04.11.2013 05:30
27 октября 2013 года специальным поездом из Пекина на космодром Сичан отправлена ракета-носитель “Великий поход-3Б”. В рамках второго этапа лунной программы с ее помощью спутник “Чанъэ-3” доставит на Луну первый китайский луноход. В планах на 2020-2025 годы отправка первых китайских космонавтов на естественный спутник Земли.
И если для определенной части граждан постиндустриального общества эта информация мало что значит, китайцы связывают с ней многое. Космическая программа КНР решает приоритетные задачи модернизации на основе науки и осуществления перспективной стратегии развития в XXI веке. Причем среди ее целей – увеличение совокупной национальной мощи, что идеально сочетается с лозунгом “Обогнать и перегнать всех”.
Отрасль с максимальным эффектом
В данном случае выводы, которые относительно космической программы Поднебесной делает Брайан Виден, бывший космический аналитик ВВС США, не совсем точны. “Мы знаем, что они делают, говорит он. – Они точно повторяют путь развития, пройденный такими странами, как Соединенные Штаты и Советский Союз”. Дело в том, что в контексте положения дел в современной мировой экономике космос для КНР это не старт, а самая что ни на есть жирная точка, окончательно закрепляющая статус страны в качестве мирового лидера. Ведь именно на начало второй четверти нынешнего века Китай наметил это самое лидерство.
За данное утверждение говорят несколько факторов. Так к 2023 году, времени вывода из эксплуатации существующей сегодня международной космической станции, КНР планирует вывести на околоземную орбиту свой орбитальный комплекс. Не исключение – лунная программа. Ведь если для США и СССР полеты на Луну носили печать дилеммы “кто кого”, то к своей Луне Китай подойдет полностью “упакованным” технологиями и возможностями ее практического освоения. Какое уж тут “точное повторение”? В данном случае налицо избитый принцип китайской обезьяны.
“Китаю не следует замедлять темпы лунного освоения, даже если другие страны меняют их стратегию”, – сказал в апреле 2010 г. Йе Пейчжан, руководитель китайской лунной программы, прекрасно понимая, что во время мирового кризиса история дала КНР великолепный шанс закрепить за собой экономическую перспективу и лидерство.
При этом складывается ощущение, что вся космическая программа Поднебесной – это чисто национальный продукт, с самого начала не предполагавший участия других. Ну, догоняли. А с кем не бывает? Кстати, в автомобильной отрасли китайцы также догоняли, но ее успехи отчего-то не выливались в бурные овации, какие можно было видеть во время запуска первых китайских космонавтов. Значит, космос для руководства страны и ее перспектив имеет куда больший эффект, чем все остальное. То есть, от этой отрасли китайцы видимо ожидают никак не меньше, чем глобального превосходства.
В прошлый раз китайцы просто растерялись
Между тем это самое глобальное превосходство для Китая – не новость. Еще в период с 1100 по 1800 год Поднебесная имела такой статус. Так в 1078 г. страна была крупнейшим в мире производителем стали (125 000 т). Вдвое меньшего уровня (76 000 т) Британия достигла лишь к 1788 г. В 1588 г. крупнейшие английские корабли имели водоизмещение 400 т, а китайские – 3000 т. В свою очередь Китай еще за семь столетий до британской “текстильной революции” 18 века имел статус мирового лидера технических инноваций в текстильной отрасли. А результаты “китайской сельскохозяйственной революции” превосходили Запад вплоть до 18 века. Банковский кредит, стабильная экономика на основе бумажных денег, промышленность и высокие урожаи в сельском хозяйстве ещё в 1750-х годах давали Китаю такой же доход на душу населения, как и в Великобритании. И так далее.
Западу только за счет заимствований и приспособления к своим условиям китайских инноваций удалось совершить переход к капиталистической и империалистической экономике. А совершив его, он принялся действовать в соответствии со своей природой, мотором которой была политика захватнических войн.
Правительство Китая, издавна привыкшее к своему торговому и промышленному превосходству, было застигнуто врасплох новыми империалистическими правилами игры. В результате к началу 20 века – менее чем за столетие с начала опиумных войн – Поднебесная превратилась из мировой экономической державы в разрушенную полуколониальную страну с огромным нищим населением.
Сектор гражданский…
Думается, теперь старых ошибок китайцы постараются не допустить. Во всяком случае, говорить о некой изолированности и благодушии из-за промышленного превосходства в отношении КНР не приходится. Страна прекрасно встроена в мировую экономику и четко реагирует на всевозможные вызовы со стороны Запада. Не зря китайские военные, в чьем ведении находится все, связанное с космической программой, добились 19-процентного роста военных расходов на 2011-2015 годы.
Так за это время предполагается создать систему наблюдения за поверхностью Земли, рассчитанную на длительное и устойчивое функционирование. Одновременно будут предприняты усилия в направлении дальнейшего развития спутниковых систем телевидения и радиовещания, а также в направлении создания автономной и независимо действующей спутниковой системы навигации и определения местоположения объектов. Реализация этих проектов связывается с мерами по повышению технического уровня и увеличению мощности используемых и перспективных ракет-носителей.
До 2020 года в рамках программы освоения космоса КНР намерена запустить около 30 спутников. Дальше число ежегодно выводимых на орбиту спутников предполагается довести до шести.
… и военный
Естественно, параллельно с этим в КНР продолжаются разработки для нужд военного ведомства, в частности – специальные космические программы, предусматривающие создание лазерного оружия, способного поражать космические объекты.
Ключевую роль космической программы в военном, равно как и гражданском секторе страны китайское руководство демонстрирует в опубликованном в апреле 2013 г. полного текста Белой книги по обороне, который был перепечатан ведущими китайскими информационными агентствами под заголовком “Диверсификация использования ВС Китая”. В ней НОАК отмечается, что в начале нового тысячелетия в мире произошли существенные изменения, но главными тенденциями развития мирового сообщества остаются стремление к сохранению мира и достижение экономического благополучия. Баланс международных сил изменяется в сторону сохранения мирной ситуации на планете и обеспечения стабильности международной обстановки.
Среди современных угроз Китаю в Белой книге отмечаются три. Одна из них связана с обострением ситуации в районе Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Вторая – деятельность сепаратистских сил Тайваня. К третьей угрозе национальной безопасности руководство Китая относит интенсивное развитие крупными державами новых и более эффективных военных технологий и их стремление обеспечить свое превосходство в космосе и в кибернетическом пространстве.
На горизонте главное космическое государство
Все это заставляет Пекин предпринимать ответные меры. При этом, по словам Дугласа Маккинана, бывшего спичрайтера Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего, китайские власти озабочены не настроением электората, как это происходит в США – они думают на десятилетия, а то и столетия вперед. С этой точки зрения через 10-20 лет КНР с большой вероятностью станет главным космическим государством.
Китай: освоение Космоса 27 октября 2013 года специальным поездом из Пекина на космодром Сичан отправлена ракета-носитель “Великий поход-3Б”. В рамках второго этапа лунной программы с ее помощью спутник “Чанъэ-3” доставит на Луну первый китайский луноход. В планах на 2020-2025 годы отправка первых китайских космонавтов на естественный спутник Земли. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.