ChinaPro  Деловой журнал про Китай
Новая модель с беспрецедентными условиями
Тема недели

Новая модель с беспрецедентными условиями36

Даниил Сергеев 21.04.2014 05:30

Менее двух лет остается до того момента, когда Китайская Народная Республика вступит в новый период своего развития согласно пятилетнего плана на 2016-2020 годы. Какими будут его приоритеты? С каким багажом подойдет страна к новой стартовой линии? Отчасти это известно уже сегодня.



Как заявил Сюй Шаоши, глава государственного Комитета по делам развития и реформ, 13 пятилетка будет посвящена строительству среднезажиточного общества, всестороннему углублению реформ и прогрессу в трансформации модели развития национальной экономики. При этом новый период развития даст стране, как беспрецедентные шансы, так и аналогичные риски.

Если говорить про риски, то они обусловлены серьезными трансформациями, которые сегодня претерпевают основные элементы мировой экономики, среди них модель глобального экономического развития, международное распределение труда, правила инвестиций и торговли, и геополитическая обстановка. Для Китая некоторые из них экспертным сообществом формализуются в виде кризиса неплатежей и забастовках, обнаружившегося фатального загрязнения 20% пахотных земель, ну и, конечно, не оставшегося без внимания мировой экономической мысли замедления роста ВВП до минимума за 18 месяцев. В общем алармистами от Экономикса для Поднебесной в очередной раз рисуется картина входа в экономический ад. Но так ли это на самом деле и что стоит за многообразием "черных" сценариев?

Если навести резкость

Здесь стоит сделать оговорку, которая в основном касается механизма восприятия навязываемого ужаса. Несомненно, проблемы есть – их просто напросто не может не быть, только смотреть на них нужно с некоторым прищуром. Во всяком случае это дает возможность рассмотреть детали явления и не скатиться в панику от мнимого ощущения фатальности происходящего.

К примеру, как только на разных статусных экономических площадках не обсуждались дефолты корпоративных облигаций в КНР. Их называли не иначе, как проблемой №1 китайской экономики. При этом большинство наблюдателей как-то скромно умалчивали об одном интересном моменте – не совсем рыночном ее характере. Да, в Китае год назад стартовал ряд реформ, целью которых являлся активный переход к рыночным процессам. Именно они в итоге должны были стать решающим фактором. Но произошло ли то, что декларировалось? Пока нет. А в таких условиях количество дефолтов, размерами хоть с Ниагарский водопад ни к чему вселенскому не приведет. Естественно, будет большое количество невозвратов, только контролируемых.

Бастуют все?

Таким образом, подтверждается мысль о том, что проблема неплатежей в чистом виде политизированное мероприятие, в котором определение пострадавших происходит исходя из неэкономических факторов. В данном случае гораздо большее значение имеют факты финансовой чистоплотности, а также политических связей у руководства того или иного предприятия, рабочие которого не в состоянии оплачивать кредиты, а также статусе банков, что обслуживают производство (государственные-негосударственные). И с этим, применительно к китайской действительности, сложно не соглашаться.

Между прочим, китайская действительность во многом определяет и так называемую "новую трудовую борьбу" – акции протеста работников ряда предприятий, о которых с упоением пишут наблюдатели. Количество забастовок в Китае, подсчитанных гонконгскими НПО выросло почти на треть в первом квартале 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом среди компаний, пострадавших от остановки производств и акций протеста рабочих числятся Samsung, Lenovo, Nokia и Wal-Mart.

Контроль породил эмоции

В самом деле, названия компаний-страдальцев весьма и весьма известны. И, казалось, это само по себе знак ухудшающегося положения дел в Китае – раз страдают известные, что тогда говорить об остальных. Только и тут прищур зрения дает более точную картину происходящего. А именно сторонняя оценка причин говорит о том, что проблема акций протеста рабочих если и несет глобальный смысл, то весьма отдаленно связанный с китайской экономикой, скорее наоборот. Как оказалось, на первый план тут выходит банальное воровство – уклонение руководства предприятий от уплаты социальных взносов. В доказательство – исследование, проведенное американской компанией "China Watch". По его данным ни один работодатель из ее группы обследования в количестве 400 компаний не заплатил полную сумму обязательного социального страхования (пенсии, медицинское страхование, жилищные субсидии, компенсации за полученные травмы). И это на фоне того, что согласно последним правовым реформам трудовые мигранты в Поднебесной могут передавать эти платежи в случае переезда в другие города. Естественно, люди стали больше следить за добропорядочностью работодателей, отсюда и эмоции в случае обнаружившихся проблем.

О продвинутости рабочих, которые выходили на забастовки, говорил и тот факт, что в качестве инструмента для координации своих действий, они использовали социальные сети в Интернете. По сути это стало тенденцией, которая продвигалась от акции к акции, мало того, тенденцией, находящейся в постоянном развитии. Дело в том, что создаваемые интернет-площадки постоянно модернизировались, дублировались.

В пику к теме требований бастующих работников (честность работодателей по выплате социальных налогов, а также увеличение на треть самих зарплат) стоит привести данные Государственного статистического управления КНР, которые озвучило информационное агентство Синьхуа 16 апреля 2014 г. Они говорят о том, что в первом квартале нынешнего года наблюдается относительно быстрый рост доходов населения Китая. Среднедушевые доходы, находящиеся в непосредственном распоряжении населения страны, составили 5562 юаней, что номинально на 11,1% больше, чем в аналогичный период 2013 г., за вычетом ценового фактора практический рост составил 8,6%.

Если и падение, то на пользу

Тем не менее, о китайской экономике говорят, что она падает, инвестиции в нее сокращаются и главное на сегодняшний день – обеспечить ей хотя бы не катастрофическое приземление.

В докладе Всемирной торговой организации по перспективам развития мировой экономики ситуация по Китаю выглядит так: в тексте черным по белому написано, что не существует значительного риска "тяжелого приземления" экономики КНР. В свою очередь, Роберту Карвалью ди Азиведу, генеральный директор ВТО, считает, что экономика Китая не может испытать стремительного падения, поскольку правительство КНР настойчиво и решительно подходит к реформам. В результате в первом квартале 2014 г. темпы прироста экономики Поднебесной составили 7,4%, что по-прежнему выше ранее прогнозируемого экономистами показателя. Об этом сообщила ежедневная американская деловая газета Wall Street Journal.

Мнение Шэн Лайюня, официального представителя Государственного статистического управления КНР, подтверждает оценки американского издания. "В первом квартале национальная экономика Китая сохранила стабильные темпы роста, ситуация в целом носит позитивный характер", – говорит он. Это отражает тот факт, что в Китае продолжается реструктуризация экономики и оптимизация структуры производства. В первом квартале этого года рост индустрии услуг составил 49% от общего объема ВВП (на 1,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года), продолжается рост внутренного спроса, потребительские расходы в конечном счете составили 64,9% от ВВП (на 1,1% выше), продолжается эффектизация энергосбережения и снижение расходов.

Ну, а что касается снижения инвестиций, то ряд экономистов отмечают, что это положительный знак: признак того, что Китай постепенно отходит от чрезмерной зависимости от инвестиций, приучает компании к большей финансовой дисциплине.

Привыкать, так привыкать во всем

К новой модели развития в беспрецедентных условиях привыкают не только компании, но и чиновничьи коллективы. На тему экономии бюджетов, китайские информационные источники высказываются примерно так: "Бюджет Центрального правительства Китая в 2014 г. будет сильно урезан. Это связано с проводимой Си Цзиньпином политикой умеренности и экономии на правительственных расходах". Будут заметно сокращены три главных статьи расходов – зарубежные поездки, приобретение автомобилей и организация приемов. В целом на них суммарно будет выделено 7,15 млрд юаней, что на 10% меньше, чем планировалось.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Новая модель с беспрецедентными условиямиНовая модель с беспрецедентными условиями

Менее двух лет остается до того момента, когда Китайская Народная Республика вступит в новый период своего развития согласно пятилетнего плана на 2016-2020 годы. Какими будут его приоритеты? С каким багажом подойдет страна к новой стартовой линии? Отчасти это известно уже сегодня. Далее


Загрузка...