ChinaPro  Деловой журнал про Китай

Экономические вызовы переходного года37

05.03.2012 05:30

Нынешний 2012 г. для Китая можно назвать особым, "переходным". Осенью состоится очередной 18 съезд правящей Коммунистической партии Китая (КПК), на котором будут намечены основные направления внутренней и внешней политики страны на последующие пять лет и произойдут персональные изменения в высших сферах политического руководства – Политбюро ЦК КПК. Весной 2013 г. будет избран новый глава государства, назначен новый премьер, определена структура и сформировано правительство.




Китай по западным меркам трудно отнести к категории "демократических" стран, но правило периодической смены высших руководителей (не более двух сроков, т.е. в общей сложности десять лет) в нем соблюдается строго. Принцип периодической ротации руководства был заложен в 80-е годы прошлого века Дэн Сяопином, который добился отмены существовавшей ранее системы "пожизненного занятия должностей" и показал личный пример в этом плане, отказавшись от своих постов в партийной и государственной иерархии.

Таким образом, в совсем уже недалеком будущем Китай ждут перемены, о которых здесь думают и к которым готовятся. Однако сейчас, в переходный год, основной акцент делается на обеспечение стабильности в экономике и общественной жизни.

Простых граждан и руководство, в первую очередь, заботит ситуация в экономике. Что будет с экономическим ростом, инфляцией, внешней торговлей? Для многих миллионов китайцев это отнюдь не абстрактные вопросы, поскольку тот или иной ответ на них напрямую влияет на уровень получаемых ими доходов и зарплат, возможности вести бизнес, получить работу – словом, на все то, определяется словом "благосостояние". Текущее экономическое положение по многим параметрам можно охарактеризовать как весьма сложное и неопределенное.

Итоги 2011 г. дали ясный сигнал о том, что в экономике Китая все более отчетливо просматривается тенденция к замедлению роста. В прошлом году ВВП КНР увеличился на 9,2% против 10,4% в 2010 г., причем в четвертом квартале темпы роста составили только 8,9%. Конечно, для подавляющего большинства государств мира о таких показателях можно только мечтать, но нельзя забывать и о том, что в данном случае речь идет о стране, среднегодовые темпы роста экономики которой в последние двадцать лет были на уровне 10,5%, и вполне естественно, что их снижение воспринимается обществом с известной долей тревоги. Волнует даже не замедление само по себе. О его объективной обусловленности и даже некоторой полезности немало говорили не только в самом Китае, но и за его пределами. Проблема заключается в другом: насколько этот процесс является контролируемым, не может ли получиться так, что он станет неуправляемым и приведет к "жесткой" посадке экономики с тяжелыми и непредсказуемыми последствиями. При этом необходимо отметить, что под "жесткой" посадкой в Китае понимают отнюдь не сокращение ВВП, т.е. рецессию, а снижение экономического роста до 4-5%.

Китайское руководство, как известно, очень активно действовало в период мирового кризиса 2008 – 2009 гг., реализовав широкомасштабную и дорогостоящую программу поддержки экономики, которая стимулировала экономическую активность и предотвратила серьезное увеличение безработицы. По большей части стимулирующие меры продолжали действовать и в течение 2010 г. Однако усиление государственного вмешательства в экономику имело и негативный эффект. Переполнение рынка ликвидностью привело к нарастанию инфляционного давления. В этих условиях искусственное стимулирование экономического роста начало постепенно сворачиваться, а всплеск инфляции заставил, начиная с осени 2010 г., ужесточить кредитно-денежную политику.

В целом намечалось, что в 2011 г. китайская экономика будет преимущественно функционировать в нормальном режиме, без искусственной подпитки. Понятно, что такая смена курса предполагала некоторое снижение темпов экономического роста и на это в Китае шли сознательно. Соответствующим образом были определены и приоритеты экономической политики на 2011 г.: "совершенствование отраслевой структуры, борьба с инфляцией, обеспечение роста".

В принципе в первом полугодии 2011 г. события развивались в рамках данного сценария. Меры стимулирования экономики были отменены, экономический рост начал плавно замедляться. Основной проблемой оставалась борьба с инфляцией. Несмотря на то, что для ее обуздания был использован весь арсенал мер экономической политики (уменьшение объемов денежного предложения, ужесточение условий кредитования, товарные интервенции на продовольственном рынке и т.д.), а также административный ресурс (система личной ответственности руководителей провинций городов за уровень цен на продовольственные товары, замораживание тарифов на электроэнергию и воду для бытовых нужд), летом прошлого года уровень инфляции был на очень высоком для Китая уровне – 6,5%, а цены на продовольствие поднялись более чем на 12%, что ударило, прежде всего, по малообеспеченным слоям населения.

К концу лета произошел новый поворот в экономической ситуации. Как это не раз бывало в прошлом, вновь напомнила о себе зависимость Китая от внешней торговли (в 2011 г. ее доля в ВВП КНР составила 50,1%), а точнее, от спроса на зарубежных рынках. Обострение долговых проблем в США и уже полномасштабный долговой кризис в Еврозоне поставили мировую экономику на грань новой рецессии. Месячные показатели темпов роста китайского экспорта стали быстро замедляться: с 24,5% в августе до 13,4% в декабре 2011 г., причем в основном за счет уменьшения спроса на рынках ЕС и США, являющихся основными торговыми партнерами Китая, на которые приходится более трети китайского экспорта. В январе 2012 г. экспорт вышел на отрицательную территорию, сократившись в годовом исчислении на 0,5% - впервые с кризисного 2009 г. Проявились и другие признаки ухудшения экономической ситуации. Среди них можно назвать низкие уровни индекса деловой активности (PMI), сокращение притока иностранных инвестиций и даже наблюдавшийся в конце 2011 г. отток капитала из страны. Все эти обстоятельства породили опасения, что замедление китайской экономики становится неуправляемым.

Перед руководством страны стал вопрос, что делать в сложившихся условиях. Ответ на него был дан на состоявшемся в декабре центральном экономическом совещании в чисто китайском духе: "в условиях стабильности добиваться продвижения вперед, внося микроизменения в экономическое регулирование". Иными словами, это означает избегать резких поворотов в экономической политике и действовать сообразно быстроменяющейся ситуации. Основными приоритетами экономической политики на 2012 г. были названы поддержание стабильного роста, подавление инфляции, структурная перестройка экономики. Воспользовавшись тем, что к концу года инфляционная волна несколько спала (в декабре уровень инфляции составил 4,1%), китайские власти пошли на некоторые шаги по наполнению рынка ликвидностью и увеличению объемов банковского кредитования. Начались разговоры о возможности принятия и других стимулирующих мер.

Эти шаги, а также обещания оказать поддержку малому и среднему бизнесу, расширить сферы деятельности частного капитала, как представляется, свидетельствуют о том, что китайское руководство вновь делает акцент на поддержание темпов экономического роста. Вместе с тем такой маневр в обстановке, когда угроза инфляции отнюдь не устранена, а ситуация на мировых рынках не поддается прогнозированию, выглядит достаточно рискованным. Январский скачок инфляции подтверждает это.

Переходный год начинается в Китае трудно. Очевидно, что стране придется жить в условиях замедляющегося экономического роста, вялого внешнего спроса, реальной возможности нового усиления инфляционного давления. Особенно сложными, по-видимому, будут весенние месяцы текущего года, когда станет более понятным, в каком направлении изменяется экономическая ситуация, каковы могут быть параметры замедления экономики и скрытые в ней риски, а также какие тенденции будут превалировать на международных рынках. От правительства ждут нестандартных шагов и новых решений назревших проблем, которые так непросто предлагать в последний год пребывания у власти.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Экономические вызовы переходного года

Нынешний 2012 г. для Китая можно назвать особым, "переходным". Осенью состоится очередной 18 съезд правящей Коммунистической партии Китая (КПК), на котором будут намечены основные направления внутренней и внешней политики страны на последующие пять лет и произойдут персональные изменения в высших сферах политического руководства – Политбюро ЦК КПК. Весной 2013 г. будет избран новый глава государства, назначен новый премьер, определена структура и сформировано правительство.  Далее


Загрузка...