www.chinapro.ru / / Будет ли Москва такой, как Шанхай?
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Есть ли жизнь на Марсе

Есть ли жизнь на Марсе

Китай планирует осваивать новые территории

Рост, обеспеченный нефтью

Рост, обеспеченный нефтью

Страна должна экспортировать столько нефти, сколько сможет

Промышленный центр мира

Промышленный центр мира

Жить или не жить?

Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Будет ли Москва такой, как Шанхай?34

Еще раз к итогам визита Президента России Дмитрия Медведева в Китай

25.10.2010 05:30

На третий день недавно состоявшегося визита в Китай Президент России Дмитрий Медведев посетил крупнейший город страны – Шанхай, на территории которого вместе с прилегающими к нему уездами проживает 18 млн человек, а в собственно городских кварталах – 16 млн человек. Это намного больше, чем в Москве. Однако, несмотря на большую скученность населения, огромное количество небоскребов и прочих зданий, в городе полный порядок.



Благодаря развитой сети автомобильных дорог как спрут опоясывающих различные районы Шанхая в городе прекрасно налажено транспортное сообщение. Если в начале реформ город прирастал в основном вширь за счет свободных территорий, в частности, находящемся на другом берегу реки Хуанпу района Пудун, то в последнее десятилетие он стал расти вверх и вниз за счет строительства двух-, а то и трехэтажных дорог и подземных туннелей, в том числе и под рекой Хуанпу и многоэтажных уличных развязок на пересечении дорог. Разумеется, Шанхай по-прежнему не застрахован от уличных пробок и заторов, но они по своим масштабам никак не могут сравниться с уже получившими мировую известность московскими автомобильными пробками.

Основная цель поездки Дмитрия Медведева в Шанхай – это посещение международной выставки ЭКСПО-2010. Визит был приурочен к празднованию Дня России, которое состоялось 28 сентября и совпало с днем рождения самого знаменитого китайского философа, мыслителя и педагога Конфуция. Хотелось бы напомнить, что в свое время Москва тоже приняла участие в конкурентной борьбе за право принять на своей территории ЭКСПО-2010, но проиграла этот конкурс Шанхаю. В то время мне довелось принять участие в одной из презентаций, которая была посвящена участию Москвы в конкурсе на проведение ЭКСПО-2010. Уже на тот момент для меня, для китаеведа со стажем, было очевидно, что Шанхай выиграет это соревнование. Но для чиновников из московской мэрии это было далеко не очевидно. В своей речи во время презентации Москвы на конкурс ЭКСПО-2010 я порекомендовал всем обратиться к китайскому опыту проведения реформы в целом и городского строительства в Шанхае в частности. Я говорил о том, что Шанхай – очень сильный конкурент для Москвы, который, по всей видимости, выиграет конкурс. Но чиновники из московской мэрии не думали, что Шанхай обойдет Москву. Из зала слышались реплики такого рода: “Да что Китай может? Они питаются одной плошкой риса в день. Да у них нет денег на такие мероприятия!” и далее в том же духе. Возвращаясь домой, я думал о том, насколько живучи стереотипы о Китае, как о нищей стране, которые сложились за многие годы…

Интересно, что именно в Шанхае, городе вчистую победившем Москву на конкурсе за право принять международную выставку ЭКСПО-2010, был подписан указ об отрешении от должности мэра российской столицы. Почему именно в Шанхае был подписан указ? Не потому ли, что сравнение городского хозяйства двух городов было настолько не в пользу Москвы?

У меня было 20 лет на то, чтобы делать эти сравнения. Первый раз в Шанхай я попал в 1985 г., когда был стажером Китайского Народного университета в Пекине и оттуда выехал в командировку в Шанхай для сбора материалов для своей докторской диссертации и изучения опыта проведения экономической реформы в Шанхае. Город в те годы выглядел достаточно своеобразно и в полной мере совпадал с теми районами советских городов, которые народ называл “шанхаями” или “шанхайками”, что показывало, во-первых, огромную скученность населения, во-вторых, хаотичность застройки. Исключением были главная набережная города Вайтань (или по-английски “The Bund”), которая выглядела вполне по-европейски с построенными еще в 20-30-е гг. зданиями банков, первоклассных гостиниц и административных учреждений и главная улица Шанхая – Наньцзинлу, являвшаяся главной торговой улицей города, где почти в любое время дня одновременно находилось огромное множество людей. Прогулки по главной набережной Шанхая – Вайтань в апреле 1985 г. представляли большой интерес и своими видами для фотографирования. С одной стороны, вполне современный город ХХ века – старый район Шанхая Пуси со всеми зданиями, жилыми домами, административными учреждениями и огромными толпами китайцев. С другой стороны – через реку Хуанпу – остров Пудун, на котором росли дикие камыши, тростник и конопля, а у самого острова стояли старые китайские джонки и сампаны, с которых китайские крестьяне в своих остроугольных соломенных шляпах и старых синих хлопчатобумажных блузах ловили рыбу. Глядя на эту картину, уж никак нельзя было представить вид новой экономической зоны Пудун с башней “Жемчужина Востока” и большим количеством высотных зданий и небоскребов на острове на другом берегу реки через 20 лет.

Моя следующая поездка в Шанхай состоялась через 19 лет в 2003 г. Когда я оказался в том же месте на набережной Вайтань и посмотрел на другой берег, я почувствовал, что попал в машину времени, которая меня перенесла на много лет вперед. Ну не могло все так измениться, нельзя так преобразить облик Пудуна за такой короткий срок! Принимающие меня китайцы начали мне объяснять, что такое преображение произошло не сразу, что сюда были вложены большие инвестиции, работы было много, но труд был вознагражден. Мне даже рассказали местную пословицу конца 80-х – начала 90-х годов, когда начал осваиваться Пудун: “Лучше иметь койку в Пуси, чем квартиру в Пудуне”. Однако сегодня зона Пудун – одна из самых современных передовых районов Китая, где имеется не только разветвленная транспортная сеть, включая линии метрополитена, не только просторные автотрассы с большими транспортными развязками, не только большое количество новых гостиниц с различными ценами – от роскошных пятизвездных отелей до маленьких недорогих гостиниц и общежитий, но и скоростной поезд на магнитной подушке до международного аэропорта Пудун. При этом Шанхай хорошо сохранил свой исторический центр со своими достопримечательностями – парк Юйюань, здание, где был проведен I съезд КПК в 1921 г., старые улицы города и различные музеи в центре города, здания которых были реставрированы

К сожалению, Москва в этом сравнении явно проигрывает. По дорогам на машинах стало трудно ездить из-за автомобильных пробок, как в центре города, так и на ведущих в область шоссе, в метро стало жарко и душно, точечная застройка, в которых большая часть квартир не заселена, а огромные торговые и административные комплексы заполнили собой все свободные озелененные территории, исторический центр города утратил свое своеобразие, так как на месте старых домов и гостиниц появились “новоделы”, на которые страшно смотреть и которые по своему качеству и рядом не лежат с построенными в сталинский период зданиями. Причина тому коррупция. Безусловно, и в Шанхае были и случаи злоупотребление служебным положением, но за городскими руководителями был жесткий контроль со стороны Дисциплинарной комиссии города, которая имела чрезвычайно большие полномочия. К примеру, первого секретаря парткома Шанхая, члена Политбюро ЦК КПК Чэнь Лянюя не спасло от наказания даже его чрезвычайно высокое положение. По итогам работы Дисциплинарной комиссии он был снят со всех постов, отдан под суд и приговорен к высшей мере наказания, о чем широко сообщалось не только в китайской, но и мировой печати. Постоянный контроль за деятельностью городских властей привел к тому, что планы по развитию городского хозяйства Шанхая служат интересам развития экономики города, интересам городских жителей. Шанхай за годы реформ стал маяком и буксиром, который ведет за собой не только экономически развитые районы Восточного Китая, но и всей страны в целом, которая во многом ориентируется на шанхайский опыт развития городского хозяйства.

В нынешних условиях напрашивается один вывод для нового руководства Москвы – надо срочно изучать опыт развития городского хозяйства Шанхая, как положительный, так и отрицательный, постараться изучить все аспекты развития города – развитие транспорта, административной и социальной сферы, здравоохранения, науки и образования, а также администрирования. И только после внимательного изучения опыта реформ городского хозяйства Шанхая можно будет принимать решения о том, как дальше управлять Москвой и сделать жизнь москвичей такой, как провозглашено в главном лозунге ЭКСПО-2010 в Шанхае – “Лучше город – лучше жизнь”.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Будет ли Москва такой, как Шанхай?

На третий день недавно состоявшегося визита в Китай Президент России Дмитрий Медведев посетил крупнейший город страны – Шанхай, на территории которого вместе с прилегающими к нему уездами проживает 18 млн человек, а в собственно городских кварталах – 16 млн человек. Это намного больше, чем в Москве. Однако, несмотря на большую скученность населения, огромное количество небоскребов и прочих зданий, в городе полный порядок. Далее


Загрузка...
Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
Михаил Богатов
Представитель РОСТЕСТа в Китае, менеджер по России и странам СНГ компании TUV Rheinland Group Asia.
Сергей Цыплаков
торгпред России в Китае
Даниил Сергеев
Независимый журналист
новости партнеров
Загрузка...
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.