ChinaPro  Деловой журнал про Китай
Публицистика

Взлет Китая: чем поучительна формула его успеха?

15.06.2009 05:30



Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки. Помню, в 60-х годах, когда я работал в Токио, тамошние газеты обошла карикатура: тучного, задыхающегося дядю Сэма обгоняет резвый поджарый японец. Страна восходящего солнца тогда уже заполонила мир своими автомашинами и телевизорами. А на книжном рынке США доминировал бестселлер "Япония как номер один - уроки для Америки".

Теперь уже ясно, что титул чемпиона мира по экономическому потенциалу перейдет от американцев не к японцам, а к китайцам. Рост гегемонистских амбиций США после распада СССР породил на всех континентах тягу к многополюсному миру. Причем наиболее активную роль в его формировании проявляют развивающиеся страны с большим населением и обширной территорией: Китай, Индия, Россия, Бразилия. Для их обозначения в мировом политическом лексиконе появилась аббревиатура "БРИК". В формате этой четверки уже состоялось несколько встреч. А в начале лета ее лидеры планируют провести саммит в Москве.

Высокие темпы экономического роста присущи всем странам БРИК. Но наиболее стремительный взлет совершает самое многонаселенное государство на планете - Китай, где всего три десятилетия назад четверть миллиарда жителей находились в абсолютной бедности. По прогнозам аналитиков, на долю КНР в 2020 г. придется 23% мирового ВВП, тогда как на долю США - лишь 18%. За три десятилетия реформ Поднебесная сумела увеличить свой экономический потенциал в пятнадцать раз и стократно расширить внешнеторговый оборот.

Примечательно, что во время нынешнего глобального финансового кризиса именно Китай первым продемонстрировал признаки оздоровления своей экономики. Причем в отрасли, которая пострадала в мире больше всех других. В феврале китайцам было продано на 25% больше автомашин, чем в январе. А в марте ожидается еще более высокий прирост. Стала реальной заветная цель: сбыть за 2009 г. на внутреннем рынке 10 млн автомашин и опередить по этому показателю Соединенные Штаты. Пока мы в России из века в век сетуем: "Какие у нас плохие дороги!" - китайцы за последние годы проложили 60 000 км скоростных автострад и теперь по их протяженности уступают лишь США.

Продолжение следует

Публикуется с согласия автора


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Взлет Китая: чем поучительна формула его успеха?

 Далее


Загрузка...