Китай  Выставки в Китае  Производство Китая  Экономика Китая  История Китая  Китайская Кухня  Туры в Китай   |  В избранное  |  Сделать стартовой

Сегодня: Среда, 16 апреля, 1:26

Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай # 2 (32) от 05.03.2008 г.

 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Прямо на Восток

С позиции маркетолога, Китай сегодня – это, прежде всего, огром- ный рынок сбыта. Многие западные ком- пании уже давно приняли решение выйти на китайский рынок. Часто этот выход был связан с крайне неудачными последствиями для компании. Но ошибки – это тема отдельного разговора. А сегодня мы остановимся на проблемных моментах, с которыми может столкнуться компания при выходе на рынок Китая,


МНЕНИЕ ПРАКТИКА

Логистика по-русски и по-китайски

Ведение рос сийско-китай- ского бизнеса в сфере пере- возок часто не вписывается в термин «логис тика», который связан с такими понятиями как управляемость, контроль, пос ледовательность. Где же оказы ваются эти понятия, когда дело касается конкретных практических шагов?


АНОНС
Доставка из Китая. Профессионально и надежно.
Китай - Фотогалерея

Выставки в Китае

Китай - общие сведения
Китай - право и законы
Экономика Китая
Промышленность Китая
Культура Китая
Стратагемы
Карта Китая (КНР)
Китай - год 2006-й
Сайты Китая





МНЕНИЕ

Долгий путь к статусу сверхдержавы

Народно-освободительная армия вкладывает огромные средства в наращивание военных мускулов Китая, чтобы они соответствовали его экономической мощи. Но может ли Китай начать соперничество с Америкой?

Зрелище это несколько странное, а его декорации довольно мрачные и унылые. Там, где широкое пространство, состоящее из болотистых низменностей, соленых озер и рыбных хозяйств переходит в залив Бохай, в ядовитой дымке видны очертания огромного корабля. Это авианосец "Киев", в прошлом краса и гордость Советского Союза. Сейчас он играет роль туристической достопримечательности. Китайские посетители сидят на летной палубе авианосца под зонтами с рекламой "Пепси-Колы". Возможно, они размышляют о судьбе великой державы, оставшейся в прошлом, и о своей собственной стране, которая быстро превращается в такую супердержаву.

Внутри "Киева" ангарный отсек разделен на две части. В одной половине посетители со скучающим видом наблюдают за разнообразными танцевальными номерами, которые исполняют танцоры в костюмах разных национальных меньшинств. В другой половине размещается исполненный в натуральную величину макет нового китайского самолета J-10. Церемония представления этого самолета с большой помпой прошла в январе. Его назвали самым передовым и современным истребителем, построенным китайцами самостоятельно (правда, турбовентиляторный двигатель для этого самолета украинского и российского производства, но китайские руководители предпочитают это не афишировать). По мнению ряда военных аналитиков, модификация данного самолета в один прекрасный день может появиться на летной палубе китайского корабля.

Пентагон наблюдает за амбициями создающего авианосный флот Китая со смущением и интересом. Начиная с 1980 года, Китай закупил четыре авианосца (три у бывшего Советского Союза и один у Австралии; строительство последнего началось в Великобритании еще во времена Второй мировой войны). Подобно "Киеву", авианосец "Минск" (стоящий на якоре недалеко от Гонконга) также был превращен в место для посещения туристов. Произошло это после его тщательного изучения китайскими военно-морскими инженерами. Австралийский корабль "Мельбурн" разрезали на металлолом. Самый большой и самый современный авианосец "Варяг" находится на ремонте в северном портовом городе Далянь. Дальнейшая его судьба не определена. Пентагон говорит, что корабль может быть введен в строй и использоваться в качестве учебной базы для подготовки экипажей авианосцев, либо разделить судьбу собратьев, превратившись в плавучий парк развлечений.

Глобальное военно-морское господство Америки невозможно поколебать всей этой китайской возней с авианосцами. Даже если Китай и сможет спустить на воду хотя бы один корабль этого класса (а аналитики считают, что такое возможно не раньше 2015 года), в районе наиболее вероятного конфликта между Китаем и США, каким является Тайваньский пролив, этот авианосец окажется бесполезным. Китаю гораздо легче отправлять свои истребители на боевые задания с суши. Но такой авианосец стал бы ярким символом растущей военной мощи Китая. Некоторые китайские офицеры хотят, чтобы страна демонстрировала свой флаг на более широких океанских просторах, доказывая рост своего могущества. По мере того, как Китай превращается в торгового гиганта (который все больше зависит от импорта нефти), некоторые его военные аналитики начинают говорить о необходимости защиты удаленных морских путей в Малаккском проливе и даже дальше.

На этой неделе Народно-освободительная армия Китая (НОАК) празднует 80-ю годовщину со дня своего рождения. Возникла она в виде пестрой группы мятежников, восставших против тогдашних китайских правителей. Сегодня она стремится стать одной из самых боеспособных армий мира и силой, которая при необходимости будет в состоянии сдерживать даже американцев. У НОАК нет большого стремления к прямой конфронтации с Америкой. Но у нее масса причин для удержания США от защиты Тайваня.

Темпы военной модернизации Китая вызывают озабоченность у Пентагона. Отставной контр-адмирал Эрик Маквейдон (Eric McVadon), выступая в 2005 году перед комитетом Конгресса, заявил, что Пекин совершил "большой скачок" в модернизации своих сил, необходимых для захвата Тайваня, а также для сдерживания и противостояния американскому вмешательству. По его словам, темпы такой модернизации "быстро увеличиваются". А по меркам Пентагона, Маквейдон относится скорее к "голубям мира", но не к "ястребам".

В опубликованном в мае ежегодном докладе Конгрессу о военной мощи Китая Пентагон отмечает, что "увеличение военного потенциала" этой страны является "главным фактором" изменения баланса сил в восточной Азии. В докладе говорится, что Китай по-прежнему обладает лишь ограниченными возможностями для демонстрации своей мощи на значительном удалении от собственной территории. Однако в нем повторяются наблюдения, сделанные в 2006 году по поводу того, что среди "крупных и развивающихся стран" Китай имеет "самый большой потенциал для военной конкуренции" с Америкой.

С середины 90-х годов Пекин испытывает все большее беспокойство в связи с тем, что Тайвань может разорвать пусть даже умозрительные связи с Китаем. Чтобы запугать тех руководителей Тайваня, у которых могут возникнуть подобные настроения, Китай на пределе возможностей разворачивает на своем ближайшем от Тайваня побережье баллистические ракеты малой дальности - примерно по 100 штук в год. По оценкам Пентагона, сейчас там развернуто около 900 таких ракет моделей DF-11 и DF-15 (CSS-7 и CSS-6 по классификации НАТО). И ракеты эти становятся все точнее. Залпом этих ракет можно настолько быстро разрушить всю военную инфраструктуру Тайваня, что война закончится еще до того, как Америка сможет отреагировать.

Очень многое изменилось с 1995-1996 годов, когда слабость Китая перед лицом американской военной мощи была поразительной. В приступе гнева из-за решения Америки в 1995 году дать возможность тогдашнему президенту Тайваня Ли Дэнхуэю (Lee Teng-hui) совершить широко разрекламированную поездку в свою альма-матер - Корнелльский университет, Китай запустил десять ракет DF-15 без боеголовок в территориальные воды Тайваня. Американцы, уверенные в том, что Китай быстро отступит, направили в этот регион в качестве предостережения две авианосные группы. Такая тактика сработала. Но сегодня Америке пришлось бы хорошо подумать, прежде чем отправлять туда свои корабли. Неофициальный посол США в Тайване с 2002 по 2006 годы Дуглас Паал (Douglas Paal) говорит, что "цена конфликта, безусловно, возросла бы".

Китайцы сегодня стремятся сделать так, чтобы американские авианосцы не смогли подойти слишком близко. Адмирал Маквейдон обеспокоен тем, что они разрабатывают баллистические ракеты средней дальности DF-21 (CSS-5). Поскольку скорость входа в плотные слои атмосферы у них гораздо выше, чем у баллистических ракет малой дальности, тайваньским средствам ПВО будет гораздо труднее справиться с новой угрозой. Эти ракеты можно будет запускать даже дальше Тайваня - в зону Тихого океана, чтобы наносить удары по авианосцам. Конечно, технические трудности таких пусков велики. Но адмирал Маквейдон заявляет, что Америке через пару лет "придется, видимо, поволноваться" из-за такой возможности.

После того, как ракеты сделают свое дело, вооруженные силы Китая смогут (как они надеются) продолжить боевые действия с применением разнообразного арсенала современных российских вооружений, который был в основном накоплен за прошедшее десятилетие. В прошлом году Пентагон заявлял, что в 2000-2005 годах Китай закупил оружия примерно на 11 миллиардов долларов, в основном у России.

Китай знает, что ему придется многое сделать, чтобы догнать остальных. Многие американцы без энтузиазма говорят о последних военных вылазках Америки, в частности, о войне в Ираке. А вот китайские военные авторы в своих многочисленных книгах и статьях рассказывают о многочисленных вдохновляющих успехах своей страны.

Достижения Китая впечатляют, пусть даже они изложены на бумаге. Еще в 90-е годы прошлого столетия у Китая была армия призывников, состоящая из необразованных крестьян, которая пользовалась боевой техникой и оружием преимущественно устаревших советских образцов 50-х годов и руководствовалась старой доктриной времен "холодной войны" (и даже времен партизанской войны). Сейчас основное внимание переместилось с сухопутных войск на военно-морской флот и военно-воздушные силы, которые возглавят наступление в случае войны с Тайванем. Китай закупил в России 12 дизельных подводных лодок класса "Кило" ("Варшавянка"). Новейшие из них оснащены сверхзвуковыми крылатыми ракетами типа Sizzler, которые, по мнению многих аналитиков, будет трудно остановить американским авианосцам.

Такие сверхзвуковые крылатые ракеты имеются также на борту четырех новых китайских эсминцев класса "Современный", которые были сделаны по заказу Китая русскими. Они предназначены для нанесения ударов по авианосцам и кораблям сопровождения. Да и китайские кораблестроители не сидят сложа руки. На выставке в честь 80-летия вооруженных сил военный музей Пекина показал, как отмечается на официальных китайских вебсайтах, модель новой ударной атомной подводной лодки под названием Shang. Такие субмарины позволят китайскому флоту выходить на просторы Тихого океана далеко за пределы Тайваня. Как надеется Пекин, они смогут уничтожать американские авианосцы задолго до того, как те смогут приблизиться к его территории. В прошлом году, к большому удивлению и смущению США, новая китайская дизельная подлодка небольшого радиуса действия всплыла на поверхность неподалеку от американского авианосца "Китти Хок" возле Окинавы. Заранее обнаружить ее присутствие американские моряки не смогли.

Американскому региональному превосходству в воздухе сегодня бросают вызов более 200 современных российских боевых самолетов Су-27 и Су-30, которые Китай приобрел, начиная с 90-х годов. Часть этих машин была изготовлена в Китае по лицензии. Пентагон считает, что Китай также заинтересован в приобретении самолетов Су-33, которые можно будет размещать на борту авианосца, если Пекин его построит.

Во время кризиса в Тайваньском проливе в 1995-1996 годах Америка не без оснований могла быть уверена в том, что даже в случае начала войны (а в это мало кто всерьез верил) ей удастся справиться с любой угрозой со стороны китайского ядерного арсенала. Немногочисленные стратегические китайские ракеты, способные наносить удары по материковой части США, базировались в шахтах, о местонахождении которых американцы наверняка знали. Подготовка к пуску занимала так много времени, что американцы вполне могли успеть уничтожить данные ракеты. С тех пор Китай усердно трудится над исправлением этого положения. Он развертывает шесть подвижных пусковых установок на автомобильной тяге с межконтинентальными ракетами DF-31 на твердотопливном двигателе (которые быстрее запускаются). Считается, что Пекин разрабатывает модель DF-31А большей дальности, которая сможет наносить удары по любой точке на территории США, а также ракеты JL-2, которые будут запускаться с борта подводной лодки (что обеспечивает большую скрытность) и также представлять опасность для значительной части американской территории.

Так что же, все в полной боевой и готовы к бою?

Но насколько применимо и эффективно все это вооружение? О боеспособности НОАК мало что известно. Это самая скрытная из больших армий мира. В рамках подготовки к празднованиям она приоткрыла завесу секретности лишь над своей новой военной формой, введенной по этому случаю. Форма эта больше прилегает к телу и, согласно громкой критике со стороны пользователей популярных китайских сайтов в Интернете, выглядит более по-американски.

Китайские военные аналитики хорошо осведомлены о том, что военная мощь Америки заключается не только в технике. Сюда входит обучение войск, взаимодействие различных видов вооруженных сил и родов войск ("сколоченность" на военном жаргоне), сбор и обработка разведывательных данных, опыт и моральных дух. Китай старается наверстать упущенное и в этих областях. Но у него практически не было опыта ведения боевых действий со времен непродолжительного и ничем не примечательного вторжения во Вьетнам в 1979 году, а также мощного сосредоточения сил и средств для борьбы с организовавшими беспорядки сторонниками демократии, которые имели место десять лет назад.

Китай говорит о своей боеспособности даже более застенчиво, чем о своих вооружениях. Он не проводит глубоководные учения сил подводного флота по борьбе с авианосцами. Он не хочет создавать в регионе тревожную ситуацию, а также раздражать Америку. Существует и другая проблема - как заставить всю эту российскую технику работать. Некоторые аналитики говорят, что китайцы не очень довольны своими самолетами Су-27 и Су-30. Обслуживать эти машины и обеспечивать их запасными частями (из России) оказалось делом нелегким. Один западный дипломат говорит, что китайцам с трудом удается сохранять российские крейсера и подводные лодки в исправном рабочем состоянии. "Нам не следует охать и ахать, глядя на эти вооружения", - так он отзывается о новой российской технике.

Китай делает определенные успехи в деле снижения своей зависимости от России. Как считают некоторые аналитики, после десятилетних усилий Китай, наконец, начинает использовать свои собственные турбовентиляторные двигатели, создав крайне важную технологию их изготовления для современных истребителей. Но до самодостаточности еще очень далеко. Русские по-прежнему с неохотой передают самые передовые свои технологии. "Единственная надежная вещь у китайцев - это их ракеты", - говорит Эндрю Янг (Andrew Yang) из находящегося в Тайване Совета прогрессивных политических исследований (Chinese Council of Advanced Policy Studies).

Пентагон, несмотря на все свои волнения, старается держать двери для китайцев открытыми. Постепенно возобновляются связи в военной области после резкого похолодания в апреле 2001 года, когда китайский истребитель сбил американский самолет-шпион недалеко от границы Китая. В прошлом году стороны впервые за всю историю участвовали в совместных учениях по проведению поисково-спасательной операции недалеко от побережья Америки и Китая. Но это были довольно простые маневры, и американцам немногому удалось на них научиться. Китайцы по-прежнему не хотят заниматься чем-то более сложным, возможно, опасаясь проявить свои слабости.

Русским лучше удается налаживать отношения с китайцами. Два года назад НОАК провела совместно с ними крупные учения. Это были первые совместные маневры с иностранной армией. Хотя это скрывалось, отчасти учения были нацелены на запугивание Тайваня. Две страны отрабатывали вопросы организации морской блокады, захвата аэродромов и высадки морского десанта. Русские продемонстрировали некоторые образцы своего оружия, которое они надеются продать с размахом тратящим деньги китайцам.

Еще одни крупные совместные учения должны пройти с 9 по 17 августа на Урале (в них также примут участие войска других стран-членов Шанхайской организации сотрудничества. Эта организация состоит из шести государств, в том числе, центральноазиатских). Но Дэвид Шамбо (David Shambaugh) из Университета Джорджа Вашингтона говорит, что навыки и умения китайцев не произвели на русских большого впечатления. После совместных учений 2005 года русские что-то невнятно говорили по поводу отсутствия "сколоченности" частей и подразделений НОАК, плохой связи и медлительности китайских танков.

Китай заслуживает все больше похвал со стороны Запада за свое активное участие в миротворческих операциях ООН. Однако такое участие мало что говорит о боеспособности китайской армии. Почти все из 1600 китайских миротворцев, действующих в Ливане, Конго и Либерии, это инженеры, автомобилисты и медики.

Да и серия информационных документов, опубликованных китайским правительством, начиная с 1998 года, и посвященных военным событиям в КНР, также пролила мало света на состояние вооруженных сил этой страны, в частности, на объем расходов НОАК и на статьи этих расходов. По довольно невнятным расчетам Китая, НОАК в период с 1990 по 2005 годы ежегодно получала увеличение бюджетных ассигнований более чем на 15 процентов (почти 10 процентов в реальном исчислении). В этом году бюджет был увеличен почти на 18 процентов. Однако эти цифры не включают в себя импорт вооружений, расходы на стратегические ракетные силы, исследования и разработки. Лондонский Международный институт стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies) дает свою оценку, в соответствии с которой реальный уровень расходов в 2004 году мог быть в 1,7 раза выше официально объявленного бюджета в 220 миллиардов юаней (26,5 миллиарда долларов по обменному курсу того времени).

На основании этой оценки можно сказать, что расходы Китая на военные нужды равнялись расходам Франции по состоянию на 2004 год. Однако разная покупательная способность доллара в двух этих странах, а также мощное увеличение оборонных расходов КНР с того времени еще больше поднимает общую сумму китайских ассигнований на военные цели. Китай прилагает большие усилия для повышения профессионализма своей армии. Он старается оставлять военнослужащих в армии на продолжительный срок, а также призывать в ее ряды более образованных новобранцев. Делать это в тот момент, когда гражданская экономика находится на подъеме, а заработная плата растет, довольно трудно. НОАК приходится все больше тратить средств на денежное довольствие военнослужащих и улучшение условий их службы. А в рядах китайских вооруженных сил служит ни много, ни мало - 2,3 миллиона человек.

Китайское руководство старается удовлетворять нужды своей армии. Оно хорошо помнит о том, что именно НОАК спасла партию от возможного распада в период волнений 1989 года. В 90-е годы китайское руководство призывало воинские части заниматься бизнесом, чтобы те зарабатывали больше денег на собственные нужды. В конце 90-х, увидев, что все это служит расцвету коррупции, руководство страны приказало НОАК передать свои коммерческие структуры под гражданский контроль. Увеличение бюджетных ассигнований помогает сегодня армии компенсировать часть этих утраченных заработков.

Партия по-прежнему рассматривает армию в качестве оплота в борьбе с любыми беспорядками и волнениями, способствовавшими свержению коммунистических режимов в других странах. Китайские лидеры очень резко реагируют на заявления (которые поддерживают некоторые офицеры) о том, что НОАК должна подчиняться государству, а не партии. В армейских рядах действует масса партийных шпионов, следящих за лояльностью офицеров. Но партия также дает армии существенную свободу действий в управлении собственными делами. Она обеспокоена коррупцией в армейских рядах, однако редко выступает против нее, по крайней мере, открыто. (Редким исключением стало увольнение в прошлом году заместителя командующего военно-морскими силами Китая за взяточничество и "моральную распущенность".) Режим высокой секретности в НОАК способствовал резкому распространению в армейской среде птичьего гриппа в 2003 году, что привело к ряду смертельных исходов.

Торговля авианосцами

НОАК знает свои недостатки. У нее нет иллюзий по поводу того, что Китай сможет в открытую противостоять военной мощи США. Многие в Китае полагают, что именно решимость Советского Союза идти на конфронтацию с Америкой стала причиной его распада. Вместо этого КНР подчеркивает значение оружия и доктрины, которые можно использовать для разгрома более сильного врага "асимметричным способом".

Суть ее состоит в том, чтобы воспользоваться якобы имеющимися у США слабостями, такими как чрезмерная зависимость от спутников и информационных сетей. Успешное уничтожение Китаем в январе этого года одного из своих устаревших спутников при помощи ракеты (пусть неуклюжее и нанесшее дипломатический ущерб), несомненно, являлось демонстрацией таких способностей. Некоторые аналитики полагают, что китайцы с одобрения государства пытаются незаконно проникнуть в компьютерные сети Пентагона. Представитель военного ведомства Ричард Лолесс (Richard Lawless) недавно заявил, что Китай разработал "очень сложную" систему кибернетических атак на американские компьютерные и Интернет-системы.

Пентагон опасается, что китайское военное руководство, увлеченное новыми техническими возможностями, может недооценить дипломатические последствия такой кибератаки. Некоторые китайцы также усматривают в этом большую проблему. Испытание антиспутникового оружия привело к возобновлению в Китае научных споров о необходимости создания в стране совета национальной безопасности - по образу и подобию США. Это ведомство могло бы помочь военным стратегам наладить более эффективное взаимодействие с представителями внешнеполитических ведомств.

Но американцам трудно напрямую потребовать от Китая прекратить делать то, что делают другие (в том числе, Индия, у которой есть авианосцы и российские истребители). В мае командующий Объединенным командованием вооруженных сил США в зоне Тихого океана адмирал Тимоти Китинг (Timothy Keating) заявил, что интерес КНР к авианосцам "вполне понятен". Он даже сказал, что если Китай решит строить такие авианосцы, Америка будет ему помогать "по мере его потребностей и наших возможностей". Но, по его словам, "это не так легко, как кажется".

Высокопоставленный представитель Пентагона позднее заявил, что слова Китинга были неправильно поняты. Строить авианосец для китайских вооруженных сил - это слишком. Но стороны сегодня договариваются о создании военной "горячей линии". По мере возмужания дракона американцы стремятся проявлять осторожное дружелюбие.

"The Economist"

  Обсудить в форуме


ДРУГИЕ СТАТЬИ НОМЕРА

  Август: скандалы и интриги месяца
  Коммуналка, кастрюли и утренний кофе
  Век Китая? Ну может быть следующий..
  Китайский роман Забайкалья: без любви, но с продолжением
  Китайцев ожидает тотальная видеослежка
  Китай и Россия в новом мировом беспорядке
  Между мечтой и разочарованием
  Как Западу одержать победу в Центральной Азии
  Секс и пролетарское происхождение в зеркале объявлений о знакомствах




Опрос месяца
Китайские производители формируют новую экономическую среду для мирового сообщества.

Да

75.1%

Нет

24.9%

Всего ответили: 1043

Китайская мудрость
Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.
Конфуцианские изречения
Реклама
Курсы валют
Данные ЦБ РФ на сегодня
1 RUB = 0,301 CNY
1 CNY = 3,328 RUB

1 RUB = 0,040 USD
1 USD = 24,981 RUB

1 RUB = 0,028 EUR
1 EUR = 35,284 RUB

Конвертер валют

 

Конкурс "Весь Китай"
Стань лучшим автором
статьи о Китае
И ВЫИГРАЙ ПРИЗ!
подробнее

Просто важно
  • - Посольство РФ в Китае
  • - ИТАР - ТАСС
  • - РИА Новости
  • - Интерфакс
  • - Мир Перевода

Подписка
Ваше имя:

Ваш e-mail:



Погода
В России
День: 0?С, ночь: -2?С, облачно, небольшой снег

В Китае

День: +5?С, ночь: -5?С, ясно
Восточный портал: культура и искусство Китая, Японии и Кореи
НОВАЯ ПОЛИТИКА
Омская торгово-промышленная палата