ChinaPro  Деловой журнал про Китай
Публицистика

Антикризисная медитация 2

28.09.2009 05:30

Быть в Китае и не посетить Шаолиньский монастырь считается моветоном, признаком культурно-мировоззренческой близорукости. Храмовый комплекс, расположенный в городе Дэнфэн провинции Хэнань, уже давно и прочно ассоциирующийся с мировым центром боевых искусств и обителью чань-буддизма, превратился в настоящую Мекку для любителей силовых единоборств, бойцов кун-фу и сторонников учения о сансаре и нирване. Сумасшедшая популярность позволила Шаолиню стать китайским экономическим чудом – хорошо отлаженным и сверхприбыльным бизнес-проектом, ежегодно приносящим его владельцам сотни миллионов долларов. Между тем истинный Шаолинь, подобно легендарной Атлантиде, скрыт от посторонних глаз. Что, впрочем, не мешает миллионам туристов, убаюканных степенными ударами барабанов и бубнов, усыпленных заунывным пением бамбуковой флейты, считать таковым красочные фасады буддистских храмов и бритоголовых подростков, усердно молотящих руками и ногами по мешкам с песком




Вместо предисловия…

Однажды три буддистских монаха отправились в далекий и трудный путь, чтобы взглянуть на картину, изображающую пион. Увидев картину, один из монахов воскликнул: "Прекрасный пион!" Другой предостерег: "Не слишком доверяй своим чувствам". Третий, самый старший, монах огорченно вздохнул: "Картина уже испорчена".

Эволюция бренда

Говоря об эволюции храма Шаолинь – от буддистской святыни, оплота добродетели и центра научных и философских знаний, до современного коммерческого проекта с широко растиражированным брендом, – нельзя не рассказать о некоторых весьма примечательных эпизодах его истории.

В разное время в Китае существовало около 10 монастырей с названием Шаолинь. Кроме того, в силу широкого распространения китайской культуры в странах Юго-Восточной Азии аналогичные храмы были созданы в Японии, Корее и Вьетнаме.

Но до нынешних дней уцелел лишь один, тот самый монастырь Шаолинь, располагающийся у подножия горы Суншань.

К 1980 году от монастыря осталось лишь то, что уцелело после пожара 1928-го, – всего несколько полуразрушенных павильонов. Почти полвека пролежал в руинах монастырь. К моменту окончания Второй мировой войны на его развалинах жили только семь монахов, из которых лишь трое были знакомы с шаолиньскими боевыми искусствами.

После выхода в 1980 году на экраны художественного фильма "Шаолиньский монастырь" популярность обители стала стремительно расти. В Шаолинь пришли тысячи молодых послушников – усердно тренироваться и изучать буддизм.

Это побудило китайские власти создать здесь туристический центр и заново отстроить монастырь. Современный Шаолинь – всего лишь реконструированный вариант образца последней, Цинской, династии, однако он по-прежнему привлекает миллионы воодушевленных туристов, не жалеющих денег на воплощение своей мечты.

Из "заморских чертей" – в "боевые машины"

Чаньские мудрецы на вопрос "Где находится монастырь Шаолинь?" дают философский ответ: "Он там, где ты есть". А география его такова: храм стоит в 80 км к западу от Чжэнчжоу – центра провинции Хэнань, в городе Дэнфэн. Хотя на самом деле это даже не город, а скорее поселок городского типа. Все лучшее, что можно разглядеть в Дэнфэне, – современная автострада, многочисленные спортивные школы, соревнующиеся друг с другом в размерах и богатстве отделки, неплохой по провинциальным меркам автовокзал – появилось в городе лишь благодаря соседству с Шаолиньской долиной.

Околошаолиньской эстетики и символики в поселении хватает. Еще на подъездах к Дэнфэну можно обнаружить высеченные на небольших скалистых холмах вдоль дороги фигуры усэнов (монахов-бойцов), демонстрирующих озадаченным туристам свое боевое мастерство. Такие же фигурки, только гораздо меньшего размера, – в виде барельефного декора – можно увидеть и на перилах небольших городских мостов.

Впрочем, гораздо большее впечатление на иностранца, воспитанного в духе традиционных китайских боевиков о соперничестве различных школ кун-фу (например, последователей стиля обезьяны и тигра), производят тренировки учеников дэнфэнских школ. Сотни китайских подростков – от шестилетних малышей до физически окрепших выпускников – часами синхронно чеканят удары ногами и руками, проводят причудливые комбинации с шестом или мечом. Другие, облаченные в защитную амуницию, нешуточно бьются в спаррингах, как заправские дворовые хулиганы. Все это отнюдь не спрятано от посторонних глаз за высоким забором, а происходит на открытой тренировочной площадке во дворе школы. Вот они – готовые школы олимпийского резерва, наглядное воплощение спортивного девиза "Быстрее, выше, сильнее!". И вот он, пользующийся спросом "коммерческий продукт", – как говорится, товар лицом.

Школы с углубленным изучением кун-фу и ушу есть и непосредственно на территории туристического центра Шаолинь. Правда, как кажется со стороны, тренируются здесь уже с большим усердием и рвением, а бьются более ожесточенно и рьяно. Возможно, потому, что за обучение в этих школах приходится платить дороже. По крайней мере так утверждают местные жители. Особняком стоит учеба "заморских чертей" (так образно китайцы величают иностранцев): за возможность стать настоящей "боевой машиной" и овладеть "секретами боевого мастерства шаолиньских монахов" они выкладывают десятки тысяч долларов – на порядок больше, чем китайцы. Правда, никаких гарантий того, что после завершения обучения новоиспеченные мастера ушу, кун-фу и цигуна смогут в одиночку одолеть дюжину вооруженных бандитов и крошить ладонью кирпичи, как хлебный мякиш, конечно, нет.
/Продолжение следует/

По материалам делового издания "Вестник Китая"


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Антикризисная медитация

Быть в Китае и не посетить Шаолиньский монастырь считается моветоном, признаком культурно-мировоззренческой близорукости. Храмовый комплекс, расположенный в городе Дэнфэн провинции Хэнань, уже давно и прочно ассоциирующийся с мировым центром боевых искусств и обителью чань-буддизма, превратился в настоящую Мекку для любителей силовых единоборств, бойцов кун-фу и сторонников учения о сансаре и нирване. Сумасшедшая популярность позволила Шаолиню стать китайским экономическим чудом – хорошо отлаженным и сверхприбыльным бизнес-проектом, ежегодно приносящим его владельцам сотни миллионов долларов. Между тем истинный Шаолинь, подобно легендарной Атлантиде, скрыт от посторонних глаз. Что, впрочем, не мешает миллионам туристов, убаюканных степенными ударами барабанов и бубнов, усыпленных заунывным пением бамбуковой флейты, считать таковым красочные фасады буддистских храмов и бритоголовых подростков, усердно молотящих руками и ногами по мешкам с песком Далее


Загрузка...