ChinaPro  Деловой журнал про Китай

Жить по средствам17

20.06.2011 05:30

Как известно, Китай обладает наиболее высокой среди крупных и средних экономик мира долей инвестиций в ВВП. Китай при этом имеет положительный торговый баланс.



С точки зрения макроэкономики, это, в некотором роде, парадокс. Страны, которые много инвестируют, вынуждены сводить дефицитные внешнеторговые балансы. У них не хватает собственных ресурсов экономики и на инвестиции, и на внутреннее потребление и при таком активном росте инвестиций им попросту приходится "жить в долг" на мировом рынке. Но Китай является здесь исключением. Причина в том, что доля потребления в валовом продукте КНР минимальна для крупных и средних экономик. Она в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах, 35% от ВВП, согласно официальным данным. Китайское руководство проводит политику стимулирования роста внутреннего потребления. Применяются в данном случае меры валютного, фискального, административного регулирования. Но прогресс в этой сфере постоянно ограничивается всплеском инфляции. Для примера, в 2005 – 2007 г. располагаемый доход городских жителей КНР с учетом инфляции рос в среднем на 11,5% за год. В 2007 г. инфляция ускорилась до 6,5% годовых. В 2008 г. последовал спад прироста ВВП с 14,2% до 9,6%(г/г). При этом в 2005 – 2007 гг. реальный ВВП рос в среднем на 12,7%. Это значит, что доля потребления в ВВП ежегодно сокращалась приблизительно на 0,9%. Схожая ситуация наблюдалась в 2008 – 2010 гг., но здесь при ускорении инфляции до 5,5%, все же наблюдалось увеличение доли потребления в ВВП, на 0,4% ежегодно. При этом, государственные методы планирования и регулирования экономикой в последние годы в КНР усилились. Это относится и к банковской, и к производственной сфере. И эта политика принесла свои плоды, пусть и ценой спада в темпах прироста экономики по сравнению с докризисными уровнями.Но результат с точки зрения динамики доли потребления в ВВП даже в этом случае мизерный. Потребуется 25 лет, чтобы довести, таким образом, долю внутреннего частного потребления в ВВП до 45%, почти 100 лет, чтобы вывести ее на уровень развитых стран. Все это время Китай будет оставаться зависимым от внешнего экономического спроса. Но в других странах проводятся те же реформы. Все страны на уроках кризиса учатся "жить по средствам". Нужен определенный импульс, чтобы проводить более эластичную экономическую политику, опережая другие страны в международной конкуренции, на рынке мирового разделения труда. Есть один ресурс ускорения, который, при необходимости, может быть применен для ускорения процесса роста доли потребления валовом продукте Китая. Он заключается в крайней неравномерности распределения доходов в китайском обществе. 10% жителей КНР получают две третьих от общего размера частных доходов. Согласно экономической теории, доля потребления в доходах обратно пропорциональна их размеру. Повышение доходов наиболее обеспеченных слоев населения со временем перестает существенным образом сказываться на национальном потреблении, увеличивая инвестиции. То есть, необходимо не только экстенсивно увеличивать реальный размер доходов, но и проводить выравнивание их уровня среди социальных групп населения.Значит, надо менять социальную структуру в обществе. Например, увеличивать налоги на роскошь, сверхприбыль, контролировать динамику зарплат на частных предприятиях. Но, таким образом, государство ограничит активность бизнеса, спрос на инвестиционные идеи, которые не приносят прежней отдачи, сузится. Вместе с сокращением реальной отдачи от вложений, вероятен отток капитала. И это – помимо традиционных для роста потребления всплесков инфляции, которые, в итоге, ограничивают позитивную тенденцию Валового Продукта. Государству придется искать альтернативы для поддержки необходимых КНР, для обеспечения стабильной занятости, темпов прироста ВВП в 7% - 8% ежегодно. Это означает усиление сферы госинвестиций, а они потребуют неналогового усиления статей доходов бюджета. По мере развития указанных реформ, вероятен, кроме того, рост недовольства во влиятельных бизнес структурах, связанных с государственной властью. Это политический вызов для власти, если она готова к переменам. Государству для начала подобных реформ – а они, как представляется сейчас, неизбежны, в долгосрочном периоде - надо усилиться самому. Лишь затем следует приниматься за изменение экономической структуры. В ближайшее десятилетие Китай ожидает ещё больше усиление государственного планирования и регулирования экономики, социальной сферы. ?


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Жить по средствам

Как известно, Китай обладает наиболее высокой среди крупных и средних экономик мира долей инвестиций в ВВП. Китай при этом имеет положительный торговый баланс.  Далее


Загрузка...