ChinaPro  Деловой журнал про Китай
Экспертиза

Китайские автомобили в России 2

28.09.2009 05:30

Финансовый кризис стал причиной удорожания кредитных ресурсов, сокращения уровня доходов населения и роста безработицы, что нашло негативное отражение в снижении покупательной способности граждан, особенно в сегменте товаров длительного пользования.



Как следствие, за первые восемь месяцев 2009 г. продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России сократились на 51%, опустившись до уровня 989 996 единиц (по данным Ассоциации европейского бизнеса). Глубокий спад объемов продаж затронул подавляющее большинство представленных на автомобильном рынке РФ отечественных и иностранных производителей (в том числе имеющих производство в нашей стране). Например, продажи продукции АвтоВАЗа по итогам восьми месяцев 2009 г. снизились на 44% (до 241 405 автомобилей), Chevrolet и Ford сократили продажи на 54% до уровней 74 066 единиц и 59 145 единиц соответственно, Nissan стал продавать на 55% автомобилей меньше (47 266 автомобилей), у Toyota продажи упали на 62% (до 48132 машин).

Несмотря на снижения объемов продаж автомобилей в РФ, динамика продаж продукции некоторых китайских производителей выглядит в целом лучше рынка. Так, за первые восемь месяцев текущего года продажи автомобилей китайского производителя Geely выросли в 4,2 раза, составив 5904 единиц. Другой "китаец" – компания Chery – по итогам января-августа 2009 г. продемонстрировала спад продаж на 80% до 2500 машин. Тем не менее, в августе прирост продаж продукции компании к июлю вырос на 130% и, казалось бы, имеет определенную тенденцию к росту.

Однако перспективы китайских производителей на российском рынке все же не столь радужны, как может представиться на первый взгляд. Доля китайских автомобилей в общем объеме продаж в РФ постепенно сокращается, и в настоящий момент она не превышает и 2%, что более чем в полтора раза ниже показателя наиболее удачного для "китайцев" 2007 г. В то же время, демонстрируемая в последнее время динамика прироста объемов продаж китайских автомобилей объясняется скорее эффектом "низкой базы", влиянием действия спецпредложений (например, в случае с Chery), и, в определенной степени, перераспределением долей самих китайских производителей на российском рынке.

По нашим оценкам, увеличению объемов продаж китайских автомобилей на российском рынке в ближайшие полтора-два года будут препятствовать несколько факторов. Первый – это высокие таможенные пошлины на ввозимые в Россию иностранные автомобили. Введены они были в качестве меры поддержки отечественного производства автомобилей, и касались всех импортных автомобилей, однако в наибольшей степени затронули именно продукцию китайского автопрома. Главным ее преимуществом всегда являлась цена, однако при текущих ввозных пошлинах фактически китайские авто оказались неконкурентоспособны даже по сравнению с продукцией отечественного АвтоВАЗа. В указанных условиях наиболее оптимальной стратегией для китайских производителей могло бы стать создание (либо расширение) производства на территории России, как это делают другие «иностранцы». Однако в таком случае вряд ли китайская продукция окажется дешевле, это, скорее всего, лишь даст пропуск китайцам дальше развивать свой бизнес в нашей стране. Кроме того, в текущих условиях маловероятно, что китайские автопроизводители будут готовы налаживать в России полноценное производство автомобилей – для них в настоящий момент более интересен внутренний рынок и экспорт в продукции в страны с более демократичной таможенной политикой.

Вторым немаловажным фактором, препятствующим росту доли китайских автомобилей в России, нам представляется сложившийся негативный имидж относительно их качества. Устранению данной проблемы, очевидно, будет способствовать повышение качества автомобильных комплектующих (соответствие стандартам безопасности, ГОСТам и прочее) и существенное улучшение постпродажного обслуживания. Именно указанные критерии традиционно вызывают наибольшие нарекания отечественных покупателей, однако инвестиции китайских производителей в строительство необходимой инфраструктуры, повышение качества производимой продукции и маркетинг неизбежно скажутся на стоимости автомобилей, что потребует от китайских производителей выхода в более конкурентные сегменты автомобильного рынка ввиду переориентации на более платежеспособную покупательскую аудиторию.

По нашим прогнозам, в случае успешной реализации политики по повышению качества выпускаемой продукции, грамотного построения дилерской сети (с повышением стандартов обслуживания клиентов), а также более эффективной, нежели сегодня, маркетинговой политики, китайские производители смогут существенно увеличить свою долю на российском рынке автомобилей уже в перспективе ближайших трех-пяти лет. Это также способно стать драйвером увеличения рыночной доли "китайцев" и на европейских рынках, обладающих высокой емкостью и платежеспособным спросом.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Китайские автомобили в России

Финансовый кризис стал причиной удорожания кредитных ресурсов, сокращения уровня доходов населения и роста безработицы, что нашло негативное отражение в снижении покупательной способности граждан, особенно в сегменте товаров длительного пользования. Далее


Загрузка...