Букмекерские конторы
Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Букмекеры Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Процветание к 2020 году11

14.03.2011 04:30

В октябре 2010 г. в КНР завершил свою работу 5-й пленум ЦК КПК 17-го созыва, на котором было принято решение “о создании процветающего общества в Китае к 2020 году”. Ключевым звеном в решении этого вопроса должен стать 12-й пятилетний план социально-экономического развития народного хозяйства КНР на 2011-2015 годы, основными задачами которого является стабильный и относительно быстрый экономический рост, сохранение стабильных цен, создание большего количества рабочих мест, достижение более сбалансированного международного платежного баланса Китая и повышение качества экономического роста.



Следует отметить, что 12-й пятилетний план (2011-2015 гг.) является только частью экономической стратегии, направленной на выход Китая на второе место после США по показателям государственной национальной мощи к 2050 г. Академия общественных наук Китая распространила свой доклад, в котором было сделано заявление о том, что “к 2050 году Китай станет второй по совокупной мощи державой мира, уступая только США”, а “к 2020 г. будет бороться за место среди пяти самых конкурентоспособных стран из группы G20.

На проходящей в марте 2011 г. 4-й сессии ВСНП 11-го созыва обсуждались доклады о работе правительства КНР, о плане экономического развития страны в 2011 г., основные положения плана на 12-ю пятилетку (2011-2015 годы). Незадолго до сессии ВСНП проект Доклада о работе правительства и проект 12-го пятилетнего плана социально-экономического развития КНР был обсужден на заседании Политбюро ЦК КПК, поведенном незадолго до сессии ВСНП. На нем был отмечен рост производительных сил и комплексной государственной мощи Китая, повышение жизненного уровня населения и повышение роли международного влияния Китая на мировой арене. После заседания Политбюро ЦК КПК премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао провел интерактивное общение с населением для выявления общественного мнения о ходе и результатах реформы. Вэнь Цзябао в ходе общения с населением особо отметил, что “основной задачей развития общества на 12-ю пятилетку будет являться рост жизненного уровня населения, повышение его качества жизни, чтобы население чувствовало себя уверенно в будущем”. Для решения этой основной задачи предусматривается ускорение трансформации модели экономического развития, переход от ориентации на экспорт к активизации внутреннего спроса и более активное привлечение частных инвестиций в развитие экономики.

По итогам социально-экономического развития КНР в 11-й пятилетке можно сделать вывод, что Китай вышел из мирового финансового кризиса с наименьшими потерями по сравнению с другими странами мира, что связано со спецификой осуществляемой в стране моделью экономической реформы перехода к рынку. Эта китайская модель перехода к рынку направлена в большей степени на развитие реальной экономики (шити цзинцзи) ????, то есть 2-й сферы (промышленность и капитальное строительство), а не 3-й сферы, то есть создание большого количества финансовых инструментов (акции, облигации, векселя и прочие деривативы), в значительной степени оторванных от развития производства.

Комплекс мер по контролю за формированием рыночной экономики при переходе от плановой экономики дал свои конкретные результаты за 30 лет реформы, выраженные в высоких средних темпах роста валового внутреннего продукта, снижением доли расходов госбюджета в объеме ВВП, значительным увеличением инвестиций в основные производственные фонды и постоянным ростом их доли в объеме ВВП, ростом потребительских доходов населения при сохранении низкой инфляции. Однако эти процессы в экономике КНР шли наряду с быстрым ростом денежной массы М2 в обращении, куда включается не только сумма наличной денежной массы в обращении (М0) плюс сумма текущих счетов на балансе (М1), но и срочные вклады, вклады в сберегательных кассах и прочие депозиты. В результате государственного контроля за денежным обращением и процессами ценообразования и быстрым ростом инвестиций инфраструктуру и основные производственные фонды темпы инфляции в Китае были чрезвычайно низкими по сравнению с другими странами с переходной экономикой в Восточной Европе и особенно в России. В КНР не побоялись заметно увеличить объем денежной массы в обращении. В частности, в 1994 г. доля денежной массы М2 в ВВП составляла 97,3%, в 2002 г. – 153,7%, а в 2010 г. – уже 183,0%.

Для сравнения хотелось бы напомнить, что в России аналогичный показатель доли М2 к ВВП составляет менее 30%, то есть объем монетизации экономики примерно такой же как в Мьянме. При этом доля наличной денежной массы в обращении – М0 к ВВП в России будет повыше, чем в Китае – примерно 18%. На всю остальную денежную массу, включая депозиты населения и предприятий и банковские кредиты приходится всего около 11% ВВП России. Если считать, что денежная система для экономики страны является тем же самым, что кровеносная система для человеческого организма, то в российской экономике в настоящее время просто наблюдается нехватка денежных средств как малокровие у человека. Не случайно, деньги в России очень дорогие, так как учетные банковские ставки по кредитам составляют 18% и выше при депозитных ставках не выше 7% годовых, и основную ренту в российской экономике получают банки, а не производство, как должно быть в нормальной рыночной экономике.

По планам 12-й пятилетки, согласно заявлению премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао, “при сохранении разумных масштабов общественной аккумуляции средств намечено увеличить денежную массу М2 на 16% в 2011 году” (что неплохо бы сделать и в российской экономике). При этом следует отметить сохраняющийся сравнительно низкий удельный вес доли М1 в ВВП – всего 67% в 2010 г. и М0 в ВВП – всего 11,3% в 2010 г., а также довольно низкую долю расходов госбюджета в ВВП – всего 20,9%, намного ниже, чем в кризисном 2008 году и высокую долю инвестиций в основные производственные фонды в ВВП – 69,9% по сравнению с 33,2% в 2000 г.

Кроме того, в Китае сохраняется нормальное соотношение между процентами на депозит и банковским процентом за кредит. В конце 2008 г. по текущим депозитам к концу года процент составлял всего 0,36% в год, на пять лет – 3,60% в год, в то время как банковский процент по краткосрочному кредиту составил – 4,86-5,31%, а по долгосрочному – 5,40-5,94%. В этих условиях избыточная денежная масса пошла не на потребительский рынок, а либо на банковские депозиты, либо на рынок инвестиционных товаров, что позволило снизить банковскую учетную ставку в среднем до 6% годовых, сдержать инфляцию и обеспечить дополнительный прирост производственных мощностей. Все эти меры, в конечном счете, способствовали быстрому росту производства промышленной продукции и увеличению экспортного потенциала страны.

Выдвинутый руководством КНР курс на всемерное расширение внутреннего спроса в значительной степени связан с возможностями реализации поставленных задач на 4-й сессии ВСНП в марте 2011 г. Относительно низкий уровень доходов населения Китая и недостаточно развитая система социального обеспечения, особенно в сельской местности, приводит к тому, что население привыкло ограничивать свои расходы, и доля сбережений населения в объеме ВВП в настоящее время крайне высока – около 75%. Расширение внутреннего рынка при ограничении экспортных возможностей в условиях кризиса возможно только на пути роста доходов населения и увеличения доли потребления в национальном доходе страны.

Однако в последний год вновь наметился рост всех видов цен, как потребительских, так и отпускных цен предприятий. Особенно быстро в 2010 г. росли цены на хлопок – 56%, зерновые – 11,8%, свежие овощи – 18,7% и свежие фрукты – 15,6% при среднем показателе инфляции 3,3% в год. При этом в 2010 г. цены в деревне росли быстрее, чем в городе. Даже такая инфляция вызвала озабоченность населения, о чем стало известно после беседы премьера Вэнь Цзябао с населением страны в Интернете. В результате было принято решение о проведении “сдержанной монетарной политики” вместо “относительно свободной”, которая реализовывалась в рамках антикризисных мер 2009-2010 годов. Были приняты меры по ограничению кредитования путем повышения банковских учетных ставок в 2011 г. и дважды – ставок резервирования Народным Банком Китая. Также были приняты меры по ограничению цен на жилье путем установления налога на дополнительную площадь, запрета на приобретения квартир больше двух и повышения норм выплат первого взноса до 60% общей стоимости жилья при покупке второй квартиры и повышения ставок по ипотечному кредиту.

Как мы видим, для регулирования цен в 12-й пятилетке в КНР используются как экономические, так и законодательные рычаги, а также и прямые административные меры для регулирования и контроля цен. В целом пока в стране сохраняется социальная стабильность, которая определяется быстрым ростом производства, устойчивостью финансовой системы за счет больших объемов банковских депозитов и малой зависимостью китайской экономики от внешнего рынка. Более того, в годы 12-й пятилетки предусматривается дальнейший отход от ориентации на экспорт продукции и переход к расширению внутреннего рынка и росту внутреннего спроса. Нетрудно предположить, что постоянный рост доходов огромного населения страны вполне может обеспечить определенную независимость экономики КНР от конъюнктурных колебаний мирового рынка.

Однако все вышесказанное не означает, что в китайской экономике нет и не будет проблем. По-прежнему необходимо будет решать три основные проблемы – огромная численность населения, относительная нехватка энергоресурсов и экологическая проблема. По оценкам ряда экспертов, в годы 12-й пятилетки доля экономически активного населения начнет постепенно снижаться, и Китай будет вынужден ориентироваться не на привлечение большого количества занятой неквалифицированным физическим трудом рабочей силы из деревни, а на повышение производительности труда на каждом рабочем месте, в том числе и в сельском хозяйстве, то есть перейти от экстенсивных форм развития производства к интенсивным. За годы 12-й пятилетки (2011-2015 гг.) Китай должен будет совершить переход к развитию инновационной экономики. Только в этом случае в Китае можно будет решить проблему избыточного количества пенсионеров и относительной нехватки природных ресурсов, а также охраны окружающей среды за счет внедрения новых энергосберегающих технологий. Не случайно во время общения в Интернете премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил о том, что “подъем Китая обеспечен за счет подготовки специалистов и развития образования, и в КНР уделяют большое внимание двум цифрам – удельный вес расходов на образование в ВВП и расходов на научно-исследовательскую деятельность в объеме производства”. На наш взгляд, именно эти меры позволят Китаю решить основную задачу перехода к интенсивным формам развития производства в ближайшее десятилетие и обеспечить поступательное движение вперед экономики страны.

В целом следует признать, что принятый руководством КНР план развития экономики на 2006-2010 годы и внесенные в него соответствующие корректировки в 2009-2010 годах позволил стране уйти от наиболее серьезных последствий мирового финансового кризиса. В результате принятых мер в Китае не допустили перехода финансового кризиса в экономический, был заметно расширен внутренний спрос и сохранены высокие темпы экономического развития по сравнению с другими странами мира. В случае своевременного решения основных вопросов социально-экономического развития Китай имеет большие шансы не только построить в 12-й пятилетке (2011-2015 гг.) общество “сяокан” ???? (малого благоденствия), но и догнать США по объему ВВП к концу этого десятилетия.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Процветание к 2020 году

В октябре 2010 г. в КНР завершил свою работу 5-й пленум ЦК КПК 17-го созыва, на котором было принято решение “о создании процветающего общества в Китае к 2020 году”. Ключевым звеном в решении этого вопроса должен стать 12-й пятилетний план социально-экономического развития народного хозяйства КНР на 2011-2015 годы, основными задачами которого является стабильный и относительно быстрый экономический рост, сохранение стабильных цен, создание большего количества рабочих мест, достижение более сбалансированного международного платежного баланса Китая и повышение качества экономического роста.  Далее


Загрузка...
Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
новости партнеров
Загрузка...
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.