ChinaPro  Деловой журнал про Китай

Россия почти не видна34

Почему снижается экспорт в Китай технологичной продукции из России?

28.06.2010 05:30

В настоящее время Китай – крупнейший торговый партнер России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который превращается в один из ключевых центров формирующегося нового глобального сообщества. Обе страны – Китай и Россия решают задачи структурной перестройки своих экономик и в равной степени заинтересованы в активизации традиционных и поиске новых форм взаимодействия и сотрудничества.




Взаимодополняемость национальных хозяйств и географическая близость определяют будущие наиболее перспективные направления экономического диалога двух стран. Для России Китай в скором времени, возможно, будет иметь важное значение как крупнейший рынок сбыта продукции машиностроения и источник снабжения отечественного рынка широкой номенклатурой товаров народного потребления, продовольствия и стратегически важных сырьевых товаров. Для Китая приоритетным направлением, видимо, останутся закупки российских удобрений, леса, черных и цветных металлов, химических товаров, машинно-технической продукции. Однако, с каждым годом доля объема российского экспорта технологичной продукции в КНР все падает и падает. В 2009 г. доля технологичной продукции в объеме экспорта составила чуть менее 2%, в то время как в кризисном 1998 г. она составляла свыше 22%. В чем же дело? Почему год от года ухудшается структура российско-китайской торговли?
Как нам представляется, здесь нет ничего странного. Структура российского экспорта в Китай во многом напоминает нам структуру всего российского экспорта, свыше 60% которого представлены энергоносителями, затем древесиной, продуктами водного промысла, продукцией химической промышленности, черными и цветными металлами – всего набирается свыше 90% от совокупных объемов российского экспорта. Однако по инерции многие считают, что для Китая сойдет то, что не проходит на рынки западных стран. Но не следует слишком уповать на то, что в Китае может быть реализована не только продукция российского машиностроения уровня конца 80-х - середины 90-х гг., но и даже самые последние модели Волжского автомобильного завода – “Лада-Калина” и “Лада-Приора”. В начале 90-х гг. российские легковые автомашины “Жигули” пользовались бешеным успехом, и одним из условий почти любой сделки были поставки этих машин в Китай. Однако в настоящее время в Китае уже навсегда потерян коммерческий интерес из-за того, что с начала 90-х годов на территории страны появилось большое количество СП с участием крупнейших западных и японских автомобильных фирм - “Хонда”, “Фольксваген”, “Пежо”, “Крайслер” и другие, производящие продукцию, вполне соответствующую потребностям не только китайского, но и мирового рынка.

Сейчас Китай превратился в страну, которая вышла на первое место в мире по объему экспорта – $1,2 трлн и стала мировой торговой державой, но ее уровень зависимости от экспорта остается довольно высок. При этом в КНР резко в разы увеличилась доля производимой на экспорт продукции машиностроения и новых и высоких технологий как за счет привлечения на территорию страны иностранного капитала, так и за счет повышения технологического уровня собственных предприятий. В 2009 г. доля продукции машиностроения и технологичной продукции уже составила 59,3% всего объема экспорта, а доля продукции новых и высоких технологий – 31,4%.
В 2009 г. в условиях финансового кризиса особенно пострадала российско-китайская торговля. Если в 2008 г. объем внешней торговли между РФ и КНР составил $56,8 млрд, то в 2009 г. – всего $38,8. При уменьшении объема торговли доля России в объеме внешнеторгового оборота КНР ужалась с 2,2% до 1,7%. Вплоть до сегодняшнего дня 90% грузоперевозок на российско-китайской границе составляет российский экспорт в Китай, и лишь 10% - китайский импорт в Россию. По сути дела, Китай более заинтересован в российском экспорте, чем Россия в китайском импорте. Китаю необходимы нефть, лес, рыба, цветные металлы - медь, никель, возникла необходимость в российском природном газе и каменном угле, потребление которых в Китае резко возросло в последние годы. В то же время по мере повышения уровня развития науки и техники Китай постепенно охладевает к экспорту технологичной продукции из России, включая военную технику по линии “Рособоронэкспорта”. Китай уже сам в состоянии создавать аналогичные модели военной техники и просит у России еще более современную технологичную продукцию.
Это произошло по двум причинам. С одной стороны, в 2006 г. в КНР был принят курс на преобразование Китая в государство инновационного типа, значительно увеличились вложения в научно-исследовательскую сферу и НИОКР, что поставило КНР на третье место в мире по этому показателю. Быстрыми темпами создаются в КНР технопарки и бизнес-инкубаторы. Всего в КНР насчитывается только 54 таких зоны развития новых и высоких технологий государственного уровня с привлекательным льготным налоговым режимом для инвесторов. Ныне на долю Китая приходится 14,7% научных сотрудников мира, в то время как на долю США – 22,8%, Японии – 11,7%, России – 8,9%. По числу выданных патентов Китай занимает четвертое место в мире вслед за США, Японией и Республикой Корея. Китай уже занимает второе место в мире по объему высокотехнологичного производства и вышел на первое место в мире по производству продукции в сфере информационно-коммуникационных технологий, включая различное оборудование для них – мобильные телефоны, сетевое оборудование, компьютеры, дисплеи, видеотехнику. Только в 2009 г. в КНР было произведено 619,25 млн мобильных телефонов и 182,1 млн компьютеров всех видов. Да каким образом при таком объеме производства в КНР Россия может найти лакуны для входа на китайский рынок со своей технологичной продукцией! Здесь есть два выхода: первый - самостоятельно развивать науку и технику, создавать новые виды техники и технологий с тем, чтобы войти на китайский рынок, второй – делать то же самое, но в сотрудничестве с Китаем.
Однако есть и другая причина, почему Россия отстает с экспортом в Китай технологичной продукции. Это крайне низкий уровень финансирования фундаментальных наук в РФ, роспуск прикладных научных институтов в 90-е гг. и крайне консервативное законодательство, сдерживающее инвестиции в создание различного рода инноваций, а также сырьевая направленность экономического развития страны, при которой не востребованы достижения науки и техники. В результате в России ежегодно снижается численность научных работников, падает качество выпускников вузов в результате различных реформ в сфере образования (переход на двухступенчатую “Болонскую систему” - бакалавриат-магистрат и введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). Занятие научно-техническим творчеством не является престижным из-за низкого уровня оплаты труда по сравнению с другими видами деятельности. В результате доля РФ на рынке наукоемкой продукции в мире колеблется от 0,15% до 1%. К этому следует добавить, что объем финансирования НИОКР в России не только в 15 раз ниже, чем в США, но и ниже, чем в каждой из передовых промышленно развитых стран, а также в Республике Корея, Китае и Индии. По расчетам академика Глазьева, затраты на НИОКР в России составляют 1,29% ВВП, в том числе на гражданские исследования – 0,8% ВВП, что втрое ниже уровня, необходимого для поддержания простого воспроизводства сохраняющегося в России научно-технического потенциала.

За годы реформ в России так и не заработала ни одна из зон развития новых и высоких технологий, несмотря на различные решения и создаваемые структуры управления на самом высоком уровне. Даже президентский проект “Сколково” под Москвой в основном еще на бумаге. Эта зона, которая по замыслу ее создателей должна создать демонстрационный эффект от своей инновационной деятельности для всей страны, пока не имеет никаких налоговых льгот. Да и местоположение ее не самое удачное – вдали от академических и университетских центров в отличие от аналогичных зон США, КНР, Тайваня, Республики Корея и Японии, что крайне осложняет задачу объединения достижений фундаментальной и прикладной науки и реализации инновационных проектов.
Лишь в последние годы в России стали больше уделять внимания продвижению технологичной российской продукции на китайский рынок. Была создана Российско-китайская палата по содействию торговле продукцией машиностроения и сделаны первые шаги в этом направлении. В частности, в мае 2009 г. в городе Дуннин (провинция Хэйлунцзян) недалеко от российско-китайской границы (погранпереход Полтавка – Дуннин) при поддержке властей провинции Хэйлунцзян проводилась российско-китайская выставка машиностроительного оборудования. В последние годы постепенно компании по производству энергетического оборудования стали продвигать свою продукцию в Китай. В частности, ОАО “Энергомашэкспорт - силовые машины” заключило соглашение о совместном участии в тендерах с китайскими партнерами из провинции Чжэцзян (завод “Фучуаньцзян”), провинции Сычуань (завод “Дунфан”) и Харбинской компанией по производству энергооборудования. Особняком стоит подписанный обеими сторонами Меморандум о строительстве в Китае двух новых блоков Тяньваньской АЭС и возобновление продажи электроэнергии из России в приграничные районы на Северо-Восток Китая.

Однако развитие новых форм сотрудничества идет довольно медленными темпами. На поручительскую переработку и сборку - одну из наиболее простых форм производственной кооперации - приходится (включая переработку давальческого сырья) чуть более 10% от общей суммы двустороннего товарооборота. Не вызывает сомнения, что именно в сфере производственной кооперации кроются значительные резервы роста российско-китайского товарооборота. В первую очередь следует поощрять развитие производственного сотрудничества в энергетике, машиностроении, в частности, производстве станков и энергетического оборудования и технологий. Очень перспективными выглядят планы совместной разработки и изготовления авиационной техники нового поколения. Как нам представляется, работа по продвижению на китайский рынок продукции гражданского машиностроения является одной из главных задач российско-китайского торгово-экономического сотрудничества, решение которой позволит резко увеличить объем внешней торговли между РФ и КНР и долю российского экспорта технологичной продукции в Китай.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Россия почти не видна

В настоящее время Китай – крупнейший торговый партнер России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который превращается в один из ключевых центров формирующегося нового глобального сообщества. Обе страны – Китай и Россия решают задачи структурной перестройки своих экономик и в равной степени заинтересованы в активизации традиционных и поиске новых форм взаимодействия и сотрудничества. Далее


Загрузка...