|
||||||||
Деловой журнал о бизнесе с Китаем "ChinaPRO" # 1 (1) от 01.04.2005г |
архив | поиск | реклама | авторам | редакция | форум | ||
Развитие венчурного бизнеса в Китае – предмет особого внимания не только авторов настоящей статьи, но и многих исследователей, как в самом Китае, так и в других странах. Во многом это объясняется тем, что структура отрасли венчурных инвестиций в Китае во многом уникальна и не имеет аналогов среди развитых и развивающихся стран. Корни этой уникальности следует искать в новейшей экономической истории этой страны. Несмотря на то, что с момента образования в Китае первого венчурного фонда прошло меньше 20 лет, развитие венчурного бизнеса впечатляет: по данным на 2002 год в Китае насчитывается около 86 тысяч высокотехнологических предприятий, на которых трудятся около 5,6 миллионов работников, совокупная выручка которых составила около 180 миллиардов долларов. Бурное развитие венчурного бизнеса привело к тому, что на сегодняшний день Китай является второй в мире страной после США по объему прямых иностранных инвестиций. По объему венчурных инвестиций Китай занимает 6-е место в Азиатско-тихоокеанском регионе. Однако, если рассматривать экономику Китая в совокупности вместе с Гонконгом, то по объему венчурных инвестиций Китай сравнится с Индией, а если рассматривать экономику «Большого Китая» (в который помимо Китая входят также Гонконг и Тайвань), то по объёму венчурных инвестиций китайская экономика выйдет на первое место в регионе. Согласно основателю IDG Ventures Патрику МакГоверну, внутренняя норма доходности его фонда в девяностые годы составила около 60%. Этот показатель превышает аналогичные показатели за девяностые годы для Европы и США в 2-2,5 раза. Несколько забегая вперед в изложении развития венчурного бизнеса, отметим, что характерной особенностью Китая является высокая доля вложений в компании, находящиеся на стадии расширения жизненного цикла (54% по сравнению с аналогичным показателем для США в 46%) и низкая доля венчурных инвестиций в компании, находящиеся на ранней (14% по сравнению с аналогичным показателям в 29% для США) и, особенно, поздней стадиях развития (0,4% по сравнению с 21% в США). Эти показатели, во многом объясняются тем, что доля государственных и университетских венчурных фондов в общем объёме венчурных инвестиций мала. Именно эти фонды в силу своих особенностей инвестируют, по большей части, в проекты, находящиеся на ранней стадии реализации. Зарубежные и корпоративные фонды предпочитают вкладывать в проекты, находящиеся на стадиях роста и расширения. Низкая доля венчурных инвестиций в компании, находящиеся на поздней стадии развития, объясняется отсутствием фондовой биржи, аналогичной NASDAQ в США, на которой торгуются акции высокотехнологичных компаний. Этот фактор осложняет перспективы «выхода» венчурного проекта и уменьшает привлекательность инвестиций в проекты, находящиеся на поздней стадии развития. Развитие венчурного бизнеса Изменения, превратившие Китай из закрытой страны с центральной плановой экономикой, по типу СССР, в страну - активного участника мирового рынка, развивающуюся поразительно быстрыми темпами и открытую для иностранных инвестиций и международной деятельности, начались в 1978 году. Начало было положено Дэн Сяопином и, в частности, программой «Четырёх модернизаций», направленной на качественное развитие сельского хозяйства, промышленности, науки и технологий, национальной обороны. В том же году были основаны первые Специальные Экономические Зоны (провинции Guangdong и Fujian), расположенные вдоль южного побережья Китая, Открытые Провинции (Lioning, Hebei, Tianjin, Shandong, Jiangsu, Shanghai, Zhejiang, Fujian, Guangdong, Hainan, Guangxi) и Открытые Города (Dalian, Tianjin, Qingdao, Shanghai, Guagzhou), открытие которых сопровождалось заявлением Дэн Сяопина о необходимости дифференцированного развития страны (в них предполагалось создать зоны льготного налогообложения, упрощенной административной системой и развитой инфраструктурой и коммуникациями). Одновременно с этими мерами китайское правительство проводило реформирование университетов, создавало новые, отправляло студентов на обучение в иностранные университеты, развивая программу народного образования, тем самым, закладывая основы развития национальной науки и налаживая международные связи для обмена и импорта технологий и знаний – что в итоге, будет иметь принципиальное значение, в плане стратегического развития КНР. В 1984 году были дополнительно открыты на пробной основе 14 специальных экономических зон – города на побережье. А Государственная комиссия по Науке и Технологиям (State Science and Technology Commission) заявила о планах развития системы венчурных инвестиций, определяя ее как приоритетное направление для продвижения и развития новых и высоких технологий. В эти же годы было дано начало второй фазе четырехлетней программе реформирования финансового сектора КНР; появилась первая биржа – Шанхайская, что, безусловно, оказало значительное благоприятное влияние на развитие венчурного инвестирования. Закон КНР об «иностранных экономических контрактах», принятый в 1985 году регулирует всю иностранную коммерческую деятельность в стране от финансов и торговли до инвестиций. Прогрессивным стало определение законом важного момента единой формы контрактов и специфики индивидуальных контрактов. Закон не распространяется на контракты между совместными предприятиями с участием иностранного капитала, кооперативными предприятиями и предприятиями иностранного капитала. Принятый закон о «патентах», определял условия, процедуру регистрации, обеспечивающий защиту интеллектуальной собственности, в частности программного обеспечения. Вскоре Китай вошел в Парижскую Конвенцию по Защите Интеллектуальной Собственности. Министерством финансов Китая и Комиссией по Науке и Технологиям был создан первый венчурный фонд «Китайская корпорация по инвестированию в новые технологичные предприятия» (China New Technology Venture Investment Corp.), ставший основной организацией, имеющей преференции по инвестированию в венчурные проекты перед частными компаниями. В 1990 году был утвержден Основной Закон Специального Административного Региона Гонконга, в котором согласно политике «Одна страна – две системы» было разрешено сохранение капиталистической системы, с последующим присоединением к континентальному Китаю в 1997 году. В этом же году произошло официальное признание Шанхайской, а в следующем году – Шенженьской фондовых бирж. В 1992 году местными органами управления в Shenyang, Shanxi, Guangdong, Shanghai, Zhejiang создаются венчурные корпорации развития технологий, целью которых являлось непосредственное финансирование проектов с высокой степенью риска. К началу девяностых годов возникла вполне дееспособная система венчурных инвестиций, в соответствии с которой государство кредитовало перспективные научно-технические разработки. В этой системе можно выделить три категории агентов. Во-первых, это научно-исследовательские институты и университеты, которые играли основную роль на начальной стадии проекта: именно на их территории появлялись перспективные идеи, а институты и университеты предоставляли начальное финансирование через ряд государственных программ. Второй категорией агентов были банки, которые являлись основным источником финансирования венчурных проектов. Особенностью банков являлось то, что они предоставляли финансовые ресурсы на стадии расширения и поздней стадии развития венчурного проекта и почти не предоставляли ресурсов на начальных стадиях. Наконец, третьим источником финансирования венчурных проектов стали технологические зоны, которые официально создавались, начиная с 1991 года. Поддерживаемые местными правительствами, они предоставляли инфраструктуру и начальное финансирование технологических проектов. Создание такой системы привело к появлению в начале девяностых некоторого числа успешных и не очень венчурных проектов. Однако, уже к середине девяностых, существующая система проявила свою неэффективность, в результате чего китайское правительство провело ее реформирование. Исследователи Школы Экономики и Менеджмента Университета Цинхуа (Tsinghua University) выделяют две причины неэффективности описанной выше системы. Во-первых, это недостаток финансовых ресурсов на начальной стадии проекта: университеты и институты выделяли средства на развитие технологических проектов из своих скромных бюджетов, а банки практически не финансировали венчурные проекты на начальной стадии в силу высокой степени неопределённости. Во-вторых, это отсутствие эффективной системы конкурсного отбора перспективных проектов. Отрасль венчурных инвестиций была некоммерческой, в силу чего проекты отбирались не по принципу инвестиционной окупаемости, а по некоммерческим критериям. Коммерческих венчурных фондов не существовало. Единственный венчурный фонд China New Technology Venture Investment Corp. принадлежал государству и управлялся как государственная компания. Реформирование отрасли началось с принятия закона о «компаниях». Присоединение Гонконга, на долю которого на данный момент приходится около 30% всех венчурных инвестиций – следующий важнейший шаг. Вскоре руководство страны приняло «Решение об ускорении научного и технологического прогресса», в котором особо подчеркивалась важность венчурного капитала и обозначалась система технологического венчура. В 1996 году был принят закон, разрешающий создание коммерческих венчурных фондов (Law Promoting the Industrialization of China’s Technological Achievements). В этом же году китайское правительство создаёт свыше 20 государственных венчурных фондов, финансируемых местным правительством, и отправляет делегацию в США с целью изучения опыта венчурных инвестиций. Уже в следующем 1997 году на рынке венчурных инвестиций появились первые иностранные игроки. Первыми инвестициями были вложения 18 миллионов долларов в технологическую компанию AsiaInfo и 6,5 миллионов долларов в первую китайскую венчурную IT-компанию, предшественника Sohu.com. В последующие годы был принят ряд законопроектов, облегчающих создание коммерческих и иностранных венчурных фондов в Китае. Роль государства в отрасли венчурных инвестиций Как указано выше, особенностью Китая является определяющая роль государства в отрасли венчурных инвестиций. Выделим три направления, по которым государство воздействовало на развитие отрасли: С помощью децентрализации власти правительство Китая расширило полномочия органов местного самоуправления, научно-исследовательских институтов и университетов в организации предприятий венчурного бизнеса. В конце девяностых годов финансовая поддержка центрального правительства венчурных проектов резко сократилась, а органами местного самоуправления стали выдвигаться требования повышенного экономического роста. Всё это привело к тому, что местные правительства в ряде экономических зон Китая стали видеть в венчурном бизнесе возможность развития науки и экономики одновременно. Предоставление центральными правительственными органами непосредственной финансовой поддержки стало весомым источником финансирования венчурных проектов на первом этапе развития отрасли. В дальнейшем, по мере сокращения в абсолютном и относительном выражении финансовой поддержки из центра, данные действия стали играть, по большей части, направляющую роль. Финансируя венчурные проекты, центр, как бы, высказывал свое одобрение инвестиций в технологический сектор и давал сигнал органам местного самоуправления, частным и институциональным инвесторам о том, что коммерциализация данного бизнеса легитимна. Под созданием институциональной среды для развития венчурного бизнеса понимается, во-первых, создание законодательной базы, способствующей развитию отрасли венчурных инвестиций (принятие законов об интеллектуальной собственности, регулировании иностранных инвестиций, легализация коммерческих венчурных фондов и т.п.), во-вторых, стимулирование создания инфраструктуры в научно-технологических инкубаторах и зонах. Легализация таких зон, в которых венчурным предпринимателям предоставляется всяческая поддержка в виде развитой инфраструктуры, налоговых льгот и льготной аренды помещений, произошла в 1991 году. В результате уже в 1992 году в Китае было зарегистрировано 52 зоны высоких технологий с совокупным объемом выручки около 2,8 миллиарда долларов. Китайское правительство использовало всевозможные средства стимулирования прямых венчурных инвестиций. Программы прямого государственного инвестирования, такие как программа «Факел», оказали существенное влияние на развитие отрасли. Стимулирование инвестиций происходило не только на государственном уровне, провинции получали директивы по работе с иностранными инвесторами, составленные с учетом специфики провинций. Первостепенную роль сыграло, как указывалось выше, создание специальных экономических зон, высокотехнологичных зон и зон свободной торговли, территорий, ставших зонами активного роста венчурной индустрии и экономики регионов и государства в целом. При этом использовались как пассивные способы информирования потенциальных инвесторов о возможностях и льготах; создавалась развитая инфраструктура и коммуникации для развития предприятий, осуществлялась защита прав инвесторов, а также системы налогов и дифференцированных налоговых ставок и льгот по отраслям. Реформы середины девяностых годов сильно изменили структуру отрасли венчурных инвестиций, описанную выше. Структура венчурного бизнеса в Китае На сегодняшний день главным источником финансовых ресурсов для венчурного предпринимателя являются венчурные фонды – специализированные предприятия, предоставляющие на определенных условиях финансовые ресурсы под венчурные проекты и направленные, как правило, на извлечение прибыли. Все венчурные фонды, оперирующие в Китае, можно подразделить на четыре типа: Рассмотрим последовательно каждый из этих типов фондов, оценим их роль в структуре венчурного бизнеса в Китае и укажем на основные достоинства и недостатки. Первый венчурный фонд, созданный в Китае Министерством Финансов совместно с Комиссией по Науке и Технологии в 1985 году, был государственным. Впоследствии, в первой половине девяностых годов роль и число государственных венчурных фондов заметно возросло, подавляющее большинство из которых, в отличие от первого фонда, создавались органами местного самоуправления. Фонды данного типа пользуются всесторонней поддержкой правительства и дополнительными льготами. Однако, данные фонды, как правило, испытывают дефицит квалифицированных управленческих кадров и ориентированы на прибыль в меньшей степени, чем фонды других типов. Хотя формально все фонды данного типа являются коммерческими, правительство зачастую волнуют цели, отличные от достижения приемлемой отдачи от инвестиций. Всё это привело к тому, что последние несколько лет доля государственных фондов в общем объеме венчурных инвестиций постоянно сокращается. Уайт, Гао и Джан прогнозируют дальнейшее снижение роли государственных венчурных фондов с переходом на финансирование краткосрочных проектов. Венчурные фонды, созданные при университетах и научно-исследовательских институтах, стали появляться в большом количестве, начиная с 2000 года. Они имеют уникальную возможность сотрудничать с элитой научных работников, работающих в университетах и НИИ. Именно эта возможность обеспечила успех таким фондам на начальной стадии их появления. Однако у них были те же недостатки, что и у государственных венчурных фондов, главный из которых - недостаток финансовых ресурсов. Возможным решением этой проблемы является сотрудничество фондов при университетах и НИИ с корпоративными и иностранными венчурными фондами в реализации совместных проектов. Эта тенденция отчетливо наблюдается сейчас и, как полагают Уайт, Гао и Джан, будет определяющей в ближайшее время. Корпоративные фонды на сегодняшний день представляют большинство венчурных фондов, оперирующих в Китае. Фонды данного типа создаются корпорациями, зарегистрированными на бирже, как правило, после прохождения процедуры листинга. Становясь публичными, корпорации в один момент получают огромный объем денежных ресурсов, превосходящий возможности инвестирования в базовое производство. Как следствие, избыток инвестиционных ресурсов способствовал тому, что зарегистрированные на бирже корпорации обращали свое внимание на другие сферы бизнеса, в том числе и на модный венчурный бизнес. К 2002 году 132 публичных компании (11% от общего объема зарегистрированных на бирже корпораций) инвестировали в венчурные фонды. Корпоративные фонды, как правило, имеют солидную финансовую базу, поддержку государства и более квалифицированные управленческие кадры, чем государственные и университетские венчурные фонды. Это позволяет фондам инвестировать крупные ресурсы в коммерчески выгодные проекты. С другой стороны, корпоративные фонды не готовы инвестировать в особо рисковые и долгосрочные проекты по причине необходимости показывать высокие ежегодные финансовые показатели. Наравне с корпоративными венчурными фондами, иностранные венчурные фонды стали с момента их появления основным источником венчурных инвестиций в Китае. К концу 2001 года 8 из 10 и 14 из 20 крупнейших венчурных фондов, оперирующих в Китае, были иностранными. Иностранных инвесторов в Китае привлекают налоговые льготы, дешёвые трудовые ресурсы и высокая стабильность государства. Фундаментальным отличием иностранных венчурных фондов от китайских назовем направление инвестиций. Если китайские венчурные фонды инвестируют, по большей части, в высокотехнологические предприятия, то инвестиции иностранных венчурных фондов более размыты по отраслям: иностранцы инвестируют в те предприятия, которые, по их мнению, обладают наибольшим потенциалом. Второй особенностью иностранных венчурных фондов является более долгий срок инвестиций. Важнейшими достоинствами иностранных венчурных фондов являются солидная финансовая база, наличие квалифицированных менеджеров с большим опытом работы в венчурном финансировании и готовность брать на себя высокие риски и инвестировать в долгосрочные проекты. При этом, по мнению экспертов, иностранным венчурным фондам не хватает знаний специфики ведения бизнеса в Китае и связей с государственными органами и университетами. Недостаток знаний специфики ведения бизнеса в Китае отчасти компенсируется наличием китайских управляющих среди топ менеджмента большинства иностранных венчурных фондов. Если учесть, что получение необходимого опыта и налаживание связей – лишь вопрос времени, то при условии дальнейшей открытости экономики Китая для зарубежных инвесторов можно прогнозировать рост значимости иностранных венчурных фондов на рынке венчурных инвестиций Китая… Генрих Пеникас, Андрей Маленко, Высшая Школа Экономики. ДРУГИЕ СТАТЬИ НОМЕРА Дорогу осилит идущий |
С учёным, который стыдится грубой пищи и бедной одежды не стоит и разговаривать.
Конфуций
В момент сложной ситуации на мировой арене Россия должна поддерживать Китай:
Всего ответили: 649
Данные ЦБ РФ на сегодня
1 RUB = 0,298 CNY
1 CNY = 3,358 RUB 1 RUB = 0,036 USD 1 USD = 28,033 RUB 1 RUB = 0,028 EUR 1 EUR = 35,285 RUB
Стань автором лучшей статьи о бизнесе в Китае
И ПОЛУЧИ ПРИЗ
|
||||||||||||||||
©Деловой журнал "ChinaPRO", 2005.
©Материалы, предоставленные журналом "ChinaPRO", являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение либо любое иное использование информации возможно только с предварительного разрешения правообладателей. Ссылка на издание обязательна. Для электронных СМИ - гиперссылка. Письмо в редакцию "ChinaPRO": Автор и руководитель проекта - - консультации по вопросам работы с Китаем +86 13925054746 |
|
|||||||||