14.12.2009 04:30
Расширение торговли между Россией и Китаем и поддержание стабильного делового климата очень важно для обеих стран. На это есть веские причины. Китай заинтересован в повсеместном увеличении своего экспорта в Россию и добивается в этом направлении существенных преференций. В настоящее время сальдо российско-китайской торговли является отрицательным, то есть китайский импорт превышает российский экспорт, хотя в последнее время этот разрыв стал сокращаться. Эта тенденция была вызвана естественным снижением внутрироссийского спроса в связи с кризисом.
С началом ипотечного кризиса в США летом 2007 г. экспорт китайской продукции стал существенно сокращаться. Китаю пришлось как-то сдерживать рост своей экономики, стимулировать внутренний спрос и одновременно увеличивать поставки за рубеж. Поэтому с 1 января 2008 г. китайское правительство отменило льготные налоговые режимы для иностранных предприятий, что оказало существенную поддержку местным производителям и экспортерам.
России, чтобы как-то ограничить себя от экспорта готовой китайской продукции и изменить структуру торговли с Китаем, в которой сейчас преобладает сырье (газ, нефть, древесина), следовало бы, помимо усиления таможенного контроля на границе, ввести импортное квотирование и антидемпинговые меры. Сейчас стоимость китайской продукции слишком низкая из-за завышенного курса юаня по отношению к доллару. Но российские власти в текущих условиях пойти на эти меры не могут, так как Китай обладает огромным капиталом и инвестиционными возможностями. А Россия сейчас чрезвычайно нуждается в китайских инвестициях.
Российские реалии таковы, что осуществление китайские инвестиций в Россию идут в основном через банковскую систему, а доля прямых инвестиций не является достаточной. Так происходит потому, что у иностранных инвесторов нет уверенности в стабильности правового режима в России.
Однако по российскому законодательству иностранные инвесторы имеют значительные льготы. Если иностранные инвесторы осуществляют капитальные вложения, то даже в случае резкого ухудшения налогового климата, налоговая нагрузка для инвестора останется прежней до истечения срока окупаемости вложений, но не более чем на семь лет. В российском законодательстве иностранные инвестиции имеют приоритет, поэтому необходимо обеспечить максимальный эффект от иностранных вложений.
С помощью китайских инвестиций можно было бы реализовать инфраструктурные проекты в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, причем связанные не только со строительством нефте- и газопроводов в Китай.
Генеральный директор НКГ «2К Аудит - Деловые консультации», к.э.н.
© Деловой журнал ChinaPRO, 20052013
© ChinaPRO Media Group
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране
культурного наследия.
Свидетельство Эл № ФС 77 – 22970, от 20.01.2006 г.
Учредитель: Колесов Е.В. Главный редактор: Демьянец О.В. эл. почта contact@chinapro.ru, тел. 10-86–130 0204 6312
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся
в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций
и комментарии читателей.
"Поэтому с 1 января 2008 г. китайское правительство отменило льготные налоговые режимы для иностранных предприятий, что оказало существенную поддержку местным производителям и экспортерам." Это полная ахинея. Говорить так может лишь человек, абсолютно не имеющий представления о китайских реалиях. Введение единого налога на прибыль предприятий - это совсем не антикризисный ответ Китая. Эта реформа была запрограммирована, по крайней мере, лет 5-7 назад. Этот закон нельзя рассматривать вне новых норм, касающихся общего подхода к иностранным инвестициям в Китае.