ChinaPro — Деловой журнал про Китай

Куда "падают листья"...35

05.12.2011 05:31

В своей колонке на ChinaPRO Сергей Цыплаков, торгпред России в Китае, затронул крайне интересную тему – стремление отдельных китайских толстосумов переселиться на Запад. Заканчивается текст риторическим вопросом, суть которого такова: как будет богатеть китайская масса, если добившиеся успеха люди хотят уехать? Вот на эту тему я и хочу высказать некоторые свои мысли.



У меня есть приятели-китайцы, живущие в Канаде и Австралии. Взрослые, богатые, они уехали туда несколько лет назад вслед за детьми, которые там окончили университеты и остались на ПМЖ. Эти китайцы владеют в Поднебесной крупными фабриками, домами, гостиницами, ценными бумагами - список можно продолжать долго... Что же заставило их уехать?

К "политкорректным" причинам, побуждающим китайцев покинуть страну, к помимо обозначенным в колонке господина Цыплаков, могу добавить еще одну "неудобную", но крайне важную, а, может, и основную – желание сохранить свободу и заработанные деньги. И вопрос экономики тут не самый главный. Проблема в том, что многие китайские бизнесмены сколотили свои капиталы и построили свои империи, мягко выражаясь, не честно. Взятки, заключение незаконных сделок, уход от налогов, махинации с возвратом НДС, нелегальный бизнес (в шикарных пятизвездочных отелях, принадлежащим миллионерам, полно наркотиков, проституток и закрытых казино), воровство технологий, нарушение интеллектуальных прав в конце концов, - все это может послужить причиной для любого китайского богача повторить судьбу Хуан Гуанюя, основателя GOME Group – крупнейшей ретейлерской сети электроники Китая. Напомню, в 2005 г., когда Хуану было 36 лет, он был признан журналом Time самым богатым китайцем в стране, а еще через пять лет отправился за решетку на 14 лет. Полагаю, что столь "мягкий" срок он получил лишь потому, что признал вину и содействовал следствию, а не будь этих смягчающих обстоятельств, приговор был бы один - смертная казнь. Кто хочет попробовать пентатол с хлоридом калия и панкурония?

Да, бегут богатые китайцы на Запад. Это тенденция. Только вот не зря китайцы говорят - 叶落归根 (ye luo gui gen) - "листья падают к корням". Эта китайская пословица означает возвращение к корням. Так, те мои приятели, хоть и живут в Австралии и Канаде, но вот их душевные терзания направлены в сторону родного трехэтажного дома на озере Сиху и маленького особняка на Шамене. При этом предприятия, которые они основали в Китае полтора десятка лет назад, продолжают развиваться семимильными шагами, платя налоги, обеспечивая рабочие места, способствуя развитию ВВП и улучшению экспортных показателей родной страны. Как тут не вспомнить Дэн Сяопина, который однажды сказал: "Китай имел немного возможностей для бурного развития, но отличался от других стран мира наличием десятков миллионов патриотических соотечественников". Я думаю официальный Пекин может быть доволен желанием богатых китайцев примерить на себя статус хуацяо. Так, по данным, опубликованным "Вестником Китая" со ссылкой на Федерацию проживающих за границей китайских граждан - треть высокотехнологичных предприятий Силиконовой долины основана выходцами из Китая. И можно не сомневаться, что сегодняшний научно-технический прогресс КНР случился в том числе благодаря этим самым хуацяо. Финансовые "взносы" китайских эмигрантов в родные края и вовсе могут показаться фантастическими. Чтобы не загромождать цифрами, приведу лишь слова начальника Канцелярии по делам проживающих за границей граждан при Госсовете КНР Ли Хайфэня: "Потенциал хуацяо в развитии китайской экономики еще далеко не исчерпан. Мы сейчас оцениваем их капитал в $3,7 трлн". Я не экономист, но цифра мне кажется увесистой. И значит, все-таки связь с Родиной и ее поддержка - не пустой звук для китайцев-соотечественников. А пристальное внимание со стороны государства уделяется им с самого провозглашения КНР, когда в стране был создан Комитет по делам хуацяо, целью которого было привлечь капиталы соотечественников на историческую родину. Так что, все выходит по Дэн Сяопину: "... пусть сначала разбогатеют одни, а потом они помогут вырваться из нищеты остальным". И ничего, что помогать они будут, живя за пределами Родины.

Ну и в качестве эпилога...

Я регулярно слышу призывы российских чиновников, бизнесменов, журналистов, короче, всех: настал момент копировать опыт Китая; нам нужно перенимать их опыт; Китай доказал, что с него надо брать пример... Ну а если разобраться - в чем мы реально можем взять пример с Китая. Вернее так: то, что с много чего - это ясно, но есть ли силы у России к перениманию? Готовы ли мы? Я сомневаюсь. Потому что вместе с этими призывами слышу и такие слова: "свалить из Рашки и забыть ее как страшный сон". И это говорят не какие-то шопники с баулами, а богатые, образованные люди, бизнесмены, занимающиеся торговлей с Китаем на многомиллионном уровне. Имеющие не только торговые компании, но и строительные, производственные. Может, их терпение лопнуло после известной на весь мир рокировки, но теперь их посыл таков: закрыть все к чертям и свалить с бабками хоть куда-нибудь. Может быть, это - одна из причин, по которой 30 ноября текущего года стало известно, что Министерство экономического развития России повысило свой прогноз оттока капитала из России в 2011 г. до $80 млрд., который в начале года был "всего" на уровне $50 млрд. А я пораженческих взглядов не разделяю - более 10 лет живу в Китае и планирую-таки в Россию вернуться. Может, в этом я стал похож на хуацяо?


НОВОСТИ КИТАЯ      

Загрузка...


 
 
БЕЗ СЛОВ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Дом в огне
Дом в огне
Азиатские игры в Гуанчжоу
Азиатские игры в Гуанчжоу
Разный Китай
Разный Китай
Китайский гламур
Китайский гламур
комментарии
Владимир Четвергов 18 февраля 2013, 08:39:34
Интересно, в какие отрасли российской промышленности можно было бы вложить капитал? За два десятилетия исчезли судоремонт, судостроение, влачит жалкое существование гражданское авиастроение, нет станкостроения, морского судоходства, через лет пять не станет рыбацкого флота... А что такое российские автомобили, честно сказать, даже не знаю. За каждым из названных направлений стоит огромный шлейф, без реанимации которого не стоит затевать восстановления канувших в Лету отраслей. И вот, если я не в нефтяной, золотой, алюминиевой сферах, стоит ли мне строить корабельную верфь? Это будут деньги на ветер. А, к примеру, построить гостиницу в Пхукете - нормальный бизнес. Спрос на услуги постоянный и капитал окупится без головной боли. Таким образом, по моим наблюдениям, бизнес прет из России даже не по политическим мотивам, а потому что всё надо начинать заново. Согласитесь, для этого денег не хватит ни у одного из российских олигархов. Мы на нуле! Zagranicey.ru
12 декабря 2011, 05:31:45
Вот сейчас случится оранжевая революция в России - и оттяпают китайцы себе полроссии... до урала! Тогда все китайский начнем учить.
Время "Ч" 9 декабря 2011, 14:25:01
А что в Китае есть проститутки и наркотики?
Сергей 9 декабря 2011, 11:16:30
Все, оранжоиды загадили и этот сайт. Раньше было приятно тут почитать и комментарии и статьи. Теперь видно пора искать другое спокойное место.
ГАВК 9 декабря 2011, 10:55:27
Вы только вслушайтесь... "... пристальное внимание со стороны государства..." Это же звучит очень угрожающе. Как когда-то у нас в далекие времена правления Сталина, когда люди боялись чего-то не так сказать даже шепотом. Зато теперь полная демократия. И до чего она довела, эта демократия? До того, что теперь сопляки старших не уважают? А контроль быть должен, нет не должен - ОБЯЗАН. Пусть даже те, кто уезжает в другие страны платят своей родине пошлину за измену, тем более те кадры, которые нечестным путем себе состояния нажили. Казино, проститутки, наркотики... Нашли чем удивить, этого "добра" сейчас на каждом углу навалом, а вот совесть, честность, патриотизм, ответственность за себя и близкого - это редкость, это раритет.
Таурус 9 декабря 2011, 05:43:49
Вы правы, Евгений, наш русский народ совершенно не готов копировать чей-то удачный опыт. Хотя, сам-то народ быть может и копировал, если бы его правительство правильно под это дело подвел. Только правительству нашему, видать совсем не до этого, оно другими интересными делами занято, власть делить. Вот поделят, может тогда...
Наблюдатель 9 декабря 2011, 03:26:42
Бедные богатые китайцы... Даже за границей родное китайское правительство не дает им вздохнуть свободно полной грудью...
Зозуллин 9 декабря 2011, 02:02:53
А вы следили за ходом последних российских выборов?! Как считаете, после таких событий, которые случились в некоторых российских городах, а главное, в Москве на московской площади, можно ожидать какой-то честности со стороны властей России? Все же и правда куплено! А мы в этом живем.
Адвокат 8 декабря 2011, 14:49:33
А я с Ханом согласен. Русский человек, который живет в другой стране в какой-то степени сильно отдаляется от реальных проблем той страны, из которой он уехал. Теперь, живя в других условиях и ощущая на своем опыте другие возможности или, наоборот, ограничения, он не может рассуждать стопроцентно объективно. Пусть он смотрит или читает новости, слушает какие-то рассказы о России от других, но это уже мнение не истинно русского человека, тем более, что Евгений живет в Китае уже больше десяти лет (по его словам). Я лично против него абсолютно ничего не имею, однако, если бы он действительно приехал в Россию на годик-другой, то его рассказы стали бы совсем другими и оптимизма бы точно поубавилось. А про ордена, это вы зря, господин Из России. Если вы действительно живете В России, то сами прекрасно должны знать, что жизнь здесь не сахар. Но никто за это орденов не просит, а сам решает свои проблемы.
Из России 8 декабря 2011, 14:20:25
А что вообще-то в России происходит, что Вы, уважаемый Хан так возбудились? Живет страна. А вы, извините, получается, слаще моркови ничего не видели. Оглянитесь по сторонам, интернет-же есть у Вас. Посмотрите вокруг, как в других странах, что и почем. А то взяли моду орать, дай, дай, дай. Так вам что орден дать что ли, за жизнь в России? А работать не пробовали?
Хан 8 декабря 2011, 12:47:45
Евгений, из Китая легко рассуждать! Приезжайте-ка вы в Россию, поживите здесь хотя бы годик, а потом мы с удовольствием почитаем от вас очередной интересный опус.
Лисс 8 декабря 2011, 10:11:56
Большинство русских людей давно бы уехали из России, если бы имели на то возможность. Кому-то это просто не по карману, а кого-то в России держат другие причины и это отнюдь не патриотизм, уверяю вас. Времена патриотов давным-давно прошли. Но наступят ли они когда-нибудь снова - вот вопрос!
Фома Неверующий 8 декабря 2011, 07:46:33
В России ничего поменять нельзя, а для тех, кто этим занимается скажу прямо - это дохлый номер. Чего стоили людям нынешние выборы, посмотрите в интернете, чем они закончились в Москве. Куча подлогов и фальсификаций. И что самое интересное, что все это хоть и попало в интернет от обычных людей, не журналистов, а все равно не даст никаких результатов. Власть в России вся сплошь и рядом купленная. Разве можно надеяться от такой власти на какую-то справедливость? Да ни в одной стране нет такого бардака, как в России, и все это прекрасно знают и бегут из нее.
Геннадий 8 декабря 2011, 06:43:17
Анна, вы правы. Нужно в России менять стиль ведения политики, но искоренить взяточничество, на мой взгляд, просто не представляется возможным. Это идет испокон веков, издавна, и причем, взятки дают и берут не только в России, а также и в других странах тоже. Совсем не факт, что уезжая из России ты приедешь в страну, где нет абсолютно никаких нарушений. Ну, по крайней мере, лично я в это не верю.
Зайцефф 7 декабря 2011, 16:57:38
А мне кажется вполне нормальным явление, что основная богатая китайская масса хочет уехать из Китая. Честно сказать, если бы я разбогател, я бы тоже уехал из России, но не потому, что я не люблю свою родину, между прочим, какая бы она ни была, но я люблю свою родину, люблю Россию, люблю свой город. А уехал бы просто потому что очень хочу посмотреть мир, увидеть много нового и интересного, чего ты у себя не увидишь при всем своем желании, если только по телевизору. Ведь многие вещи просто нереально понять по-настоящему, пока не прочувствуешь все на своем собственном опыте. Мне, к примеру, интересны многие страны и Китай в том числе. Кто знает, быть может, когда-нибудь моей мечте будет суждено сбыться, но нет абсолютно никакой гарантии, что я не вернусь домой. Все-таки, дома лучше. Ну, это для тех, у кого действительно есть настоящий дом.
Анечка 7 декабря 2011, 06:31:20
Евгений, очень интересная статья! Со многим согласна. Спасибо вам за нее. Жаль, что редко пишете.
Вера 7 декабря 2011, 03:13:27
А почему высмеивают такое явление, ка патриотизм? Я считаю, что это делают люди, которые уже совсем отчаялись найти какую-то правду в жизни, пессимисты, которые на все махнули рукой. Неправильная жизненная позиция. Вот из-за таких и разваливается Россия. Бороться надо за себя, за свое Я, а не в жилетку плакаться, как все плохо. От этих крокодиловых слез лучше не станет.
Платон 7 декабря 2011, 01:59:08
Марк, в России жизнь действительно не настолько сладка, но не настолько ужасна, как ее описываете ВЫ. В любой стране есть какие-либо издержки, которые могут не понравиться любому ее гражданину.
Анна 6 декабря 2011, 18:16:35
пример, опыт...брать можно. Но прежде нужно иметь намерения чиновников и власти внедрять это в РФ. Ксли внедрим, то как они взятки брать будут, как продвигать свои проекты, корманные компании? Власть-это бизнес и в России очень значимый
Николя 6 декабря 2011, 12:54:13
Люди, везде хорошо там, где нас нет. Чем больше русских будет переезжать в другие страны, не считая Китая, тем больше эти страны будут впоследствии похожи на Россию. Ведь везут русские заграницу не только свои капиталы, но и свои привычки и замашки, которые в большинстве своих случаев, нормальными и культурными никак не назовешь. Может быть количество нормальных проживающих в других странах будет все же побольше русских и они не дадут опуститься той стране, куда иммигрировало было? Я на это очень надеюсь, а то скоро даже некуда будет приехать отдохнуть культурно.

Написать комментарий (правила)

Имя

E-mail

Комментарий

Текст с картинки
Если вы не можете прочитать текст
на картинке - нажмите "обновить"


Постоянный адрес материала: http://www.chinapro.ru/blogs/6/7236/