www.chinapro.ru / / Россия-Китай. Свет и тени экономического сотрудничества на Дальнем Востоке
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Подготовка

Подготовка

Как готовят элитных девушек-телохранителей

Рост, обеспеченный нефтью

Рост, обеспеченный нефтью

Страна должна экспортировать столько нефти, сколько сможет

Богач из Гулага

Богач из Гулага

Отсидев 20 лет, он стал миллиардером!

Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Россия-Китай. Свет и тени экономического сотрудничества на Дальнем Востоке30

24.01.2011 04:30

Прошло больше года с тех пор, как Президент РФ Д.А.Медведев и Председатель КНР Ху Цзиньтао одобрили Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Восточного Китая (2009-2018 гг.). На мой взгляд, эта программа является важной составной частью технико-экономического сотрудничества между нашими двумя странами во многих областях и позволяет содействовать и скоординировать развитию соответствующих регионов России и Китая.




Хотелось бы напомнить, что сразу после подписания этой программы председателем Правительства РФ В.В.Путиным и премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао в российских средствах массовой информации на нее обрушился вал критики от различных политических сил и средств массовой информации. Основным аргументом критики этой программы было заявление, что развитие российско-китайского сотрудничества в соответствии с основными положениями данного документа превращает Россию в сырьевой придаток Китая.
Да, безусловно, в настоящее время структура российско-китайской торговли носит колониальный характер, чего не наблюдалось еще десяток лет назад. Основной чертой российского экспорта по-прежнему являются поставки нефти, леса-кругляка, цветных металлов, химических товаров, а китайского экспорта – продукции машиностроения, бытовой электротехники, транспортных средств, а также товаров легкой и текстильной промышленности. Но мне тогда непонятно, как расценивать торговлю России со странами Европейского Союза, куда доля и объем поставок российских энергоресурсов намного выше, чем в Китай. Россия в последние годы экспортирует примерно 270-300 млн т нефти в год, из которых на Китай приходится от силы 15 млн т, а все остальное достается Европе и США. В этой ситуации если Россию называть сырьевым придатком Китая, то это определение в большей степени относится к Европе. Но в российских СМИ как-то не очень обсуждается этот вопрос, а различные политические силы также не особенно критикуют такое положение дел. Из этого следует, что многие политические партии и СМИ вполне устраивает такая ситуация, когда львиная доля энергоресурсов уходит на Запад, а не на Восток.
Возникает резонный вопрос: а как российское население, или, грубо говоря, обыватель или "улица" (по-английски – "a man in the street", по-китайски – "лаобайсин", ???) относится к данному вопросу. Мой собственный опыт участия в дискуссиях по радио на тему о том, полезно ли такое российско-китайское сотрудничество для России, показал, что большая часть москвичей – примерно 85% из направивших в ходе радиодискуссии свое "да" или "нет" выступила против такого сотрудничества. Однако последующие социологические опросы показали, что не все так однозначно и чем дальше на восток, тем меньше людей выступают против такого сотрудничества. Более того, чем ближе они находятся к Китаю, тем активнее они выступают за развитие такого сотрудничества.
В этом мне пришлось убедиться в начале декабря 2010 г. в ходе моей командировки в Благовещенск. Туда меня пригласил Амурский государственный университет для выступления с докладом на пленарном заседании завершающей Год китайского языка в России российско-китайской научно-практической конференции на тему "Россия и Китай: социально-экономическое взаимодействие между странами и приграничными регионами". Еще за месяц до начала конференции в ходе согласования темы доклада на пленарном заседании обнаружилось, что организаторов и участников конференции интересует не ситуация в китайской экономике, а возможности развития Амурской области, которая находится рядом по соседству с быстро развивающимся экономическим гигантом, занимающим второе место в мире по объему валового внутреннего продукта. В ходе телефонных переговоров с оргкомитетом конференции по согласованию темы доклада на пленарном заседании мне сказали, что состояние китайской экономики они и так представляют себе хорошо. Каждый житель Амурской области по несколько раз в год, а кое-кто и в месяц, наведываются на другой берег Амура в соседний город Хэйхэ прикупить кое-что для дома, для семьи, некоторые, наиболее шустрые, уже купили на том берегу квартиры, которые дешевле чем в Благовещенске в четыре-пять раз за 1 кв. м, равно как и основные потребительские товары на том берегу, а многие просто ездят отдыхать на китайские курорты Далянь, Удаляньчи, Яньтай, Циндао и даже Санья, так как это намного дешевле, чем Сочи, Крым, Турция или европейские курорты с учетом затрат на транспорт. Зато у них так и нет ясности в вопросе о том, каким образом российский Дальний Восток сможет использовать себе на пользу быстро растущий потенциал китайской экономики, поэтому хотелось бы узнать от московского китаеведа, что в Москве думают по данному вопросу. Таким образом, определилась как тема доклада на пленарном заседании, так и основное направление дискуссии в ходе конференции.
За прошедший год в рамках подписанной Программы сотрудничества на 2009-2018 гг. определилось пять основных проектов, по которым началась их реализация, не считая ключевого проекта поставки 20 млн т нефти в год в Китай по ответвлению Сковородино – Дацин от основной трассы нефтепровода Восточный Сибирь – Тихий океан (ВСТО). В число этих пяти проектов входят следующие: 1) строительство трансграничного моста Нижнеленинское – Тунцзян (Еврейское АО – пров.Хэйлунцзян); 2) строительство целлюлозно-бумажного комбината в пос.Амазар (Забайкальский край); 3) программа совместного комплексного освоения лесных ресурсов Еврейской АО; 4) увеличение поставок электроэнергии из Амурской области в провинцию Хэйлунцзян; 5) совместное освоение острова Большой Уссурийский (Хабаровский край).
Для Амурской области два проекта из этого списка имеют решающее значение. Первый проект – поставки электроэнергии из Амурской области в провинцию Хэйлунцзян со знаком плюс, а строительство моста Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской АО со знаком минус. Поставки электроэнергии из Амурской области в Хэйлунцзян осуществлялись с начала XXI века, однако в 2007-2008 гг. поставки в КНР прекратились из-за установленной российской стороной высокой цены за 1 квт.-час по мнению китайской стороны. В 2009 г. началось сооружение вставки постоянного тока мощностью 750 мВт через Амур в Китай, и поставки электроэнергии в КНР из Амурской области возобновились, так как обе стороны, наконец, смогли согласовать ценовой протокол. Дело в том, что после введения в строй Зейской ГЭС с 2005 г. Амурская область стала обеспечивать себя электричеством сама, и возникли излишки электроэнергии, которые надо было куда-то сбывать. Особенно остро они стояли в те годы, когда не удавалось достичь соглашения с китайской стороне по цене за 1 квт./ч электроэнергии. В результате экспортная цена за 1 квт.-час электроэнергии из Амурской области оказалась ниже внутренних цен – 1,25 руб. за киловатт, в то время как внутренняя цена для российских потребителей – 1,95 руб. Дело в том, что электроэнергия – это продукт особого рода, который нельзя хранить на складе и копить у себя, ожидая повышения цен на рынке, и он потребляется сразу после выработки и передачи к объекту. В результате баланс выработанной электроэнергии в Амурской области составляет 8% экспорт в Китай и 92% внутреннее потребление и ее перетоки внутри России. Иными словами, из-за различных внутрироссийских факторов, формирующих цены на электроэнергию – себестоимость производства, монополизм производителя, трансакционные издержки и внешнего фактора – монополия покупателя (или монопсия), Амурской области с трудом удается реализовать ее естественное стратегическое преимущество во внешней торговле – близость к потребителю. Несомненно, такое сотрудничество идет на пользу обеим партнерам. Однако трудности при реализации данного проекта со всей остротой показывают нам нерациональность для российской экономики растущих цен внутри страны и необходимость государственного регулирования на цены продукции естественных монополий.
Другой пример такого рода – строительство мостового перехода Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской АО, который должен быть сдан в 2012 г. Первоначально этот мостовой переход должны были строить в Амурской области – Благовещенск – Хэйхэ, где в начале 90-х гг. наблюдался самый большой объем грузооборота на российско-китайской границе. Однако в настоящее время погранпереход Благовещенск – Хэйхэ по этому показателю обогнали не только крупные железнодорожные погранпереходы Гродеково – Суйфэньхэ и Забайкальск – Маньчжоули, но и малоизвестный погранпереход Краскино – Хуньчунь на юге Приморского края. Ведь именно в пограничном городе Благовещенске в соответствии с соглашением, который подписали в 1995 г. главы правительств РФ и КНР – В.С.Черномырдин и Ли Пэн, должен был быть построен мост через реку Амур, связывающий два города – Благовещенск и Хэйхэ. Однако с тех пор минуло уже 15 лет, но не только не ведется строительство моста, но и нет даже проектной документации. На мой взгляд, такая разница в отношении такого важного инфраструктурного проекта как мост через Амур в двух субъектах РФ связана с отношением местных властей и бизнеса к этому проекту. В Еврейской АО имеется железорудный горно-обогатительный комбинат, владельцы которого кровно заинтересованы в строительстве моста через Амур. Этот комбинат поставляет железорудный концентрат в Китай, и ежегодный объем перевозок составляет 20 млн т. Поставки в обход по железной дороге через ближайшие железнодорожные переходы Забайкальск – Маньчжоули и Гродеково – Суйфэньхэ резко увеличивают цену тонны железорудного концентрата из-за высоких транспортных издержек. Поэтому местный бизнес и власти оказались заинтересованы в строительстве железнодорожного моста Нижнеленинское – Тунцзян для снижения издержек производства одного из крупнейших предприятий Еврейской АО.
В Амурской области – ситуация прямо противоположная. За 20 лет уже сменился десяток губернаторов. Там отсутствует крупный инвестиционный проект, связанный с поставками в КНР или из КНР больших партий груза. Более того, местные бизнесмены, владеющие Благовещенским речным портом и всем портовым хозяйством вообще, не заинтересованы в строительстве моста, так как имеют монопольную прибыль с переправы и всячески стремятся затормозить этот проект. Поэтому после завершения строительства мостового перехода Нижнеленинское – Тунцзян в 2012 г. Еврейская АО получит заметные стратегические преимущества при осуществлении торгово-экономического сотрудничества с Китаем, включая получение транспортной ренты с других дальневосточных субъектов РФ, и в первую очередь, с предприятий Амурской области и Хабаровского края.
Таким образом, российско-китайское приграничное торгово-экономическое сотрудничество может способствовать развитию тех территорий российского Дальнего Востока, которые заинтересованы в сотрудничестве с Китаем и понимают его насущную необходимость. Что касается регионов европейской части России, то Китай от них далеко, информации не так много, и потребуется еще немало времени, чтобы местной власти и бизнесу в европейской части России оценить необходимость и перспективы сотрудничества с Китаем.




НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Россия-Китай. Свет и тени экономического сотрудничества на Дальнем Востоке

Прошло больше года с тех пор, как Президент РФ Д.А.Медведев и Председатель КНР Ху Цзиньтао одобрили Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Восточного Китая (2009-2018 гг.). На мой взгляд, эта программа является важной составной частью технико-экономического сотрудничества между нашими двумя странами во многих областях и позволяет содействовать и скоординировать развитию соответствующих регионов России и Китая.  Далее


Загрузка...
Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
Михаил Богатов
Представитель РОСТЕСТа в Китае, менеджер по России и странам СНГ компании TUV Rheinland Group Asia.
Сергей Цыплаков
торгпред России в Китае
Даниил Сергеев
Независимый журналист
новости партнеров
Загрузка...
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.