Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Согласие с условиями политики конфиденциальности
Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Россия почти не видна34

Почему снижается экспорт в Китай технологичной продукции из России?

28.06.2010 05:30

В настоящее время Китай – крупнейший торговый партнер России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который превращается в один из ключевых центров формирующегося нового глобального сообщества. Обе страны – Китай и Россия решают задачи структурной перестройки своих экономик и в равной степени заинтересованы в активизации традиционных и поиске новых форм взаимодействия и сотрудничества.




Взаимодополняемость национальных хозяйств и географическая близость определяют будущие наиболее перспективные направления экономического диалога двух стран. Для России Китай в скором времени, возможно, будет иметь важное значение как крупнейший рынок сбыта продукции машиностроения и источник снабжения отечественного рынка широкой номенклатурой товаров народного потребления, продовольствия и стратегически важных сырьевых товаров. Для Китая приоритетным направлением, видимо, останутся закупки российских удобрений, леса, черных и цветных металлов, химических товаров, машинно-технической продукции. Однако, с каждым годом доля объема российского экспорта технологичной продукции в КНР все падает и падает. В 2009 г. доля технологичной продукции в объеме экспорта составила чуть менее 2%, в то время как в кризисном 1998 г. она составляла свыше 22%. В чем же дело? Почему год от года ухудшается структура российско-китайской торговли?
Как нам представляется, здесь нет ничего странного. Структура российского экспорта в Китай во многом напоминает нам структуру всего российского экспорта, свыше 60% которого представлены энергоносителями, затем древесиной, продуктами водного промысла, продукцией химической промышленности, черными и цветными металлами – всего набирается свыше 90% от совокупных объемов российского экспорта. Однако по инерции многие считают, что для Китая сойдет то, что не проходит на рынки западных стран. Но не следует слишком уповать на то, что в Китае может быть реализована не только продукция российского машиностроения уровня конца 80-х - середины 90-х гг., но и даже самые последние модели Волжского автомобильного завода – “Лада-Калина” и “Лада-Приора”. В начале 90-х гг. российские легковые автомашины “Жигули” пользовались бешеным успехом, и одним из условий почти любой сделки были поставки этих машин в Китай. Однако в настоящее время в Китае уже навсегда потерян коммерческий интерес из-за того, что с начала 90-х годов на территории страны появилось большое количество СП с участием крупнейших западных и японских автомобильных фирм - “Хонда”, “Фольксваген”, “Пежо”, “Крайслер” и другие, производящие продукцию, вполне соответствующую потребностям не только китайского, но и мирового рынка.

Сейчас Китай превратился в страну, которая вышла на первое место в мире по объему экспорта – $1,2 трлн и стала мировой торговой державой, но ее уровень зависимости от экспорта остается довольно высок. При этом в КНР резко в разы увеличилась доля производимой на экспорт продукции машиностроения и новых и высоких технологий как за счет привлечения на территорию страны иностранного капитала, так и за счет повышения технологического уровня собственных предприятий. В 2009 г. доля продукции машиностроения и технологичной продукции уже составила 59,3% всего объема экспорта, а доля продукции новых и высоких технологий – 31,4%.
В 2009 г. в условиях финансового кризиса особенно пострадала российско-китайская торговля. Если в 2008 г. объем внешней торговли между РФ и КНР составил $56,8 млрд, то в 2009 г. – всего $38,8. При уменьшении объема торговли доля России в объеме внешнеторгового оборота КНР ужалась с 2,2% до 1,7%. Вплоть до сегодняшнего дня 90% грузоперевозок на российско-китайской границе составляет российский экспорт в Китай, и лишь 10% - китайский импорт в Россию. По сути дела, Китай более заинтересован в российском экспорте, чем Россия в китайском импорте. Китаю необходимы нефть, лес, рыба, цветные металлы - медь, никель, возникла необходимость в российском природном газе и каменном угле, потребление которых в Китае резко возросло в последние годы. В то же время по мере повышения уровня развития науки и техники Китай постепенно охладевает к экспорту технологичной продукции из России, включая военную технику по линии “Рособоронэкспорта”. Китай уже сам в состоянии создавать аналогичные модели военной техники и просит у России еще более современную технологичную продукцию.
Это произошло по двум причинам. С одной стороны, в 2006 г. в КНР был принят курс на преобразование Китая в государство инновационного типа, значительно увеличились вложения в научно-исследовательскую сферу и НИОКР, что поставило КНР на третье место в мире по этому показателю. Быстрыми темпами создаются в КНР технопарки и бизнес-инкубаторы. Всего в КНР насчитывается только 54 таких зоны развития новых и высоких технологий государственного уровня с привлекательным льготным налоговым режимом для инвесторов. Ныне на долю Китая приходится 14,7% научных сотрудников мира, в то время как на долю США – 22,8%, Японии – 11,7%, России – 8,9%. По числу выданных патентов Китай занимает четвертое место в мире вслед за США, Японией и Республикой Корея. Китай уже занимает второе место в мире по объему высокотехнологичного производства и вышел на первое место в мире по производству продукции в сфере информационно-коммуникационных технологий, включая различное оборудование для них – мобильные телефоны, сетевое оборудование, компьютеры, дисплеи, видеотехнику. Только в 2009 г. в КНР было произведено 619,25 млн мобильных телефонов и 182,1 млн компьютеров всех видов. Да каким образом при таком объеме производства в КНР Россия может найти лакуны для входа на китайский рынок со своей технологичной продукцией! Здесь есть два выхода: первый - самостоятельно развивать науку и технику, создавать новые виды техники и технологий с тем, чтобы войти на китайский рынок, второй – делать то же самое, но в сотрудничестве с Китаем.
Однако есть и другая причина, почему Россия отстает с экспортом в Китай технологичной продукции. Это крайне низкий уровень финансирования фундаментальных наук в РФ, роспуск прикладных научных институтов в 90-е гг. и крайне консервативное законодательство, сдерживающее инвестиции в создание различного рода инноваций, а также сырьевая направленность экономического развития страны, при которой не востребованы достижения науки и техники. В результате в России ежегодно снижается численность научных работников, падает качество выпускников вузов в результате различных реформ в сфере образования (переход на двухступенчатую “Болонскую систему” - бакалавриат-магистрат и введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). Занятие научно-техническим творчеством не является престижным из-за низкого уровня оплаты труда по сравнению с другими видами деятельности. В результате доля РФ на рынке наукоемкой продукции в мире колеблется от 0,15% до 1%. К этому следует добавить, что объем финансирования НИОКР в России не только в 15 раз ниже, чем в США, но и ниже, чем в каждой из передовых промышленно развитых стран, а также в Республике Корея, Китае и Индии. По расчетам академика Глазьева, затраты на НИОКР в России составляют 1,29% ВВП, в том числе на гражданские исследования – 0,8% ВВП, что втрое ниже уровня, необходимого для поддержания простого воспроизводства сохраняющегося в России научно-технического потенциала.

За годы реформ в России так и не заработала ни одна из зон развития новых и высоких технологий, несмотря на различные решения и создаваемые структуры управления на самом высоком уровне. Даже президентский проект “Сколково” под Москвой в основном еще на бумаге. Эта зона, которая по замыслу ее создателей должна создать демонстрационный эффект от своей инновационной деятельности для всей страны, пока не имеет никаких налоговых льгот. Да и местоположение ее не самое удачное – вдали от академических и университетских центров в отличие от аналогичных зон США, КНР, Тайваня, Республики Корея и Японии, что крайне осложняет задачу объединения достижений фундаментальной и прикладной науки и реализации инновационных проектов.
Лишь в последние годы в России стали больше уделять внимания продвижению технологичной российской продукции на китайский рынок. Была создана Российско-китайская палата по содействию торговле продукцией машиностроения и сделаны первые шаги в этом направлении. В частности, в мае 2009 г. в городе Дуннин (провинция Хэйлунцзян) недалеко от российско-китайской границы (погранпереход Полтавка – Дуннин) при поддержке властей провинции Хэйлунцзян проводилась российско-китайская выставка машиностроительного оборудования. В последние годы постепенно компании по производству энергетического оборудования стали продвигать свою продукцию в Китай. В частности, ОАО “Энергомашэкспорт - силовые машины” заключило соглашение о совместном участии в тендерах с китайскими партнерами из провинции Чжэцзян (завод “Фучуаньцзян”), провинции Сычуань (завод “Дунфан”) и Харбинской компанией по производству энергооборудования. Особняком стоит подписанный обеими сторонами Меморандум о строительстве в Китае двух новых блоков Тяньваньской АЭС и возобновление продажи электроэнергии из России в приграничные районы на Северо-Восток Китая.

Однако развитие новых форм сотрудничества идет довольно медленными темпами. На поручительскую переработку и сборку - одну из наиболее простых форм производственной кооперации - приходится (включая переработку давальческого сырья) чуть более 10% от общей суммы двустороннего товарооборота. Не вызывает сомнения, что именно в сфере производственной кооперации кроются значительные резервы роста российско-китайского товарооборота. В первую очередь следует поощрять развитие производственного сотрудничества в энергетике, машиностроении, в частности, производстве станков и энергетического оборудования и технологий. Очень перспективными выглядят планы совместной разработки и изготовления авиационной техники нового поколения. Как нам представляется, работа по продвижению на китайский рынок продукции гражданского машиностроения является одной из главных задач российско-китайского торгово-экономического сотрудничества, решение которой позволит резко увеличить объем внешней торговли между РФ и КНР и долю российского экспорта технологичной продукции в Китай.


НОВОСТИ КИТАЯ      



 
 
БЕЗ СЛОВ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Дом в огне
Дом в огне
Азиатские игры в Гуанчжоу
Азиатские игры в Гуанчжоу
Разный Китай
Разный Китай
Китайский гламур
Китайский гламур
комментарии
!!! 9 июля 2010, 17:05:52
Почитал комментарии, и как-то грустно стало, в такой великой стране живем, и такое к ней отношение. Я думаю не один китаец, американец или еще какой другой национальности человек, не позволит подобных изречений в адрес своего отечества, каким бы оно не было. Место рождения, как и родителей не выбирают.
Мермоний 9 июля 2010, 10:28:06
Господа уважаемые, да в своем ли вы уме, коль такие изречения пишете?! Эдак до чего ж тогда договориться-то можно! Да будет вам известно, любезнейшие, чтобы великие открытия делать, вовсе необязательно поститься! А обет безбрачия и бездетности даже не всякий священник принимает. Ведь и одному человеку без семьи тоже одеваться да кушать надо. Есть у нас, слава богу, в России и такие идейные ученые, которым и спиногрызы, как вы бездарно выразились, не мешают открытия творить. И честь таким и хвала!
china-glocal.com 9 июля 2010, 07:28:52
Китай не покупает российскую технологическую продукцию по трем простым причинам: во-первых, ее катастрофически мало (особенно в сравнении с ресурсами), во-вторых, она неконкурентноспособна по сравнению с западными аналогами, в-третьих, Китай покупает лишь то, что не может получить другими путями, например, скопировав. Кроме того, Китай уже сегодня располагает серьезной технологической базой, по многим параметрам превосходящей российскую. КНР прилагает усилия для качественного скачка в экономике, и тут работает целый ряд национальных и местных программ, направленных на комплексное развитие передового производства. У России совсем другая ориентация экономики в целом: продажа ресурсов. Чему же удивляться? Обе страны делают то, что умеют лучше всего. Поэтому мне непонятно, зачем пытаться продать Китаю те технологические крохи, которые тот еще может купить? Неужели Россия сможет на этом заработать? Мне это напоминает добрый совок, когда товары продавались "в нагрузку". В нагрузку к лесу и нефти возьмите наш хай-тек. Или кто-то всерьез полагает, что через такую торговлю Россия и Китай смогут совместно развивать инновации?
Бер 8 июля 2010, 20:41:02
Да уж, особенно у нас в стране ученым надо обет безбрачия и бездетности давать. И вообще надо не Сколково строить, а открыть филиалы при монастырях, чтоб они там в келье своей сидели, постились, и великие открытия придумывали.
Ленин 8 июля 2010, 17:58:51
«Мне кажется, что настоящим ученым надо родиться». Нда, только такому ученому, о которым вы пишите, надо заранее дать обет безбрачия, и бездетности. Чтоб не мешали спиногрызы, великие открытия на свет производить.
Идейная 8 июля 2010, 11:28:30
Мне кажется, что настоящим ученым надо родиться. Как правило, настоящий ученый делает свое дело, не взирая на оплату или признание или непризнание. Ну, это конечно, фанаты. Таких мне кажется, не очень много. Но, все же они есть. Сейчас конечно одной идеей сыт не будешь. Поэтому российскому правительству следовало бы изменить отношение к ученым головам, чтобы эти головы не за спасибо работали на свою Родину.
Жека 7 июля 2010, 19:04:21
«Гении у нас в России, конечно, же есть. Только в основном, непризнанные». Ну почему же непризнанные, очень много ученых которые работают во всяких там РАН, но дело то в том, что государство не выделяет средства на их научные труды и разработки. Да и ученым «не по уму» заработную плату платят. Вот если бы наше государство могло совместить и достойную оплату труда, и инвестирование в научные разработки, у нас тогда треть населения в науку бы ударилось.
Доцент 7 июля 2010, 10:33:08
Китайцы пытаются проникнуть на рынок высоких технологий…Устаревшая информация. Да, китайцы на этом рынке давным-давно уже свои! Это российские умы пытаются как-то проявиться да похвастаться своей гениальностью. Гении у нас в России, конечно, же есть. Только в основном, непризнанные. А за китайскими умами нам не угнаться. А если говорить о японцах, так и можно вовсе ничего не говорить.
Математик 6 июля 2010, 18:26:10
Китайцы сейчас пытаются проникнуть на рынок высоких технологий. Чем и Россия занимается. Но дело в том что у Китая это получается, а Россия топчется на месте. А если они и фундаментальную науку разовьют, до андронного коллайдера конечно у них не хватит возможности, но все это не за горами. Да и в космос они уже летают.
Маха 6 июля 2010, 15:50:37
Новые технологии, так или иначе зависят от научных достижений, и если у Китая будут технологии, то зачем им тогда нужны все остальные страны. Конкурентов не любит никто. Хотелось бы чтоб Китай оставался просто фабрикой, но развитие то не остановишь, а фабрикам надо сырье.
PAY PAN 6 июля 2010, 12:28:31
А никто не задумывался, почему "Даже президентский проект “Сколково” под Москвой в основном еще на бумаге"? Согласно последним новостям, Минфин представил правительству России расчеты, в соответствии с которыми на развитие иннограда в Сколково предлагается выделить 110,5 млрд рублей. Вы только вдумайтесь в эту цифру! Солько денег уйдет на строительство и инфраструктуру наукограда (а мне кажется, что цифра со временем может стать намного больше). А будет ли отдача?
Патриот 5 июля 2010, 18:41:48
Что ученые умные головы, что художников или просто очень одаренных людей к великому сожалению, у нас в России ценили только после смерти. Этому можно даже не удивляться. А если человек захотел лучшей доли, и решил поехать работать за границу, у нас его еще и обзовут изменником Родины. А то, что родина изменяет свому народу этого, увы, никто не видит. Родина одна, а народу много.
Маргарита Иванова 5 июля 2010, 12:12:39
К сожалению, прав Островский. Не ценит наше российское правительство ученые умные головы. И пусть здесь кто-то и обижается за Россию, а то что из нее гениальные умы сбегают заграницу, где находят признание, виноваты наши чиновники в Кремле. Это при Петре Первом активно развивали науку, за своих соотечественников он активно радел. А сейчас… Никого нашим «портфелям» не надо. В медицине нищета, в педагогике, да долго этот список можно продолжать…
Полиглот 2 июля 2010, 13:47:38
Многоуважаемая Краса России, а вам не кажется странным очень точно цитировать какого-то политика и не указывать его фамилии? Вы что заучиваете наизусть цитаты политиков, не читая их имен? А то, что Россия уже давно на грани подписания многолетнего контракта на поставку газа для Китая, уже, наверное, и школьник знает. Вы здесь Америки не открыли.
Мама Клава 2 июля 2010, 13:03:56
Наш рынок сплошь завален иностранной продукцией именно потому, что нашей продукции нам самим не хватает, вы зайдите магазин и посмотрите, мясо аргентинское и австралийское, масло новозеландское, ширпотреб китайский, трикотаж белорусский, из Турции шубы возим, машины в Японии покупаем, а своего то совсем ничего. Такая огромная страна, а сами себя ни одеть, ни обуть, не накормить. Где же будет видна наша Россия, только нефтяные вышки и видно да трубы для подачи газа.
Ольга 2 июля 2010, 08:13:31
«Сейчас Китай превратился в страну, которая вышла на первое место в мире по объему экспорта – $1,2 трлн и стала мировой торговой державой» - это результат стремления Китая стать абсолютно независимой страной. И, тем не менее, не смотря на это «…ее уровень зависимости от экспорта остается довольно высок». Выйти на первое место и продолжать быть очень зависимой… Парадокс какой-то. Что-то одно в другое не увязывается..
Стрижаченко 2 июля 2010, 07:09:40
Краса России: Откуда при таком раскладе россиянам ждать всех будущих инноваций, диверсификаций и наукоемкости – остается непонятным. Ведь все закрутилось по прежнему кругу: от них к нам - товары и технологии, а от нас – опять сырье: нефть, газ, лес и т.д.
Доцент 1 июля 2010, 21:38:13
Вот уж для меня просто открытие, что « В начале 90-х гг. российские легковые автомашины “Жигули” пользовались бешеным успехом, и одним из условий почти любой сделки были поставки этих машин в Китай». Честно сказать, в те годы я был школьником, и российско-китайские отношения меня мало интересовали. Может поэтому этот момент в своей жизни я упустил. Но честно сказать, я понимаю, почему после прихода на рынок таких монстров как “Хонда”, “Фольксваген”, “Пежо”, “Крайслер”, наши «Лады» быстро сдулись. Как их вообще можно сравнивать.
Краса России 1 июля 2010, 18:46:15
Кто-то из наших политиков сказал «Приоритетными отраслями для китайских инвестиций в Россию могут стать лесоперерабатывающие предприятия, освоения месторождений минерального сырья, руд черных металлов, автомобилестроение, сельское хозяйство, пищевая промышленность. Со своей стороны российское правительство готово в течение ближайших 15 лет стать крупнейшим поставщиком энергоносителей в Китай.»
Kaliostro 1 июля 2010, 12:12:46
По поводу «белых воротничков» - это очень верно подмечено. Уж эта категория граждан всегда найдет себе место под солнцем. Не скажу, что это плохо. Наоборот, побольше бы таких людей. Это очень трудолюбивые люди. А у нас, как известно, под лежачий камень вода не течет. Надо на свое будущее пахать, как пчелка и потом пожинать свои труды. Извините, может слеганца не по теме, но просто, что-то высказывание Натальи Сергеевны навеяло на такие вот мысли.

Написать комментарий (правила)

Имя

E-mail

Комментарий

Текст с картинки
Если вы не можете прочитать текст
на картинке - нажмите "обновить"

Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
новости партнеров
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
Яндекс цитирования    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005–2013
© ChinaPRO Media Group
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране
культурного наследия. Свидетельство Эл № ФС 77 – 22970, от 20.01.2006 г.
Учредитель: Колесов Е.В. Главный редактор: Демьянец О.В. эл. почта contact@chinapro.ru, тел. 10-86–130 0204 6312
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.