.... Но все равно без них мы никуда!
Опер 27 декабря 2010, 10:55:43
Евгений, вы часто ссылаетесь в своих колонках на торпреда, почему?
Николай Наумов 27 декабря 2010, 07:58:02
Вести бизнес в Китае - это очень трудоемкое дело. И не каждому бизнесмену оно действительно по силу. В Китае и правда иностранный бизнес могут сожрать в любой момент, ну, по крайней мере тех, которые только-только начинают или тех, за которыми никто из важных чиновников не стоит. Китайцы же сами все сплошь через одного бизнесмены и предприниматели. Зачем им чужеземные конкуренты?
Анечка 27 декабря 2010, 06:36:08
Боже мой, ну, как же все-таки приятно вновь на страницах моего любимого журнала снова увидеть любимого автора! Приветствую Вас, господин Колесов! Давненько вас не было видно. Спасибо за предновогодний подарок - снова очень интересную статью от Вас. Ну, теперь со спокойной душой можно встречать новый год. С наступающим и Вас, уважаемый Евгений!

Написать комментарий (правила)

Имя

E-mail

Комментарий

Текст с картинки
Если вы не можете прочитать текст
на картинке - нажмите "обновить"

Об авторе
Евгений Колесов

Евгений Колесов

Генеральный директор компании
Optim Consult (Гуанчжоу, Китай)

Живет и работает в Китае более 15 лет. Член союза переводчиков России и МФП, Ассоциации исследователей рынка и общественного мнения ESOMAR (Голландия), Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, Международного союза товаропроизводителей, а также 15 различных ассоциаций производителей товаров и оборудования Китая. Член Комитета по экспорту "Деловой России". В 2009 году вошел в Пятый ежегодный рейтинг самых успешных мужчин в возрасте до 33 лет журнала «Финанс». В 2013 году Евгений Колесов стал лауреатом Национальной ежегодной премии «Лучший руководитель года», учрежденной по инициативе депутатов Государственной Думы Фондом содействия развитию предпринимательства и проводимой при одобрении Государственной Думы РФ. Постоянный эксперт по Китаю СМИ: Газета.ру, Дни.ру, РБК, BFM.ru и других. Автор и ведущий канала на ютюбе: Китай с Евгением Колесовым и на рутюбе.

НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
новости партнеров
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
Яндекс цитирования    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005–2013
© ChinaPRO Media Group
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране
культурного наследия. Свидетельство Эл № ФС 77 – 22970, от 20.01.2006 г.
Учредитель: Колесов Е.В. Главный редактор: Демьянец О.В. эл. почта contact@chinapro.ru, тел. 10-86–130 0204 6312
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.