Букмекерские конторы
Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Сколково - поучиться у Китая25

Сколково – зона развития новых и высоких технологий или “черная дыра” российского бюджета?

09.05.2011 05:30

Прошло уже больше года, как был запущен проект “Сколково”, направленный на стимулирование развития новых и высоких технологий в России при поддержке российских властей и приоритетного финансирования. Однако до сих пор все пытаются ответить на один вопрос – это будет центр развития новых и высоких технологий в России наподобие Силиконовой долины в США, парка Чжунгуаньцунь в КНР, зоны Синьчжу на Тайване и зоны Цукуба в Японии или это еще один хитроумный способ извлечения денег из государственного бюджета?



Пока еще трудно однозначно ответить на этот вопрос. С одной стороны, к работе в Сколково под Москвой привлечены крупнейшие ученые не только из России, но и со всего мира, имена которых дают стопроцентную гарантию успеха данного проекта. С другой стороны, просачивающаяся информация о нецелевом расходовании средств из государственного бюджета, выделенных на развитие зоны “Сколково”, приумножает число скептиков данного проекта. Чего только стоит информация о результатах строительства 6 км дороги от шоссе к Сколково, на которое было затрачено 6 млрд руб. (около 30% годового бюджета всей Российской академии наук), а сама дорога так и не пережила визит в Сколково куратора проекта - первого заместителя Правительства РФ Игоря Шувалова, о чем в красках поведали нам, россиянам, СМИ.

Для того чтобы ответить на это вопрос, надо проанализировать имеющийся опыт создания аналогичных зон в разных странах мира и, в том числе, опыт создания зон развития новых и высоких технологий в КНР. В мировой науке признано, что первые зоны новых и высоких технологий были созданы в США – в Стэнфорде (район Пало-Альто) на площади в 50 га и в Бостоне (район шоссе 128) в 1951 г. В дальнейшем в 1959 г. в штате Северная Каролина (США) на площади 30 кв. км был создан научный парк “Треугольник” (Research Triangle Park), в 1963 г. – парк Цукуба в Японии, в 1969 г. – научный город София Антиполис во Франции, в 1970 г. – парк Тринити под эгидой Кембриджского университета в Великобритании. От этого процесса не отстал и СССР, в котором в 60-е гг. был основан Академгородок в Новосибирске как научно-исследовательская база, являющаяся крупнейшей по масштабам в России на сегодняшний день.

С 1985 г. в ходе экономической реформы в КНР тоже стали создаваться зоны развития новых и высоких технологий. В июле 1985 г. был создан первый научно-промышленный парк Шэньчжэнь. Затем в августе 1988 г. была принята программа развития науки и техники под названием “Факел”, которая определила создание научных парков как основу движения за развитие новых и высоких технологий. В результате в настоящее время в Китае всего имеется 54 зоны развития новых и высоких технологий государственного уровня с привлекательным льготным налоговым режимом для инвесторов, среди которых можно выделить три ведущие зоны – Чжунгуаньцунь в Пекине, Чжанцзян в Шанхае в зоне Пудун и в СЭЗ Шэньчжэнь. Эффективность деятельности зон развития новых и высоких технологий можно оценить по такому факту: в 2010 г. общий объем экспорта продуктов новой и высокой технологии составил $92,4 млрд (или 31,2% общего объема экспорта).

Для создания и развития зон новых и высоких технологий должны существовать определенные условия, которые включают в себя правительственную поддержку проекта, наличие интеллектуальных ресурсов и действующий механизм инноваций для создания нового высокотехнологичного продукта. В понятие “правительственная поддержка проекта” включаются такие аспекты как принятие новых законов для развития зон новых и высоких технологий, благоприятные финансовые условия для развития зоны, предоставление налоговых льгот и привлечение венчурных инвестиций со стороны от частных инвесторов. Иными словами, проект развития зоны новых и высоких технологий является объектом государственно-частного партнерства. В этом случае государство развивает проект в той сфере экономики, где затраты крайне велики, а сроки окупаемости довольно долгие, и здесь без участия частного капитала, способного осуществить значительные затраты с высокой степенью риска, реализовать этот проект крайне трудно. В данном случае успех Новосибирского Академгородка является исключением из правила и связан как с огромными государственными расходами на его освоение и развитие, так и с энтузиазмом ученых, приехавших из различных районов СССР для реализации небывалого по тем временам научного проекта.

Другими важными условиями успеха в реализации проекта зон новых и высоких технологий являются наличие в зоне интеллектуальных ресурсов и инновационного механизма для создания высокотехнологичного продукта. Как показывает мировой опыт, главным в успехе проекта развития зон новых и высоких технологий является концентрация интеллектуальных ресурсов – научно-исследовательские институты, вузы, центры освоения технологий, конструкторские бюро, что является решающим условием для быстрого роста. Другим таким же важным условием является наличие необходимого инновационного механизма, который бы обеспечивал вовлечение ведущих ученых, конструкторов, инженеров и техников в процесс практической реализации передовых достижений науки и техники.

Известно, что жизненный срок достижений новых и высоких технологий невелик, и их наиболее эффективное использование возможно только в очень короткий период времени. Только при своевременном использовании новых и высоких технологий, основанных на новейших научных достижениях в производстве, можно получить предельный эффект и наибольшую выгоду для развития отрасли. Внедрение новых и высоких технологий – это процесс производства и создания продукта путем испытания, освоения, внедрения и применения новейших достижений науки в сфере создания новых и высоких технологий, процесс взаимодействия науки и капитала, науки и рынка, науки и производства, науки и экономики. Основные районы освоения новых и высоких технологий и называются новыми научно-производственными зонами.

В КНР не стали распылять средства на все направления новых и высоких технологий. Согласно плану “863” было выделено восемь приоритетных отраслей для развития и внедрения передовых достижений науки и техники в производство: 1) информация; 2) биотехнологии; 3) добыча сырья; 4) энергетика; 5) сельское хозяйство; 6) автоматика на производстве; 7) технология переработки морских продуктов; 8) гражданская сфера. Как мы видим, именно в этих сферах науки и техники Китай добился значимых успехов и уже составляет конкуренцию ведущим научным державам.

В 2006 г. в КНР был принят курс на преобразование Китая в государство инновационного типа, значительно увеличились вложения в научно-исследовательскую сферу и НИОКР, что поставило КНР на 3-е место в мире по этому показателю. Быстрыми темпами создаются в КНР технопарки и бизнес-инкубаторы. Ныне на долю Китая приходится 14,7% научных сотрудников мира, в то время как на долю США – 22,8%, Японии – 11,7%, России – 8,9%. По числу выданных патентов Китай занимает 4-е место в мире вслед за США, Японией и Республикой Корея. Китай уже занимает 2-е место в мире по объему высокотехнологичного производства и вышел на 1-е место в мире по производству продукции в сфере информационно-коммуникационных технологий, включая различное оборудование для них – мобильные телефоны, сетевое оборудование, компьютеры, дисплеи, видеотехнику.

Сегодня на долю зон новых и высоких технологий государственного уровня приходится более 50% общей стоимости продукции отраслей новых и высоких технологий. В дельтах рек Чжуцзян (на юге Китая – СЭЗ Шэньчжэнь и Гуанчжоу), Янцзы (зона Пудун в Шанхае, юг ЦзянсуСучжоу и Уси и север Чжэцзяна - Ханчжоу), а также в районе Бохайского залива (зона Биньхай в Тяньцзине, а также города Далянь в провинции Ляонин и Яньтай в провинции Шаньдун) сконцентрирована большая часть высокотехнологичных предприятий, продукция которых конкурентоспособна на мировом рынке. Для этих зон выработана соответствующая льготная политика, улучшены условия инвестиций, организована система социального обеспечения. Здесь создаются предприятия по производству продукции новых и высоких технологий различных форм собственности, включая чисто иностранные предприятия.

Например, в зонах развития новых и высоких технологий в Шанхае и Пекине быстрыми темпами развиваются высокотехнологичные отрасли, такие как микроэлектроника, связь, выпуск компьютерной продукции и программного обеспечения, биофармацевтика, производство новых материалов и др.

За последние годы были получены заметные результаты, способствующие развитию науки и техники в КНР на основе развития зон новых и высоких технологий. Прежде всего, в этих зонах были созданы благоприятные условия для внедрения в производство достижений науки и техники в так называемых “инкубаторах” для венчурных инвестиций, в которых инвестор и изобретатель получают льготные условия для создания инновационного продукта. В зонах создан механизм внедрения в производство достижений науки и техники, который обеспечивает соединение новых и высоких технологий с рынком. Для работы в эти зоны привлечены специалисты, прошедшие обучение за рубежом и предприниматели с новым мышлением. Были вложены необходимые инвестиции для развития предприятий не только со стороны государственной власти, но и частных лиц, которые инвестировали в зону не только свои знания, но и капиталы.

Представляется, что анализ мирового, в том числе и китайского опыта развития зон новых и высоких технологий, позволит нам ответить на вопрос, что такое проект “Сколково”. По ряду показателей, включая уровень государственной поддержки, этот проект, безусловно, может и должен стать зоной развития новых и высоких технологий в России, тем маяком, на который будет ориентироваться российская наука и техника. С другой стороны, по формам и методам конкретной реализации данного проекта, проекту “Сколково” предстоит пройти еще большое расстояние не только до уровня Силиконовой долины в США, но и зоны Чжунгуаньцунь в Пекине или Чжанцзян в Шанхае. Зона Сколково в настоящее время не является местом концентрации ведущих ученых страны, как Академгородок в Новосибирске, в ней не выработан инновационный механизм для привлечения частных инвесторов из России и из-за рубежа в виде государственно-частного партнерства и проектного финансирования. Потребуются еще годы для создания необходимой инфраструктуры для экономического развития зоны, и, самое главное, не выработан механизм вовлечения передовых достижений науки и техники Российской академии наук и ведущих российских университетов в инновационный процесс создания высокотехнологичного продукта, способного конкурировать на мировом рынке. В этой связи возникает вопрос, не слишком ли затратная модель создания зоны развития новых и высоких технологий была избрана. Не получится ли так, что будут затрачены огромные средства из государственного бюджета на единственную зону развития новых и высоких технологий без ощутимой отдачи. В конечном счете, возникает вопрос – не проще ли на выделенные под проект “Сколково” средства развивать уже имеющиеся в России зоны развития науки и техники, такие как Новосибирск, Томск, Дубна, Зеленоград, Троицк, Протвино и другие. Представляется, что в этих зонах на уже имеющейся интеллектуальной базе и достигнутой концентрации опытных конструкторских бюро и сложившейся инфраструктуре при аналогичных затратах из государственного бюджета при создании в них механизма государственно-частного партнерства можно было бы достичь не только результатов не только таких как в китайских зонах – Чжунгуаньцунь в Пекине и Чжанцзян в Шанхае, но и таких, как в Силиконовой долине США.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Сколково - поучиться у Китая

Прошло уже больше года, как был запущен проект “Сколково”, направленный на стимулирование развития новых и высоких технологий в России при поддержке российских властей и приоритетного финансирования. Однако до сих пор все пытаются ответить на один вопрос – это будет центр развития новых и высоких технологий в России наподобие Силиконовой долины в США, парка Чжунгуаньцунь в КНР, зоны Синьчжу на Тайване и зоны Цукуба в Японии или это еще один хитроумный способ извлечения денег из государственного бюджета? Далее


Загрузка...
Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
новости партнеров
Загрузка...
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.