ChinaPro  Деловой журнал про Китай

Китай: первые шаги нового руководства46

08.07.2013 04:00

Проверенная многовековым политическим опытом древняя китайская мудрость гласит: "Правитель недавно вступил на престол, и народ еще не спокоен". Этот афоризм весьма точно передает специфику переживаемого Китаем момента. Как бы тщательно ни готовилась смена руководства, как бы плавно она ни проходила, во всех случаях масштабные изменения в высших эшелонах власти будоражат общественную атмосферу, вселяют в души людей, как надежды на лучшее, так и порождают смутные сомнения и тревоги в отношении будущего. По мере завершения процесса передачи власти перед новыми китайскими лидерами уже в чисто практической плоскости встали задачи привлечь к себе сердца народа, на деле доказать свое право на лидерство, обеспечить общественную поддержку проводимому курсу. Добиться этого не так просто, как может показаться на первый взгляд. Правда, в свое время Мао Цзэдун сравнивал китайский народ с "чистым листом бумаги, на котором можно писать любые самые красивые иероглифы". Возможно в 50-е гг. прошлого века, когда была сказана эта фраза, она была верной. Однако времена меняются.



За прошедшие годы и особенно в последние 30 с лишним лет китайское общество пережило существенные перемены. Оно стало более зрелым и многообразным. Процессы модернизации и развития рыночных отношений привели к появлению новых социальных групп, интересы которых далеко не во всем совпадают, а часто и противоречат друг другу. В этих условиях поиск идей, способных стать центром притяжения различных общественных слоев или, по крайней мере, наиболее активных и влиятельных из них многократно усложняется. Между тем, необходимость достижения широкого общественного согласия относительно основных направлений политического и социально-экономического развития страны становится все более и более неотложной задачей. Эта неотложность обусловлена тем, что в настоящее время Китай оказался на перепутье.

Начатые на рубеже 70-80 гг. прошлого века экономические реформы уже на своем первоначальном этапе принесли реальные и ощутимые плоды, позволили, пусть и не в одинаковой мере, существенно улучшить материальные условия жизни подавляющего большинства населения. Характерной особенностью преобразований было то, что Дэн Сяопин не пытался внедрить какие-либо абстрактные, почерпнутые из иностранных учебников схемы, а опирался на народную инициативу, поднимая ее до уровня государственной политики. В результате в обществе сложился мощным реформаторский настрой, которые без натяжки можно отнести к числу одной из основных составляющих успеха "китайского экономического чуда". Конечно, в процессе преобразований временами возникали споры, трения и даже конфликты, но в целом общественная поддержка проводимых реформ неизменно оставалась на высоком уровне.

В конце 90-х гг. прошлого века постепенно начали проявляться признаки исчерпания заложенной в эпоху Дэн Сяопина модели преобразований. В области экономики ими явились ограниченность ресурсного потенциала, неравномерность и диспропорции в уровнях развития прибрежных районов и остальной части территории страны, промышленности и сельского хозяйства, произошло также серьезное ухудшение экологической обстановки и т.д. В общественной и духовной сферах к их числу можно отнести резкое и слишком быстрое имущественное расслоение, обусловленное неравенством в доходах; неравные условия доступа различных групп населения к механизмам социальной защиты; сверхвысокий уровень эксплуатации живого труда, а также рост коррупции, утрата нравственных ценностей, идейная дезориентированность, все больший отрыв правящей элиты от простых граждан. Суммируя, можно сказать, что реформы перестали приносить ощутимые плоды всем, а это, в свою очередь, обусловило постепенную эрозию имевшегося ранее общественного согласия относительно путей развития страны.

Было бы неправильным утверждать, что китайское руководство игнорировало эти вызовы и проблемы. Наоборот, после наступления 21 века и, особенно в период пребывания у власти руководителей "четвертого поколения" (2002-2012 гг.), прилагалось немало усилий, направленных на их решение. В качестве примеров можно привести начало реализации крупных программ регионального развития Западного, Северо-Восточного и Центрального Китая, принятие нового трудового законодательства, ограничившего произвол предпринимателей и укрепившего права наемных работников, меры по стимулированию роста зарплат, ускоренное наращивание инвестиций в системы образования, здравоохранения, социальную инфраструктуру села и т.д. В эти же годы была поставлена задача перехода на новую модель социально-экономического развития, предусматривающую обеспечение экономического роста преимущественно за счет увеличения внутреннего потребления и снижения зависимости от внешнего спроса, оптимизацию структуры экономики путем увеличения удельного веса в ней инновационных отраслей и современной сферы услуг. Одновременно нащупывались механизмы разрешения противоречий между различными группами населения, велись поиски политических идей и установок, способных более полно отражать многообразие современных общественных реалий. В период правления тандема Ху Цзиньтао - Вэнь Цзябао такими идеями стали "научно обоснованное развитие" и "строительство гармоничного общества". В них делался акцент на научно обоснованное регулирование социальных процессов, предотвращение неконтролируемого обострения противоречий в материальной и духовной сферах, а также повышение внимания к человеческому фактору, что нашло свое выражение в лозунге "человек в основе всего".

Вышеназванные меры не прошли даром, они позволили Китаю поддерживать высокие темпы экономического роста, избежать крупных потрясений в социальной сфере, выстоять под ударами международного финансового кризиса. В то же время переход на новую модель социально-экономического развития оказался гораздо сложнее, чем это мыслилось ранее, в результате чего не удалось в полной мере гарантировать устойчивое, стабильное и долгосрочное развитие страны.

По большому счету Китай столкнулся с альтернативой: либо осуществить качественный прорыв в своем развитии и продолжить движение по восходящей линии, либо вступить в полосу стагнации, чреватую опасными для правящего режима политическими и экономическими последствиями. Желание избежать второго варианта подтолкнуло китайскую элиту к осознанию необходимости начать новый, более глубокий этап преобразований, который некоторые китайские ученые называют "второй реформой", сопоставляя ее по масштабу задач с той, которую начал Дэн Сяопин 30 с лишним лет назад. На 18 съезде КПК, собственно, произошло оформление данного выбора на самом высоком для Китая политическом уровне. Настало время переходить от слов к делу, в связи с чем так остро и понадобилось сплотить общество, вселить в него энтузиазм и веру в успех.

В качестве идейной основы для консолидации широкого спектра общественных сил новым китайским руководством был выдвинут лозунг осуществления, так называемой, "китайской мечты". Впервые он был публично озвучен генсеком ЦК КПК Си Цзиньпином в ноябре прошлого года практически сразу после завершения партийного съезда. Тема "китайской мечты" доминировала также в речи Си Цзиньпина в марте нынешнего года на сессии ВСНП при его вступлении на высший государственный пост Председателя КНР.

"Китайская мечта" в трактовке нынешнего руководства предполагает органичное сочетание стремлений нации, семьи и личности. Все они, реализуя свои мечты, действуют согласованно, не в ущерб друг другу. Мечты человека о счастье, семьи о гармонии направлены к достижению высшей цели "возрождению великой китайской нации". Таким образом, по Си Цзиньпину получается, что "китайская мечта - это мечта нации и мечта каждого китайца". Для того, чтобы воплотить эти мечты в жизнь требуются "консолидация всех сил Китая", а также "развитие китайского духа", в основе которого лежит патриотизм. К поставленным целям Китай пойдет по "китайскому пути", т.е. пути "строительства социализма с китайской спецификой", который, как мыслится, приведет к созданию "богатого и мощного государства", обеспечит "счастье народу", но потребует не менее ста лет.

В очерченные параметры "китайской мечты" встроены идеологические наработки предыдущих поколений руководства, как то "теория Дэн Сяопина", "идея трех представительств", "концепция гармоничного общества и научно обоснованного развития". Более того, Си Цзиньпин существенно расширил исторические рамки "китайской мечты", утверждая, что она была присуща китайской нации на протяжении последних 170 лет, т.е. начиная с первой "опиумной войны" (1840-1842 гг.). В то же время за бортом оказались идеи, не укладывающиеся в рамки социализма с китайской спецификой, например, введение многопартийной системы, свобода печати, независимость судебной власти и т.д.

В настоящее время трудно сказать, насколько действенным окажется лозунг "китайской мечты". Он обращен практически к каждому китайцу, начиная от рабочих и крестьян и заканчивая "деятелями негосударственных форм экономики и других новых социальных слоев", соотечественникам из Гонконга, Макао, тайваньским соотечественникам, а также этническим китайцам за рубежом. В этом одновременно его сила и слабость. Патриотическая риторика, на которую не поскупился Си Цзиньпин, ориентирована прежде всего на такую тонкую материю, как национальные чувства и, в принципе, может обеспечить их подъем. Другое дело, как долго такой всплеск может продлиться, удастся ли его удержать в приемлемых для властей рамках, не перерастет ли он в неконтролируемую волну национализма. На все эти вопросы ответа пока нет.

Между тем, конструирование "китайской мечты" идет полным ходом. К этому процессу подключены лучшие научные силы страны, в том числе Академия Общественных Наук, система партийного образования. Параллельно делаются попытки организовать движение снизу. В вузах, на предприятиях, в городских кварталах появились "стены мечты", на которых люди могут высказываться о своих мечтах. В этой связи можно ожидать, что отдельные элементы этой идеи будут дополняться и уточняться. Однако уже сейчас вполне определенно можно утверждать, что "китайская мечта" становится девизом правления "пятого поколения" руководства КНР.

Простые люди ждут от власти не только выдвижения новых идеологических ориентиров, но хотят видеть практические шаги по удовлетворению их насущных чаяний. В центре общественного внимания оказались вопросы равенства возможностей и социальной справедливости. Даже результаты официальных опросов общественного мнения показывают, что почти 98% респондентов в наибольшей степени озабочены "расширяющимся социальным разрывом в обществе", а более половины ожидают от правительства мер по его сужению. Большая часть опрошенных заявляет также, что равные возможности для всех являются их главной мечтой. Конечно, руководство страны не может не реагировать на эти настроения.

Одним из раздражителей общественного мнения, который сильно вредит имиджу власти, является шикарный образ жизни высокопоставленных партократов, чиновников и топ-менеджмента госкомпаний, который резко контрастирует с весьма скромными возможностями простых людей. По данным Госкомстата КНР в 2012 г. средняя годовая зарплата в городах на предприятиях госсектора составила 46,77 тыс. юаней, а в частных компаниях, где работает 60% занятых была только 28,75 тыс. юаней. Для наглядности, в пересчете на рубли номинальная среднемесячная зарплата в госсекторе была около 19,5 тыс. рублей, в частном - примерно 12 тыс. рублей. Доходы же крестьян, как правило, не превышают одной трети от городских зарплат в частном секторе.

Стремясь, по крайней мере, хотя бы не дразнить народ, новое руководство попыталось призвать к порядку зарвавшихся представителей элиты. В конце прошлого года партийные и государственные инстанции приняли решения об упрощении и удешевлении церемоний встреч и приемов высокопоставленных руководителей во время их поездок по стране, о сокращении числа сопровождающих лиц при осуществлении официальных визитов китайских лидеров за рубеж. Государственным учреждениям, организациям и предприятиям было указано на недопустимость организации банкетов и корпоративов в люксовых ресторанах и VIP-клубах. Началась повальная проверка обоснованности выдачи льготных номерных плат на автомашины, а сами закупки импортных автомобилей премиум класса для нужд госорганов, включая силовые структуры, были резко ограничены.

Одновременно в практическую плоскость стали переводиться данные на 18 съезде КПК обещания об усилении борьбы с коррупцией. В настоящее время завершается судебный процесс над бывшим министром железных дорог Ли Чжицзюнем (последнего, правда, арестовали еще в прошлом году при прежнем руководстве). Под следствие угодили избранный на 18 съезде в состав ЦК КПК заместитель секретаря парткома пров. Сычуань Ли Чуньчэн, заместитель председателя Госкомитета по развитию и реформе, возглавлявший Государственное управление энергетики (ранг министра) Лю Тенань. Обвинения у всех однотипные: взятки, злоупотребление властью, лоббирование бизнес интересов, моральное разложение и т.д. Деятелей такого ранга в Китае теперь величают "тиграми" коррупции, и счет им идет на штуки, ну а проворовавшихся чиновников рангом пониже, конечно, во много раз больше.

Особенностью нынешней кампании по борьбе с разбазариванием государственных средств и коррупцией является то, что она ведется не только контрольными партийными и правоохранительными органами, к ней все более активно подключаются пользователи социальных Интернет сетей. Например, толчком к началу расследования в отношении Лю Тенаня послужили соответствующие публикации в сети Интернет. Аналогично попались и многие провинциальные чиновники. В целом, если на первых порах казалось, что начавшаяся кампания за чистоту рядов, как это уже не раз бывало в прошлом, сведется к нескольким громким судебным процессам и принятию некоторых популистских мер, призванных "спустить пар" общественного недовольства, то сейчас есть ощущение, что дело может принять более серьезный оборот.

Руководством КПК было принято решение о проведении кампании "практики изучения партией линии масс". Тон этой идеологической акции задал сам Си Цзиньпин в своем выступлении на рабочем совещании 18 июня т.г. По его мнению, необходимость проведения кампании обусловлена тем, что "на фоне глубоких изменений обстановки в мире, стране и партии перед последней с еще большей остротой встали опасности, связанные с духом нерадивости, недостатком способностей, отрывом от масс, пассивностью в отношении коррупции", а "внутри партии отрыв от масс получил значительное распространение", что в концентрированной форме проявляется в "четырех поветриях: формализме, бюрократизме, эпикурействе и стремлении к роскоши". Эти "четыре поветрия" являются "главной причиной, которая наносит вред отношениям между партией и массами" и, соответственно, должны быть устранены.

Речь Си Цзиньпина и опубликованная на следующий день редакционная статья в главной партийной газете "Жэньминь жибао" наделали много шума. Дело здесь не столько в том, что говорил китайский лидер (собственно, он не сообщил чего-то сногсшибательно нового), а скорее в форме подачи материала. Бросилось в глаза почти неприкрытое обращение к терминологии и инструментарию времен Мао Цзэдуна. Сам термин "линия масс", который, как казалось, давно ушел из современного китайского политического лексикона родом из той эпохи. Его политическое "воскрешение", некоторые положения речи Си Цзиньпина навеяли воспоминания о массовых идеологических кампаниях эпохи "великого кормчего". Конкретно речь идет о кампании "по исправлению стиля" (1941-1945 гг.), которая укрепила позиции Мао Цзэдуна в качестве вождя партии и кампании 1951-1952 гг. "трех против" (против коррупции, разбазаривания и бюрократизма), в ходе которой наказаниям подверглись более 4,5% членов КПК. Как результат, некоторые западные эксперты озаботились поворотом "влево" нового китайского руководства. Думается, однако, более уместным было бы говорить о "полевении" общественных настроений в Китае в целом и попытках руководства уловить эти веяния. Может быть, есть еще одна скрытая причина обращения к наследию Мао. Масштаб социальных проблем требует от руководителя страны настоящей харизмы, похоже, что быть лидером просто по должности в рамках коллективного руководства уже недостаточно, и Си Цзиньпин стремится выйти за эти рамки.

Успех начинаний нового руководства будет в решающей степени зависеть от того, насколько удастся привлечь к ним те самые "массы", линию которых собираются изучать, и как далеко рискнет руководство продвинуться по пути реформирования самой партии, развития механизмов общественного контроля, чтобы лечить корень болезни, а не только ее внешние проявления.

В условиях, когда в фокусе общественного внимания оказались в первую очередь социально-политические проблемы, может показаться, что вопросы экономики как бы чуть-чуть ушли в тень. Однако это обманчивое впечатление. Именно положение в экономике в определяющей степени влияло и продолжает влиять на общую ситуацию в стране. Успехи или неудачи в экономической сфере будут в числе важнейших критериев оценки деятельности нового руководства.

После сформирования в марте нового состава правительства акценты в экономической политике несколько изменились. Не забывая о текущих проблемах, правительство все более сосредотачивает свое внимание на долгосрочных целях развития. Выступая в конце мая в Берлине, премьер Госсовета Ли Кэцян отмечал, что Китай должен дать ответ на множество вызовов, в том числе "как в процессе стабильного роста еще более повысить качество и эффективность экономического развития, каким образом преодолеть ограничения, обусловленные недостатком ресурсов и плохой экологией, как обеспечить зерновую и продовольственную безопасность". По мнению премьера, "правильно отвечая на эти и другие вызовы, Китай найдет новые точки роста, откроет новый простор для развития". Краеугольными камнями экономической политики провозглашаются "рыночная ориентация", "углубление реформ", а также "апгрейд экономики".

В рамках этого курса правительство готово пойти на "контролируемое снижение темпов экономического роста" при одновременном ускорении осуществления структурных преобразований. Во всяком случае в первом полугодии нынешнего года, несмотря на видимый нисходящий тренд в экономике, оно не стало прибегать к искусственным мерам по ее стимулированию и избежало искушения смягчить кредитно-денежную политику. Между тем сам пакет реформ пока еще находится в стадии подготовки. На состоявшемся в начале мая заседании Госсовета КНР был объявлен их перечень, в состав которого входят реформы налоговой системы, системы распределения доходов, финансового рынка, а также системы регистрации населения и т.д. Однако временной график их проведения обнародован не был. Понятно, что осуществление крупных структурных изменений (а только, например, реформа системы прописки населения затронет интересы, по меньшей мере, 250 млн. чел.) потребует нескольких лет, но особо тянуть с их началом, скорее всего, не станут. Предполагается, что до конца 2013 г. состоится пленум ЦК КПК по вопросам экономической политики, который расставит "точки над и" и окончательно утвердит программу реформ.

Прошло уже больше полугода со времени 18 съезда КПК, более ста дней из пятилетнего срока отработало новое правительство. Видно, что взявшая в свои руки руль китайского корабля новая команда действительно нацелена на перемены и намерена их осуществить. Обозначены и основные ориентиры движения. Как говорил в свое время Мао Цзэдун "перспективы ясны, но пути к ним извилисты", однако осилить дорогу может только по ней идущий.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Китай: первые шаги нового руководства

Проверенная многовековым политическим опытом древняя китайская мудрость гласит: "Правитель недавно вступил на престол, и народ еще не спокоен". Этот афоризм весьма точно передает специфику переживаемого Китаем момента. Как бы тщательно ни готовилась смена руководства, как бы плавно она ни проходила, во всех случаях масштабные изменения в высших эшелонах власти будоражат общественную атмосферу, вселяют в души людей, как надежды на лучшее, так и порождают смутные сомнения и тревоги в отношении будущего. По мере завершения процесса передачи власти перед новыми китайскими лидерами уже в чисто практической плоскости встали задачи привлечь к себе сердца народа, на деле доказать свое право на лидерство, обеспечить общественную поддержку проводимому курсу. Добиться этого не так просто, как может показаться на первый взгляд. Правда, в свое время Мао Цзэдун сравнивал китайский народ с "чистым листом бумаги, на котором можно писать любые самые красивые иероглифы". Возможно в 50-е гг. прошлого века, когда была сказана эта фраза, она была верной. Однако времена меняются.  Далее


Загрузка...