Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Согласие с условиями политики конфиденциальности
Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)
Публицистика

Загадки монастыря Шаолинь3

08.12.2008 04:30

Это бассейн Хуанхэ - Желтой реки, ставший колыбелью китайской цивилизации. А гора Цзуншань, куда я держу путь, издревле почиталась как одна из пяти священных гор Срединного царства. В 495 году на ее восточном склоне был основан монастырь Шаолинь. И вот эти глухие, труднодоступные места вновь стали местом паломничества. Причина - телевизионный сериал "Монастырь Шаолинь", подхлестнувший повсюду в мире интерес к ушу - китайским боевым искусствам. А местом их рождения принято считать именно Шаолинь.



Одна из фресок монастыря рассказывает, как тринадцать здешних монахов спасли Ли Шимина - будущего основателя прославленной династии Тан. Узурпатор захватил Ли Шимина в плен и держал его в заключении в Лояне. Благодаря владению приемами ушу монахи сумели проникнуть в стан врага и вызволить пленника. Вступив в 618 году на престол, император Тайцзун (как нарек себя Ли Шимин) щедро отблагодарил монахов. Шаолинь получил почетный титул "Первый монастырь Поднебесной".

Рассказ о том, как тринадцать монахов спасли будущего основателя династии Тан, - хороший сюжет для телесериала. Но у монастыря Шаолинь есть и другая причина быть исторической достопримечательностью. Иероглифы над его воротами напоминают: "Здесь была основана школа Чань".

В монастыре есть статуя Бодхидхармы, который в 527 году пришел сюда из Индии проповедовать буддизм и стал первым патриархом школы Чань. Это слово означает созерцание, медитация. Именно так, личным примером, и действовал пришелец из-за Гималаев: девять лет просидел лицом к стене в одной из каменных пещер на горе Цзуншань. Молва об этом распространилась окрест. И когда Бодхидхарма (которого китайцы именуют Дамо, а японцы - Дарума) вернулся из своего скита в монастырь, его примеру захотели последовать другие. Один из учеников по имени Хуэй Кэ весь день простоял по колено в снегу перед храмом, желая убедить учителя, что искренне хочет найти путь к просветлению.

"Я поверю в это, если на снегу зацветут алые цветы", - сказал Дамо. И тогда юноша отрубил себе кисть левой руки и кровью окропил снег вокруг храма. После этого Дамо передал ученику свою миску для подаяния.

Методы традиционной буддийской йоги сочетаются в школе Чань с приемами активной медитации, заимствованными из даосской психотехники. Ее последователи считают, что можно достичь просветления не только отшельничеством и постом, но и активной жизнедеятельностью. То есть развивать восприятие прекрасного через живопись, поэзию, каллиграфию. Или совершенствовать свое тело с помощью боевых искусств. Школа Чань (по-японски Дзэн) на многие века определила "философию жизни" народов Дальнего Востока, своеобразие их этических и эстетических воззрений.

В одном из монастырских храмов настоятель показал мне старинную фреску. На ней изображены монахи, выполняющие различные упражнения с целью обрести "шесть гармоний". Первые три ступени этого пути требуют безупречной координации движений: руки - ноги, локти - колени, плечи - бедра. Эти три гармонии составляют внешнюю сторону боевых искусств, говоря по-современному - технику ушу. Но чтобы подняться выше, одного мастерства мало. Нужно, что называется, вложить душу. Нужно овладеть искусством еще трех, уже не внешних, а внутренних гармоний: сердце - разум, разум - дух, дух - сила. Обычно человек действует по формуле "разум - сила". Но если волевой импульс сначала воспламеняет дух и концентрирует его в нужном месте, сила многократно увеличивается.

Умение управлять своей жизненной силой и составляет суть загадочного искусства "цигун". Это слово, многократно звучавшее в нашем разговоре, я бы рискнул перевести как "усердие духа". Во всяком случае, это ближе к истине, чем объяснение, которое обычно дается в наших справочниках: "Вид дыхательной гимнастики, применяемый в китайской народной медицине".

Лишь уяснив суть слова "цигун", можно провести точную грань между терминами "ушу" (боевые искусства) и "кунфу" (что обычно переводится как "китайская национальная борьба"). Проще всего это выразить формулой: "кунфу" - это "ушу" плюс "цигун". Именно монахи школы Чань добавили к приемам восточных единоборств умение управлять своей жизненной силой, выявлять скрытые резервы человеческого организма.

По словам настоятеля, умение управлять своим "ци" сохраняет здоровье и продлевает жизнь. Кроме боевых искусств, этому способствуют и другие формы активной медитации, например каллиграфия и стихосложение. (Мне прежде как-то не приходило в голову, что состязания в каллиграфии и фехтовании при конкурсах на государственные должности в феодальном Китае, а также поистине массовое увлечение японцев таким жанром поэзии, как хайку, где в единственной строфе раскрывается один художественный образ, - все это связано с приемами "цигун").

Мы долго ходили по монастырскому двору, где, как в музее, расставлены человеческие фигуры в натуральную величину, демонстрирующие, как монахи обретают "усердие духа".

Монах по имени Ши Янху выполнил прием "железная кольчуга". Он разделся до пояса и попросил бить его толстым стальным прутом. Мои робкие удары вызвали смех. Два монаха взялись за дело сами, причем колотили и по плечам, и по спине, и по животу, и по самому болезненному месту - левому боку. Когда по просьбе Ши Янху я пощупал его тело, оно показалось словно выточенным из дерева.

Высокого мастерства требует и прием "обоюдоострое копье". Гибкий камышовый прут имеет два острых металлических наконечника. Два человека приставляют концы копья себе к горлу и ходят кругами, то сближаясь, то расходясь. При этом прут изгибается дугой, вдавливается в тело, но люди остаются невредимыми.

В завершение показа принесли доску, из которой, как щетина из щетки, торчали шестидюймовые гвозди. Монах улегся на их острые концы. Сверху водрузили бетонную плиту и принялись колотить по ней кувалдами, пока не разбили. После этого на спине человека остались ряды красных точек, но кожа нигде не была проколота.

- Человек слишком уверовал в свое всемогущество, в свою власть над природой, - рассказал мне профессор Янь Хай, член правления Китайского общества по изучению "цигун". - В отличие от наших предков, мы разучились обращаться к своему подсознанию. А если не использовать заложенные в человеке способности, они угасают. С помощью "цигун" можно раскрепостить скрытые резервы человеческого организма, причем не только физические, но и интеллектуальные...

По теории традиционной китайской медицины, основанной на клинической практике многих тысячелетий, в человеческом организме наряду с системой кровообращения существуют и каналы циркуляции жизненной силы - "ци". Данное понятие значит для китайцев то же, что для индийцев "прана". Это источник жизни и в то же время связующее звено между человеком и природой, часть "мировой души".

У каждого из нас есть прирожденный "ци" - потенциал жизненной энергии, полученный от матери. Он дополняется обретенным "ци" за счет дыхания и питания. Чем лучше хранит человек эти запасы, тем медленнее он старится. Чем лучше он поддерживает нормальную циркуляцию "ци" в организме, тем меньше болеет. Умение управлять своей жизненной силой и даже направлять ее вовне, для лечения другого человека, составляет суть загадочного искусства "цигун", издревле известного в Китае и сопредельных странах.

После посещения монастыря Шаолинь многие необъяснимые явления, которые мне довелось повидать в разных странах, как бы выстроились в какую-то единую систему. Если огромные резервы человеческого организма могут быть подвластны нашей воле, становится понятнее, как цыган может ходить по раскаленным углям, индийский факир - проглатывать острый клинок кинжала, а филиппинский лекарь - голыми руками раздвигать и снова смыкать живые ткани. Если человек действительно может управлять своим духом, то есть одухотворять себя, станет понятнее, что имеет в виду спортсмен, когда говорит, что он "в ударе", циркач - когда у него появился кураж, поэт или композитор - когда на них нашло вдохновение. Если усилием воли можно не только генерировать, но и передавать жизненную энергию другим людям, воздействовать на процессы в чужом организме, становится объяснимым механизм бесконтактного массажа.

Увлекшись наукой, основанной прежде всего на логических схемах и математических вычислениях, человек все дальше отходит от природы, а значит, и от познания самого себя. Интерес к "цигун" может обозначить поворот на этом пути. Разумно ли с легкомысленным высокомерием отвергать все то, что мы пока еще не в состоянии объяснить? Лучше признаем, что мы находимся лишь в начале пути. И двигаться по нему нужно с разумной осмотрительностью. Ведь, как предостерегает опыт, природа неспроста хранит за семью печатями свои самые сокровенные тайны.


НОВОСТИ КИТАЯ      


 
 
БЕЗ СЛОВ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Дом в огне
Дом в огне
Азиатские игры в Гуанчжоу
Азиатские игры в Гуанчжоу
Разный Китай
Разный Китай
Китайский гламур
Китайский гламур
комментарии
Smersh 13 декабря 2008, 04:37:44
Герману - вот , что удалось нарыть в инете... А вообще-то там, скорей всего не за деньги обучают. А зачем оно ВАм - резонный вопрос, мож лучше в российской армии послужить?!) Вычитал, что Ши Юнсинь, настоятель монастыря с 1999 года, какой-то барыга-спекулянт оказался. Видимо уже зарабатывают на всем подряд, включая и уроки мастерства ушу. "По сообщению СМИ континентального Китая, администрация города Дэнфэн в провинции Хэнань, заявила, что планируется выпуск IPO монастыря Шаолинь, сообщает ipomania.ru cо ссылкой на Epochtimes.Ru. ...Настоятель монастыря Шаолинь Ши Юнсинь 21 августа публично заявил, что информация о выпуске акций не точная. Комитет по делу туризма в районе горы Суншань (где расположен монастырь Шаолинь) также заявил, что не сам монастырь хочет выпускать акции, а туристическая компания, которая сейчас находятся в процессе создания от разных сторон. ...Хотя настоятель монастыря Шаолинь отверг подробные слухи, но человек, владеющий информацией, сообщил в Интернете, что настоятель монастыря так говорит потому, что все заинтересованные стороны ещё не смогли договориться между собой. Слухи о выпуске IPO монастыря Шаолинь всё больше обсуждаются населением. Использование монастыря для обогащения вызывает много критики среди людей. Сам настоятель Ши Юнсинь использует все современные инструменты, такие как: Интернет, ноутбук, цифровые фотоаппараты, сотовые телефоны новых моделей. Самое плохое то, что он толкает монастырь Шаолинь и всех монахов в волну мирской экономики. В 1987 году 22-летний Ши Юнсинь стал ведущим монастыря Шаолинь, в 1999 году стал настоятелем. В начале он распространял книги о тайнах шаолиньского Ушу и о шаолиньской медицине, потом занялся регистрацией торговой марки "Шаолинь", освещениями (Кайгуан) и продажей "счастливых" номеров сотовых телефонов."
Герман 10 декабря 2008, 03:09:59
Сколько стоит обучение в Шаолине? Кто-нибудь знает?
Максим 9 декабря 2008, 17:19:47
Во загнул, мало понятно, но внушает, спиным мозгом чувствую - внушает.

Написать комментарий (правила)

Имя

E-mail

Комментарий

Текст с картинки
Если вы не можете прочитать текст
на картинке - нажмите "обновить"

Об авторе
Всеволод Овчинников

Всеволод Овчинников

Журналист-международник, востоковед, обозреватель "Российской газеты"

Окончил Институт иностранных языков, был собкором "Правды" в Китае, Японии и Великобритании. Автор книг "Ветка сакуры", "Корни дуба", "Восхождение к Шамбалу" и др. За произведения "Сакура и дуб" и "Горячий пепел" в 1985 г. удостоен Государственной премии СССР

НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
Михаил Богатов
Представитель РОСТЕСТа в Китае, менеджер по России и странам СНГ компании TUV Rheinland Group Asia.
Сергей Цыплаков
торгпред России в Китае
Даниил Сергеев
Независимый журналист
новости партнеров
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
Яндекс цитирования    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005–2013
© ChinaPRO Media Group
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране
культурного наследия. Свидетельство Эл № ФС 77 – 22970, от 20.01.2006 г.
Учредитель: Колесов Е.В. Главный редактор: Демьянец О.В. эл. почта contact@chinapro.ru, тел. 10-86–130 0204 6312
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.