Китай  Выставки в Китае  Производство Китая  Экономика Китая  История Китая  Китайская Кухня  Туры в Китай   |  В избранное  |  Сделать стартовой

Сегодня: Суббота, 5 апреля, 18:45

Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай # 2 (32) от 05.03.2008 г.

 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Прямо на Восток

С позиции маркетолога, Китай сегодня – это, прежде всего, огром- ный рынок сбыта. Многие западные ком- пании уже давно приняли решение выйти на китайский рынок. Часто этот выход был связан с крайне неудачными последствиями для компании. Но ошибки – это тема отдельного разговора. А сегодня мы остановимся на проблемных моментах, с которыми может столкнуться компания при выходе на рынок Китая,


МНЕНИЕ ПРАКТИКА

Логистика по-русски и по-китайски

Ведение рос сийско-китай- ского бизнеса в сфере пере- возок часто не вписывается в термин «логис тика», который связан с такими понятиями как управляемость, контроль, пос ледовательность. Где же оказы ваются эти понятия, когда дело касается конкретных практических шагов?


АНОНС
Доставка из Китая. Профессионально и надежно.
Китай - Фотогалерея

Выставки в Китае

Китай - общие сведения
Китай - право и законы
Экономика Китая
Промышленность Китая
Культура Китая
Стратагемы
Карта Китая (КНР)
Китай - год 2006-й
Сайты Китая





ПРАВО

Принципы современного семейного права Китая

Косарева Ирина Александровна – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Хабаровской государственной академии экономики и права.

Знание принципов семейного права Китая – основных начал, руководящих положений – необходимо для определения сущности данной отрасли права. Регулирование (посредством обычного права и законодательства) структуры семейной организации, внутрисемейных отношений практически на всем протяжении существования государства в Китае, является, по всей видимости, необходимым фактором выживания и поступательного развития китайской цивилизации . Планирование деторождения, матримониальный брак, свобода заключения брак, единобрачие (моногамия), равенство и взаимоуважение супругов вне зависимости от национальности, пола, образования, рода занятий, защита прав женщин, детей и стариков – основные принципы семейного права Китая. В целом основные начала китайского семейного права схожи с демократическими принципами развитых государств, хотя есть и особые положения.

Основополагающий принцип семейного права Китая – планирование деторождения  – законодательно был закреплен сравнительно недавно. В Китае исторически под влиянием конфуцианства существовали такие взгляды на рождение детей, как «раннее рождение наследника», «много детей – много богатства», «продолжение рода из поколения в поколение». До середины двадцатого века рождаемость китайскими женщинами держалась на высоком уровне – 5,68, в 1980 – 2000 гг. снизилась до уровня 1,75. «В Новом Китае от самой женщины зависит, быть ей матерью или нет. Китайские женщины, которых в историческом прошлом принудительно выдавали замуж и заставляли рожать много детей, с большим энтузиазмом встретили осуществляемую государством политику контроля над рождаемостью».

Политика планирования деторождения была начата государствами Юго-Восточной Азии в 50-х гг. прошлого столетия в связи с быстрым ростом населения этих стран и глобальной проблемой перенаселения на Земле. Первыми среди азиатских стран, если не считать Японии, которая встала на путь снижения рождаемости еще в начале ХХ в., оказались Шри-Ланка и Сингапур (вторая половина 50-х гг. ХХ в.), затем – Республика Корея, Тайвань и Филиппины (первая половина 60-х гг. ХХ в.), несколько позже – Гонконг (ОАР Сянган), Малайзия и Таиланд (вторая половина 60-х гг. ХХ в.), последними – Индия, Индонезия и КНР (первая половина 70-х гг. ХХ в.). Не подключились к этому движению Пакистан, Афганистан и Лаос. 

Мировое сообщество заинтересовано в регулировании репродуктивных процессов. На Международной конференции по проблемам народонаселения и развития в Каире (1994 г.) подчеркивалась важность интегрирования программ регулирования семьи в новую всеобъемлющую систему.
Китай – большая страна с огромным населением в 1,3 млрд. человек, что составляет 20 процентов численности населения Земного шара. При этом на Китай приходится 7 процентов общемировой площади пахотных земель, острыми являются вопросы недостаточности природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды. Многие проблемы и противоречия социально-экономического развития связаны с демографическим состоянием китайского общества.

С момента образования КНР политика государства в области народонаселения не отличалась стабильностью. Если в первые годы после революционного подъема не могла возникнуть мысль о необходимости сдерживания роста населения, то несколькими годами позже наметились некоторые тенденции по ограничению рождаемости, в настоящее время политика государства в этой области является жесткой.

Первые документы Народного правительства прямо устанавливали запрет на искусственное прерывание беременности не по медицинским показаниям, и закрепляли право на стерилизацию женщин только при одновременном наличии нескольких условий: женщина должна быть старше 35 лет, состоять в браке, иметь шесть и более детей, в числе которых не менее чем одному исполнилось десять лет, последующие беременность и роды создавали бы реальную угрозу ее здоровью и даже жизни . Основные нормативно-правовые акты того периода «Правила по ограничению абортов женщин – кадровых работников в организациях и войсках» 1950 г., «Временные правила по ограничению стерилизации и искусственных абортов» 1952 г. В это же время в Китае существовал запрет на импорт противозачаточных средств, введенных Министерством здравоохранения, местное производство контрацептивов также было под запретом.

Несколькими годами позже ЦК КПК (1954 – 1955 гг.) на специальных совещаниях по проблемам рождаемости и народонаселения указывалось, что быстрый рост численности населения создает трудности для семьи, общества и государства. Политика контроля над рождаемостью была признана гуманной. «В современных исторических условиях во имя интересов государства, семьи и нового поколения наша партия одобряет соответствующее ограничение рождаемости».

Быстрый рост населения Китая беспокоил не только государство, но и общественность.

Незначительное снижение рождаемости и высокий рост смертности отмечались в период экономических трудностей (1959 – 1962 гг.).

Первые документы рекомендательного характера по планированию семьи были опубликованы в начале 60-х годов прошлого века. Наиболее значимым является – «Указание о последовательной пропаганде планирования семьи». В этом партийном документе предлагалось снижение брачного возраста, превращение абсолютно бесплановой рождаемости в плановую.

 «Культурная революция» полностью дезорганизовала социально-экономические процессы в КНР.
Китайское государство в 70-х гг. прошлого столетия вернулось к политике планового деторождения, сдерживания рождаемости, повышения качества человеческих ресурсов. Государственная политика планирования рождаемости строилась на принципах направляющего руководства государством в сочетании с «добровольным» желанием граждан. Основные направления государственной политики планового деторождения были сформулированы Мао Цзэдуном в 1971 г. в Докладе о налаживании работы в области планового деторождения и сводились к разъяснительной работе с целью превращения позднего брака и плановой рождаемости в сознательные действия широких масс в городах и деревнях. Во всех учреждениях здравоохранения были созданы отделения по плановой рождаемости. В декабре 1973 г. состоялось совещание по отчету о работе в области планового деторождения, на котором впервые было выдвинуто требование «поздно, редко, мало». «Поздно» – поздний брак, «редко» – рождение детей с промежутком в 4 года, «мало» – рождение малого количества детей. Одновременно с выдвижением этого лозунга были созданы руководящие органы по плановой рождаемости в системе местного самоуправления. Государство выделило необходимое количество средств для осуществления основных направлений своей политики. По стране бесплатно выдавались контрацептивы, безвозмездно проводились противозачаточные операции. В ходе реализации намеченных мероприятий отмечались случаи принудительной стерилизации и абортов.

В отношении национальных меньшинств правительство проводило особую политику, ограничиваясь агитацией за разумность в рождаемости, воспитание и обеспечение качества потомства.

Вместе с тем, государственная политика планового деторождения не имела законодательного закрепления. Ее реализация осуществлялась на уровне партийных директив, административных указаний и местных постановлений. Однако отмечались желаемые результаты, наблюдалось снижение роста численности населения до показателей развитых стран. В 1981 г. 4-ая сессия ВСНП пятого созыва приняла Доклад «О политике в области народонаселения», в котором говорилось о рождении супружеской парой только одного ребенка. В деревнях семьи, имеющие одного ребенка, могли подать заявку на второго ребенка в органы местной власти, к заявке должно было быть приложено подтверждение наличия трудностей с ведением хозяйства. Рождение третьего ребенка запрещалось. Несмотря на жесткую государственную политику по планированию рождаемости, в деревнях продолжали рожать столько детей, сколько требовалось рабочих рук в хозяйстве.

В сентябре 1982 г. Всекитайский съезд КПК официально возвел плановую рождаемость в разряд первой основной политики государства. В декабре того же года плановое деторождение было закреплено в Конституции КНР, в 25-ой статье говорится: «Государство проводит плановое деторождение, с тем, чтобы рост населения соответствовал плану социально-экономического развития»; в 49-ой статье предусмотрено: «Оба супруга должны осуществлять плановое деторождение». Других официальных актов не принималось вплоть до 2001 г. На 25-ом заседании ПК ВСНП девятого созыва 29 декабря 2001 года был одобрен законопроект о народонаселении и плановой рождаемости. Этот акт обсуждался в течение 23 лет, было предоставлено более 30 вариантов этого законопроекта. Закон был введен в действие с 1 сентября 2002 года. Обнародование Закона «О народонаселении и плановой рождаемости» покончило с историей, на протяжении которой работа в этой области велась в основном по политическим установкам и постановлениям органов местной власти. Статья 18 этого закона предусматривает, что осуществляемая государством политика о плановой рождаемости поощряет граждан к позднему браку и позднему рождению ребенка, выступает за рождение одной супружеской парой одного ребенка, вместе с тем, в условиях, отвечающих правовым актам, можно ходатайствовать о рождении второго ребенка. В этой же статье закреплено, что «национальные меньшинства тоже обязаны осуществлять плановую рождаемость».

Норма 4-ой статьи закрепляет следующее положение: «Народные представительства всех ступеней и их работники при внедрении планового деторождения обязаны в административном порядке действовать строго по закону, при осуществлении закона быть культурными и вежливыми, недопустимо нарушение законных прав граждан».

В 39-ой статье исчерпывающе дан перечень действий работников государственных учреждений по плановому деторождению, являющихся правонарушениями: «ложные данные о численности населения и статистики плановой рождаемости», «задержание казенного имущества, присвоение, коррупция, использование денег, выделенных на плановую рождаемость или социальное содержание», «взяточничество», «злоупотребление должностью, халатность при исполнении обязанностей, злоупотребление ради личной выгоды», «нарушение гражданских прав, прав на имущество и других законных прав». Предусмотрены формы административного и судебного контроля работы по плановому деторождению (ст. 44).

Санкцией за нарушение законодательства о народонаселении и плановой рождаемости граждан выступает «уплата социальных расходов на содержание» (ст. 41). Эта же статья предусматривает: «если установленная сумма социальных расходов на содержание не уплачивается в срок, то, начиная с установленной даты по уплате денег, согласно соответствующим государственным постановлениям взимается налог за неустойку; если и тогда не уплачены деньги, то административные ведомства плановой рождаемости, установившие дату уплаты денег, должны согласно закону заявить в народный суд о насильственных мерах». Такая мера ответственности является административным штрафом.

Не решен вопрос о продолжительности политики «о рождении одного ребенка». Не однозначными были выступления государственных деятелей и научной общественности, обсуждения были горячими, мнения самыми разными. Сложилось три противоречивых взгляда: 5 – 8 лет, 50 – 80 лет, действовать по обстоятельствам . За 5 – 8 лет эта политика не может дать желаемого результата, поскольку объективно невозможно за такой короткий период снизить численности населения до уровня развитых стран. Длительное существование планирования рождаемости может повлечь серьезные проблемы в воспроизводстве населения, некоторые отрицательные последствия отмечаются уже сегодня. Оптимальный период – одно поколение, т.е. 25 – 30 лет.

Принцип планового деторождения призван обеспечить снижение быстрого роста населения Китая, повысить материально-культурный уровень жизни в стране.

Вместе с тем отмечаются и негативные моменты: старение населения, сокращение численности населения в рабочем возрасте и дисбаланс полов . Соотношение новорожденных мальчиков и девочек в КНР на 10 процентных пунктов выше нормального показателя. Помимо этого в Китае ежегодно 5 процентов детей рождается с физическими и умственными недостатками. В стране 60 млн. инвалидов, а также, в настоящее время зарегистрировано 840 тыс. ВИЧ-инфецированных.
В настоящее время принцип плановой рождаемости единственно возможный способ, хотя может быть и не лучший, ограничения роста численности населения.

Матримониальная система брака.

В Китае единственно возможной формой брака признается брак, зарегистрированный в уполномоченных государственных органах. Исключение установлено для национальных меньшинств. Закон КНР «О браке» допускает заключение брака таких граждан по традиционным церемониям без государственной регистрации.

Таким образом, по китайскому семейному законодательству не признаются законными фактические брачные отношения. Значение государственной регистрации заключения брака состоит в том, что только зарегистрированный брачный союз получает общественное признание и защиту со стороны государства. Это положение, прежде всего, отвечает интересам государства. Объявление фактических браков вне закона позволяет государству более эффективно контролировать рождаемость в стране . Вряд ли можно согласиться с мнением, что «объявление вне закона фактических браков», подталкивает пары не зарегистрировавшие свои отношения к регистрации. Более правильной представляется точка зрения, в соответствии с которой, такие принципы семейного права освобождают фактических супругов от обязательств по взаимному содержанию, усложняют имущественные споры между ними, ввиду отсутствия возможности обратиться за судебной защитой. Вместе с тем, следует отметить прогрессивность китайского семейного права, так, норма ст. 25 Закона КНР «О браке» уравнивает правовой статус внебрачных детей и детей, рожденных в браке.

Необходимость государственной регистрации брака закреплена в законодательстве большинства развитых стран (Бельгия, Германия, Голландия, Россия, Франция, Швейцария, Япония и др.). В ряде стран действительным признается брак заключенный либо государственным органом, либо в религиозной форме (Великобритания, Дания, Испания, Италия, Канада, некоторые штаты США). Единственно возможная форма брака – религиозная, установлена в Израиле, Ираке, Иране.

В соответствии с новыми «Положениями о регистрации брака», официально вступившими в силу с 1 октября 2004 года, значительно упрощается процедура оформления заключения брака и его расторжение. Лица желающие вступить в брак могут подать теперь не только лично заявление о регистрации брака, но и отправить его по электронной почте, заполнив при этом необходимые анкеты или просто записаться на регистрацию брака по телефону. Регистрация же брака осуществляется при личной явке брачащихся, после предъявления документов о прописке, удостоверений личности (с обязательным указанием фамилии, имени, пола, даты и места рождения, национальности, брачного состояния (неженатый, разведенный, овдовевший)), фотографий. Личное присутствие при заключении брака обязательно. В Китае не допускается регистрация брака через представителя, что характерно и для законодательства многих государств. Хотя в зарубежном праве встречаются исключения. В военное время по законам некоторых штатов США допускалась регистрация брака по доверенности либо по письменному волеизъявлению военнослужащего, находящегося в действующей армии  . Процедура регистрации брака заканчивается выдачей брачного сертификата.

Действующим законодательством не предусмотрены существовавшие веками брачные обряды – сватовство, подношение свадебных даров в дом невесты, передача приданного в дом жениха, объявление (поклонение в храме предков).

Отменено требование об обязательном присутствии двух свидетелей при регистрации брака, присутствие которых было необходимо для подтверждения отсутствия каких-либо препятствий для заключения брака. Трудно сказать направлена ли эта норма на защиту прав лиц, вступающих в брак. Законодательством ряда европейских стран наряду с присутствием свидетелей (от двух до шести) при бракосочетании установлена необходимость публичного оглашения о предстоящем заключении брака (Германия, Франция, Швейцария) или получения лицензии (Великобритания, США), срок действия которых один месяц. Срок в данном случае является пресекательным, его истечение означает необходимость повторения процедуры. Такие положения закона позволяют максимально исключить вероятность недействительности брака.

Фактические длительные брачные отношения по китайскому законодательству не признаются супружеством и соответственно отношения, складывающиеся между лицами, состоящими в таком браке, семейным правом не регулируются. Однако в последнее время наметилась тенденция роста числа незарегистрированных браков, что вызывает определенные беспокойства у китайской общественности, в частности Всекитайской федерации женщин, ввиду возможных негативных последствий таких отношений для женщин и рожденных в таких «браках» детей.

Свобода (добровольность) заключения брака.

Это основополагающее начало выступает в качестве одного из необходимых условий заключения брака. Свобода заключения брака означает возможность самостоятельно без чьего-либо вмешательства выбирать себе супруга (супругу). В китайском законодательстве закреплена недопустимость какого-либо воздействия на волю брачащихся при решении вопроса о заключении брака (ст.1 Закона КНР «О браке»). Согласие лиц, вступающих в брак на его заключение как необходимое условие действительности брака, закреплено сравнительно недавно. Впервые такая норма появилась в Законе КНР «О браке» 1950 г., провозгласившим уничтожение «феодальной системы брака» , и получила дальнейшее развитие в законе 1980 г. «В результате феодальные брачные нормы были в значительной мере ликвидированы…в основном осуществлена свобода брака» . Необходимо отметить, что китайским законодательством предусмотрена возможность заключения только разнополых браков.

В истории института брака в Китае известно несколько видов согласий на заключение брака. Браки при дворе, «женитьба князей и выдача княжон» совершались по одной воле государя, при этом не требовалось согласие брачащихся . На протяжении тысячелетий действовало правило, установленное традиционным правом – браки совершались по воле отцов жениха и невесты. Именно их согласие было необходимо на сочетание браком. По данным опроса, в настоящее время 74 процента всех браков заключаются по самостоятельному решению вступающих в брак, и только 26 процентов по согласованию с родителями.

Допускается свобода и при заключении повторных браков. Долгое время в Китае возможность жениться второй раз мог только мужчина. Если же вдова намеревалась вновь выйти замуж, то старейшины рода ее мужа могли отобрать у нее не только имущество умершего супруга, но и ее приданое.

Согласно опросам среди избранных супружеских пар, большинство китайских женщин в качестве основы брака принимает наличие любви, стремление к сходству интересов, наличие у партнера высокого культурного уровня и моральных качеств. Принимаются во внимание и материальные обстоятельства, такие как профессия и общественное положение, доходы, жилищные условия и т.п.

Единобрачие (моногамия).

Согласно этому положению мужчина и женщина в Китае имеют право состоять одновременно только в одном браке.

Закон запрещает любые исключения из принципа моногамии: многоженство (многомужество), взятие наложниц, принятие в семью девочек в качеств невест для сыновей, которые традиционно существовали в китайском обществе.  В Древнем Китае в домах знати кроме нескольких жен имелись десятки наложниц, во дворцах правителей создавались целые гаремы. Первая жена считалась главной. Она занимала привилегированное положение, распоряжалась женской половиной дома, ее должны были почитать и уважать младшие жены и наложницы мужа. В более поздний период сложилась своеобразная  традиция в соответствии, с которой мужчина женился одновременно на нескольких женщинах-сестрах. Старшая из них становилась главной женой, а остальные – младшими женами или наложницами. В период феодализма взгляды государства на многоженство претерпели изменения, теперь мужчина мог иметь только одну законную жену, и кроме нее столько наложниц, сколько смог бы содержать. Такие положения существовали до середины ХХ в., до образования КНР.

УК КНР квалифицирует полигамию и полиандрию как преступления против личности, демократических прав граждан (ст. 258 и 259) и устанавливает достаточно суровые наказания – лишение свободы или арест.

Помимо незаконности бигамии, «запрещается также совместное проживание одного из супругов с другим лицом противоположного пола» (ст. 3 Закона КНР «О браке»). Однако данная норма представляется декларативной, поскольку не предусмотрено санкций за нарушение данного положения. В ст. 259 УК КНР преступлением признается лишь «сожительство с супругом лица, заведомо находящимся на действительной военной службе». Установление такого состава преступления обусловлено сложившейся еще в 50 – 60 гг. ХХ в. практикой обеспечения особой роли и высокого авторитета вооруженных сил в китайском обществе и, как следствие, поддержания «чистоты нравов» в отношении к армии и внутри ее самой.

В Тибетском автономном районе нередки случаи многоженства и многомужества, но поскольку брачные отношения при этом официально не регистрируются, государство относится абсолютно безразлично к таким «бракам». Да, и политика контроля над деторождением в этом районе не такая жесткая, как на других территориях Китая. Такая позиция объясняется малочисленностью населения тибетцев и малой плотностью населения на Тибете.

Китайскую научную общественность беспокоят любые проявления нарушения принципа единобрачия: бигамия (как правило, в форме многоженства), внебрачное сожительство (фактические брачные отношения, отличающиеся устойчивостью и определенной длительностью), случайные внебрачные отношения (сексуальные связи). Китайские ученые рассматривают эти проявление как возрождение многоженства феодального Китая. Отмечается еще одна проблема – виртуальные внебрачные связи с лицами противоположного пола. Хотя большинство специалистов придерживаются мнения, что подобные отношения всего лишь игра, однако она бросает серьезный вызов традиционным семейным ценностям – супружеской верности. Предметом обсуждений на различных уровнях – государственных, общественных – является проблема супружеской верности. Можно ли такие отношения регулировать законом или только нормами морали и нравственности. Традиционно в Китае соблюдение супружеской верности предписывалось женам и не считалось обязательным для мужей. В современном китайском обществе, в связи с повышением уровня жизни, женатые мужчины позволяют «любовные связи на стороне», несмотря на законодательные запреты, ввиду сложности доказывания существования таких отношений и отсутствием реальных санкций за подобные действия.

Равенство и взаимоуважение супругов вне зависимости от национальности, пола, образования, рода занятий.

Данный принцип китайского семейного права является достижением демократического государства. Долгое время существовали запреты на браки между лицами разной национальности. «Маньчжуру, также и монгольцу, живущему внутри Китая, ни жениться на китаянках, ни дочерей своих выдавать за китайцев не дозволяется».

В современном Китае доминирующими тенденциями в вопросах брака и семьи является равноправие мужчины и женщины в семейной жизни (ст. 13 Закона КНР «О браке»).

Самостоятельный выбор фамилии – это одно из важнейших прав человека, обретенных китайскими женщинами (ст. 14 Закона КНР «О браке»). В старом Китае фамилия всегда была символом семейного клана на протяжении веков, девочки до замужества не имели официального имени, и только вступив в брак, получали фамилию мужа. Дети носили фамилию отца. Законодательство нового Китая закрепило равноправие супругов в выборе фамилии, изменился и старый порядок, когда дети непременно должны были носить фамилию отца. В китайских городах дети нередко выбирают фамилию матери.

Каждый из супругов обладает свободой участия в производственной, рабочей, учебной и общественной деятельности. Одной стороне не разрешается вмешиваться или налагать ограничения на другую сторону (ст. 14 Закона КНР «О браке»). В старом Китае женщины находились вне общественной жизни. В настоящее время правительство всемерно развивает женское участие во всех сферах социальной жизни – образовании, науке и технике, культуре и спорте, здравоохранении и других областях. Однако по-прежнему, остается низким образовательный ценз сельских женщин. В деревнях не реализуется право девочек на получение образования. Государственные и общественные организации предпринимают меры для решения проблем семейного неравноправия по половому признаку, для реализации основных положений семейно-брачного законодательства.
Как и мужчина, китайская женщина имеет право собственности на семейное имущество и право наследования. В феодальном Китае имущественными правами обладали только мужчины. Вдова не имела прав на имущество, нажитое в период брака, оно поступало в собственность главы семейного клана. Девушка, вышедшая замуж, не могли наследовать имущество своих родителей. Экономическая независимость китайских женщин позволяет им занять достойное место в семье, участвовать в решении семейных вопросов (финансовых, по воспитанию детей и содержанию родителей и др.).

Защита прав женщин, детей и стариков.

Новое брачно-семейное законодательство КНР устанавливает запреты «на плохое отношение между членами семьи», предписывает «почитать старших, уважать интересы молодых», закрепляет обязанности «взаимной помощи внутри семьи» (ст. 4 Закона КНР «О браке»).

К сожалению, не изжито насилие в семье, от которого чаще всего страдают более слабые – это женщины, дети и старики. Правовые гарантии защиты прав и свобод членов семьи закреплены в специальной главе 5 «Меры по оказанию помощи и юридическая ответственность» Закона КНР «О браке». У членов семьи при жестоком обращении с ними или в случаях применения насилия по отношению к ним со стороны других членов есть возможность обратиться с соответствующим заявлением в уличный комитет (в городе) или поселковый комитет (в деревне) по месту проживания для урегулирования сложившейся ситуации и принятия необходимых мер убеждения виновной стороны. При продолжающихся случаях насилия в семье, пострадавшее лицо может обратиться в органы общественной безопасности с просьбой пресечь подобные деяния. Органы общественной безопасности обязаны не только принять всевозможные меры для пресечения насилия и жестокого обращения в семье, но и наложить административное взыскание в соответствии с законодательством о наложении взысканий в целях обеспечения общественного спокойствия и порядка. Такие правила установлены впервые, в феодальном Китае донос на родственников (любых членов семьи) расценивался как тяжкое преступление и влек строгое наказание для виновного лица.

Торговля женщинами и детьми в феодальном Китае было делом обычным и распространенным. В настоящее время преступлением является, как продажа, так и приобретение женщин и детей (ст. 240 – 242 УК КНР). Как правило, подобные деяния совершаются отцами, мужьями и братьями потерпевших. Однако государство не привлекает к ответственности тех лиц, которые, совершив такие действия, раскаялись, и добровольно возвратили приобретенных женщину или ребенка к их месту жительства. Вряд ли можно считать подобное положение, направленным на защиту более слабых социальных слоев общества.

Вместе с тем, ведется определенная работа на государственном уровне, обеспечивающая приоритетную охрану прав женщин и детей. В 1989 г. Госсовет принял «Уведомление по поводу решительной борьбы с преступной деятельностью по продаже женщин и детей». Всекитайское собрание народных представителей в 1991 г. по инициативе женских общественных организаций, прежде всего Всекитайской федерации женщин, издало «Решение о строгом наказании преступников, занимающихся похищением женщин и детей с целью бизнеса» и «Решение о строгом запрещении проституции».

В соответствии с конституционными принципами было принято более 10 законодательных актов, около 40 административных актов и положений, свыше 80 законов местного значения, гарантирующих особые права женщин и молодежи.

Необходимые гарантии получило право китайской женщины на добровольное решение стать матерью, которое она обычно принимает вместе с мужем. В старом Китае женщину рассматривали как механизм деторождения. Бесплодные женщины и матери девочек испытывали презрение всей семьи и нередко изгонялись из дома. Государство обеспечивает охрану здоровья матери и ребенка, бесплатно предоставляя предродовое врачебное наблюдение, прием родов и послеродовое обследование, как в городах, так и в сельской местности, выделяя на такие нужды из государственного бюджета необходимое количество денежных средств.

«Сыновья почтительность» как обычная норма, существовавшая со времен становления цивилизованного китайского общества, в настоящее время нашла и законодательное закрепление. В Китае практически отсутствует система социального обеспечения, государство возлагает обязанности по содержанию престарелых родителей на их взрослых детей (ст. 21 Закона КНР «О браке»).

И. Косарева

Источники:

1. Почагина О.В. Новая редакция закона КНР о браке. // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 3.
2. Положение женщин в Китае. Пресс-канцелярия Госсовета КНР. Пекин, 1999. С. 41.
3. Бергер Я.М. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы. // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 1.
4. Фен Литянь, Мао Итун, Лэн Моуцяо. Эволюция политики Китая в области рождаемости за 50 лет. Пекин, 1999.
5. Публикации по проблемам народонаселения Китая: Чэнь Чжанхэн, Чень Да, У Цзинчао, Фей Сяотун, Сунь Бэнвэнь, Чжун Хуэйлань, Ма Иньчу и др.
6. Тянь Сюеюань, Чжоу Липин. Народонаселение Китая. Межконтинентальное издательство Китая, 2005.
7. Гражданское и торговое право капиталистических государств / Учебник под ред. Е.А. Васильева. М.: Международные отношения, 1993.
8. Свердлов Г.М. Советское семейное право / Учебник. М.: Юридическая литература,
9. Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М.: Восточный Дом, 2002..
10. Положение женщин в Китае. Пресс-канцелярия Госсовета КНР. Пекин, 1999.
11. Рогожкин А.И., Сафронова И.П., Страхов Н.Н. История государства и права стран Азии и Африки (очерки). М.: Юрид. лит., 1964.
12. Китайские женщины в эпоху реформ и открытости. Пекин.  Изд-во «Синьсин», 1994.
13. Ахметшин Х.М., Ахметшин Н.Х., Петухов А.А. Современное уголовное законодательство КНР. М.: ИД «Муравей», 2000.

  Обсудить в форуме


ДРУГИЕ СТАТЬИ НОМЕРА

  Когда нужны друзья
  Торговая марка - золото компании
  Китайский синдром: годы дружбы Китая и России
  Меры борьбы с «серыми» схемами
  «Надоело» и как с ним бороться
  Война как продолжение экономики
  Китайская грамота
  Авианосные ладьи Поднебесной
  Программа мероприятий года России в Китае




Опрос месяца
Китайские производители формируют новую экономическую среду для мирового сообщества.

Да

73.3%

Нет

26.7%

Всего ответили: 776

Китайская мудрость
Наша социалистическая демократия является самой широкой демократией, какой не может быть ни в одном буржуазном государстве.
Мао Цзэдун
Реклама
Курсы валют
Данные ЦБ РФ на сегодня
1 RUB = 0,301 CNY
1 CNY = 3,328 RUB

1 RUB = 0,040 USD
1 USD = 24,981 RUB

1 RUB = 0,028 EUR
1 EUR = 35,284 RUB

Конвертер валют

 

Конкурс "Весь Китай"
Стань лучшим автором
статьи о Китае
И ВЫИГРАЙ ПРИЗ!
подробнее

Просто важно
  • - Посольство РФ в Китае
  • - ИТАР - ТАСС
  • - РИА Новости
  • - Интерфакс
  • - Мир Перевода

Подписка
Ваше имя:

Ваш e-mail:



Погода
В России
День: 0?С, ночь: -2?С, облачно, небольшой снег

В Китае

День: +5?С, ночь: -5?С, ясно
Восточный портал: культура и искусство Китая, Японии и Кореи
НОВАЯ ПОЛИТИКА
Омская торгово-промышленная палата