01.02.2010 04:31
За прошедшие полгода в России произошло несколько техногенных катастроф: авария на Саяно-Шушенской ГЭС; терракт "Невский экспресс" (который, среди прочих, имел аспекты техногенной катастрофы: сиденья в вагонах не выдержали удара, и это послужило основной причиной гибели пассажиров), пожар в "Хромой лошади". Внимание общественности и властей было обращено на техническую и правовую стороны этих трагедий. Авторы многочисленных публикаций и выступлений пытались дать простые, а зачастую и дилетанские, ответы на весьма сложные вопросы, связанные с обеспечением безопасности технических объектов.
Проблемы безопасности технических объектов в России уходят корнями в плановую экономику и действовавшее в то время законодательство. Большинство технических объектов, используемых сегодня на территории России, были созданы во времена СССР и на основе действующих в то время стандартов. Значительная часть этих стандартов действует до сих пор, частично в России используются адаптированные международные и европейские стандарты.
Почему же мы до сих пор так и не перешли полностью на европейские или международные стандарты? Обычно в качестве основной причины такого замедленного движения называются лишь косность, нерасторопность и бюрократизм наших чиновников. К сожалению, это не так. Технические стандарты тесно связаны с реальными секторами производства и используемыми там технологиями и оборудованием. Замена старого стандарта на новый ведет обычно к ужесточению требований к продукции, технологическим процессам и часто требует радикальной замены используемого оборудования, а следовательно, крупных инвестиций. Таким образом, введение новых стандартов в условиях недостаточного уровня инвестиций может привести к закрытию действуюших предприятий и даже целых отраслей. Последствия непродуманного введения новых стандартов (как и другие ошибки в области технической политики) могут быть просто катастрофическими. И застой, и попытка рывков и скачков в этой области могут приводить к непредсказуемым результатам.
Модернизация, необходимость которой активно обсуждается в последнее время, должна опираться на перспективную и ясную государственную техническую политику. Отрасли и предприятия должны заблаговременно знать, когда и какие требования будут предъявляться к выпускаемой или продаваемой ими продукции. В этом случае производители в полной мере смогут оценить, когда и какие инвестиции им потребуются, как долго они смогут производить и продавать на российском рынке ту или иную продукцию. К сожалению, такую четкую и долгосрочную техническую политику можно видеть лишь в некоторых из российских отраслей. Например, в области автомобильной промышленности есть документ, регламентирующий экологические требования к автомобильным двигателям на длительную перспективу (до 2014 г.). С 1 января в действие вступили требования на уровне экологического класса 4 (евро – 4), а с 1 января 2014 г. вступят в силу требования на уровне экологического класса 5 (евро – 5). Кроме того, в сентябре 2009 г. был принят Технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств" в котором детально и исчерпывающе изложены все требования и процедуры. Регламент вступит в силу в конце 2010 г.
Продолжение - читайте в одной из следующих экспертиз.
Представитель РОСТЕСТа в Китае, менеджер по России и странам СНГ компании TUV Rheinland Group Asia.
© Деловой журнал ChinaPRO, 20052013
© ChinaPRO Media Group
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране
культурного наследия.
Свидетельство Эл № ФС 77 – 22970, от 20.01.2006 г.
Учредитель: Колесов Е.В. Главный редактор: Демьянец О.В. эл. почта contact@chinapro.ru, тел. 10-86–130 0204 6312
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся
в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций
и комментарии читателей.
Если есть конструктор системы, как я, то регламент он и пишет. Если систему "конструирует" чиновник, то никакой техрегламент не поможет. Вот есть регламенты авиационной безопасности, а самолеты Ту-204 (использован бренд Туполева) вечно неисправны и даже падают, как на днях. Так зачем жуликам и дебилам регламент, если он не спасает их самолет?