www.chinapro.ru / / Неизвестная революция
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Неизвестная революция28

31.10.2011 05:32

Нынешний 2011 г. богат в Китае на памятные исторические даты. В июле широко и торжественно праздновалось 90-летие основания правящей Коммунистической партии Китая (КПК). В октябре исполнилось сто лет с начала Синьхайской революции.



Сто лет, даже в масштабах истории Китая, – срок немалый. За эти годы страна сильно изменилась, но современность многими нитями неразрывно связана с прошлым. Именно поэтому мне захотелось привлечь внимание читателей к теме Синьхайской революции.

Для тех, кто не очень сведущ в истории Китая, позволю себе дать краткую историческую справку. Началом Синьхайской революции стало вспыхнувшее 10 октября 1911 г. в Учане (провинция Хубэй) восстание против власти, правившей Китаем с 1644 г. – маньчжурской династии Цин. Попытки цинского двора силой подавить его успехом не увенчались. Наоборот, Учанское восстание вызвало в стране цепную реакцию. Менее чем через два месяца 14 из существовавших тогда 18 китайских провинций объявили о своей "независимости" от правительства в Пекине и фактически присоединились к восставшим. 1 января 1912 г. в Нанкине была официально провозглашена Китайская Республика, а 12 февраля регентша, вдовствующая императрица Лунъюй от имени малолетнего императора Пу И издала акт об отречении. Более чем двухтысячелетняя история императорского Китая закончилась, началась новая историческая эпоха.

Предреволюционные годы, сама революция, а также последующее десятилетие являются захватывающе интересным и уникальным в своем роде периодом китайской истории. Он был наполнен острейшей политической борьбой между новым и старым, жаркими идеологическими спорами о путях возрождения Китая, вместил в себя бурный поток событий: войны, восстания, интервенцию иностранных держав, дворцовые перевороты, крутые изменения политического курса и быстрое развитие национального предпринимательства. В эти годы исторического перелома появилась и активно действовала целая плеяда крупных и незаурядных политиков, революционеров, публицистов, мыслителей, многие из которых, хотя и находились по разные стороны баррикад, но оставили свой след в истории, а их идейное и духовное наследие не утратило своей актуальности вплоть до сегодняшнего дня.

Безусловно, что, пожалуй, самой яркой фигурой среди них является Сунь Ятсен, который по праву считается "отцом Китайской республики". В настоящее время в России слова "революция", "революционер" воспринимаются многими, в общем-то, негативно. Так вот Сунь Ятсена с полным основанием можно отнести к числу даже не просто революционеров, а, вернее сказать, пламенных революционеров в самом лучшем значении этого слова. Большую часть своей жизни он посвятил бескомпромиссной борьбе с цинской монархией за установление республики. Начиная с 1895 г. и по 1911 г. Сунь Ятсен и его сторонники предприняли 10 попыток поднять вооруженные антиманьчжурские восстания. Конечно, они не были бескровными. В нескольких из них Сунь Ятсен принимал личное участие, шел под пулями и рисковал собственной жизнью.

Известие о восстании в Учане застало его в США, откуда он через Европу возвратился в Китай. 25 декабря 1911 г. Сунь Ятсена восторженно встречают в Шанхае, а еще через несколько дней представители восставших провинций выбирают его на пост временного Президента Китайской республики. Что там ни говори, но для недавнего политэмигранта и гонимого изгнанника это был просто фантастический карьерный взлет. Однако для людей идеи, имеющих твердые моральные принципы, а Сунь Ятсен принадлежал именно к этому редкому типу, власть сама по себе и ее внешние атрибуты никогда не были самоцелью. Сразу же после отречения цинской династии Сунь Ятсен официально заявляет о своей готовности передать президентские полномочия Юань Шикаю и способствовать тем самым предотвращению гражданской войны и установлению спокойствия в стране. Президент свое слово сдержал, и 1 апреля 1912 г. он добровольно уходит в отставку. Согласитесь, что такой шаг многое говорит о человеке.

И еще один штрих. Выше уже упоминалось, что Синьхайской революции предшествовал целый ряд неудачных восстаний. Конечно, после победы легко можно было бы поддаться чувству мести и попытаться свести счеты с поверженными врагами. Однако этого не произошло. Более того, за отрекшимся императором были сохранены его титул и имущество. Он продолжал жить в императорском дворце и получал денежную субсидию от республиканского правительства. Как аналогичный вопрос был решен в России, читатели, конечно же, знают.

За короткое время пребывания в должности президента Сунь Ятсен успел немало сделать. Были приняты указы о запрете применения пыток при допросах, освобождены люди, проданные в долговое рабство, запрещено курение опиума, введен запрет на варварский обычай бинтовать девочкам ноги… Начали приниматься шаги по поддержке национальной промышленности, развитию образования. Но самое главное – была принята временная Конституция Китайской республики. Ее базовыми принципами были суверенитет народа и разделение властей. Конституция провозглашала равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповедания, давала гарантии свободы предпринимательства и защиты частной собственности. Предполагалось, что Китай должен стать парламентско-президентской республикой с правительством, ответственным перед Национальным собранием. Конечно, авторов Конституции можно упрекнуть в некотором прекраснодушии, утопизме, отрыве от реальных условий жизни Китая того времени. Отчасти это верно, но, тем не менее, Конституция 1912 г. была первой практической попыткой создать действующие демократические институты и современную политическую систему. Через сто лет задачи политической реформы по-прежнему остро стоят перед Китаем и настоятельно требуют своего решения.

Говоря о Синьхайской революции, нельзя не коснуться и такой темы, как идеология китайских революционеров. В ее основе лежали выдвинутые Сунь Ятсеном "три народных принципа": национализм, народовластие и народное благоденствие. Сам Сунь Ятсен понимал под ними, во-первых, свержение власти маньчжурской династии, избавление Китая от кабальных и неравноправных договоров с иностранными державами; во-вторых, создание и упрочение демократической республики; в-третьих, проведение радикальной аграрной реформы ("каждому пахарю – свое поле"), а также осуществление глубокого обновления как экономики, так и социального уклада жизни общества.

Три народных принципа сыграли исключительно важную роль в истории современного Китая. К ним в разное время обращались разные политические силы. В конце 30-х годов 20 века в условиях антияпонской войны Мао Цзэдун выдвигает т-н. концепцию "новой демократии", важнейшей составной частью которой были три народных принципа. Насколько Мао был искренен при этом – большой вопрос, но анализируя ход политической борьбы за власть в Китае после окончания Второй мировой войны, нельзя не признать, что обращение вождя китайских коммунистов к теоретическому наследию Сунь Ятсена стало одной из основных причин, приведших к победе КПК над режимом Чан Кайши, поскольку позволило коммунистам получить поддержку значительных слоев национальной буржуазии и зажиточного крестьянства. Да и в первые годы после образования КНР политика «новой демократии» помогла быстро осуществить восстановление разрушенной экономики страны. Правда, после этого Мао Цзэдун предпочел отказаться от нее и взял курс на форсирование социалистических преобразований. Кончилось это "большим скачком" и "культурной революцией".

Сейчас о трех народных принципах в Китае как-то избегают говорить. Характерно, что даже в речи, посвященной юбилею Синьхайской революции, нынешней генсек КПК Ху Цзиньтао обошел их молчанием. Однако суть дела от этого не меняется, и думается, что для решения стоящих перед Китаем колоссальных задач и проблем социально-экономического развития руководству страны вновь придется обратиться к идейному наследию Сунь Ятсена и Синьхайской революции.


НОВОСТИ КИТАЯ      



 
 
БЕЗ СЛОВ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Дом в огне
Дом в огне
Азиатские игры в Гуанчжоу
Азиатские игры в Гуанчжоу
Разный Китай
Разный Китай
Китайский гламур
Китайский гламур
комментарии
Анечка 1 ноября 2011, 02:39:23
Ах, Андрей Владимирович, и не говорите, у Цыплакова что ни статья, так шедевр. Я тоже обожаю, когда в рубриках появляются его новые творения. Удивительно, как он тонко чувствует чужую страну, четко видит конкретную ситуацию и всегда выдает свое очень оригинальное и индивидуальное мнение на ее счет. Жаль только, что он не так часто пишет, как хотелось бы. Ну, так пусть хоть немного, чем совсем ничего. А статья и на самом деле очень толково написана. Спасибо автору за удовольствие от прочтения!
Щетинин 31 октября 2011, 16:49:49
Сейчас о трех народных принципах в Китае как-то избегают говорить. Характерно, что даже в речи, посвященной юбилею Синьхайской революции, нынешней генсек КПК Ху Цзиньтао обошел их молчанием. - избегают говорить, ибо это низверженный КПК герой?
Петр 31 октября 2011, 16:05:29
уважаемый г-н Цыплаков, почему же мы не перенимаем опыт Китая ? как жаль что они во всем в переди
ВМ$ 31 октября 2011, 16:02:01
Именно в Китае можно дать жизнь любому идеологическому течению, при правильное подаче, обработке и внушению воспринимается все жителями Поднебесной на ура и крепко живет в памяти...Да, статья, интересная, автору спасибо
Андрей Владимирович 31 октября 2011, 15:34:13
На одном дыхании читается...
Алина 31 октября 2011, 11:50:10
Все это безусловно очень интересно, особенно для тех, кто живо интересуется самим Китаем, но не особо знаком с его историей. Думаю, что многие со мной согласятся в том, что у каждой страны существует своя история и она обязательно сопровождается то войной, то революцией, из какой-то главы государство умело извлекают либо выгоду, либо умные выводы на будущее, но ни одно историческое событие не проходит для страны и его народа даром и, тем более, без последствий. А что касается популярности тех или иных политических деятелей, так здесь всегда вопрос был спорным. У каждого есть свои сторонники и противники и у каждых из них существуют на эту тему свои собственные мнения.
Веточкина 31 октября 2011, 07:56:35
По моим замечаниям, многие китайцы Сунь Ятсена уважают. Ехала на днях в такси, так водится, разговорились о политике. "Если бы не было Сунь Ятсена, не было бы современного Китая", - таксист говорит. А как же Мао? Китай объединил именно он, говорю. "Верно-то, верно, но именно Сунь Ятсен изменил сознание китайцев. Так что, без Сунь Ятсена не было бы и председателя Мао". Вот как!
Параправ 31 октября 2011, 06:53:31
Удивительно то, что китайской коммунистической партии уж целых 90 лет. А еще более удивительнее то, что она все еще имеет огромное значение в жизни китайских людей. Про Россию уже такого не скажешь. Для россиян, по-моему, уже ничего святого не осталось...

Написать комментарий (правила)

Имя

E-mail

Комментарий

Текст с картинки
Если вы не можете прочитать текст
на картинке - нажмите "обновить"

Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
новости партнеров
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
Яндекс цитирования    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005–2013
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–22970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.