Китай  Выставки в Китае  Производство Китая  Экономика Китая  История Китая  Китайская Кухня  Туры в Китай   |  В избранное  |  Сделать стартовой

Сегодня: Среда, 2 апреля, 19:31

Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай # 2 (32) от 05.03.2008 г.

 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Прямо на Восток

С позиции маркетолога, Китай сегодня – это, прежде всего, огром- ный рынок сбыта. Многие западные ком- пании уже давно приняли решение выйти на китайский рынок. Часто этот выход был связан с крайне неудачными последствиями для компании. Но ошибки – это тема отдельного разговора. А сегодня мы остановимся на проблемных моментах, с которыми может столкнуться компания при выходе на рынок Китая,


МНЕНИЕ ПРАКТИКА

Логистика по-русски и по-китайски

Ведение рос сийско-китай- ского бизнеса в сфере пере- возок часто не вписывается в термин «логис тика», который связан с такими понятиями как управляемость, контроль, пос ледовательность. Где же оказы ваются эти понятия, когда дело касается конкретных практических шагов?


АНОНС
Доставка из Китая. Профессионально и надежно.
Китай - Фотогалерея

Выставки в Китае

Китай - общие сведения
Китай - право и законы
Экономика Китая
Промышленность Китая
Культура Китая
Стратагемы
Карта Китая (КНР)
Китай - год 2006-й
Сайты Китая





БИЗНЕС

Торговая марка - золото компании

Если спросить у продавца среднего по размерам магазина «Что легче всего продается?», то довольно часто в ответ можно будет услышать: «Легче продаются наклейки известных фирм». А потом через секунду последует продолжение: «… к которым можно прицепить все, что угодно». Н - да, звучит красиво. И хотя кто-то непременно будет возражать против такого, с позволения сказать, примитива, факт остается фактом, покупают наклейки, а, говоря почти профессиональным языком, покупатель в первую очередь «клюет» на торговую марку, на бренд.

В различных аналитических и учебных изданиях можно найти множество определений понятия торговой марки (англ. brand - бренд, торговая марка). К примеру, большой толковый словарь бизнеса-издательства Collins дает следующее определение: торговая марка — это название, термин, знак, символ или дизайн, используемый для выделения и идентификации товара или услуги производителя и для отличия их от товаров и услуг конкурирующих компаний. В известной книге «Торговая марка. Как создать имя, которое принесет миллионы», автор Генри Чармэссон определяет торговую марку как название, помещаемое на товарах, предназначенных для продажи, с целью идентификации их происхождения. Торговой маркой может являться знак, рисунок или коммерческое название. Питер Дойл в своей книге «Менеджмент: стратегия и тактика», определяет торговую марку как стратегический элемент деятельности компании. Торговая марка — это ядро маркетинговой и коммерческой стратегии. Торговая марка — это собственное имя, эмблема или дизайн, или чаще их сочетание, являющиеся отличительным знаком поставщика.

Особенно воодушевляет, даже можно сказать прибавляет патриотического адреналина, когда где-то сбоку на выбранном для покупки изделии, проступают слова «Сделано в…». Естественно, лучше, когда последнее слово отождествляет понравившийся продукт с родной страной. Ну, или в крайнем случае с государством, к которому покупатель питает добрые чувства. Хотя и здесь не все так безоблачно. Довольно часто можно видеть совсем обратную картину, когда название своей страны на этикетке изделия не то, чтобы вызывает отвращение, а, мягко говоря, ставит некоторый барьер между ним и покупателем. Психологи в таких случаях говорят про навязанные торговые штампы. Но, по большому счету, здесь все гораздо серьезней и штампы уже касаются не только продукции, а фактически целой страны. И это уже политика. Однако, справедливости ради, нужно отметить, что, например, в Китае иностранные торговые марки имеют больше доверия, чем собственно китайские. Россия тоже не отличается оригинальностью, броские упаковки, зачастую не очень качественных изделий, порой просто магнетически действуют на покупателей, отодвигая на второй план все, что связано с качеством и конкурентоспособностью продукта. Примеры? Пожалуйста, одни и те же, что со времен СССР. В то время, когда подавляющее большинство граждан бывшего Советского Союза откровенно бредили яркими импортными упаковками парфюмерии, довольно известная в России спутница Владимира Высоцкого Марина Влади в своих воспоминаниях неоднократно рассказывала, как возила в Париж из Москвы целые чемоданы туалетного мыла. Натуральное и качественное, говорила она, не заменишь никакими названиями.

Современные картинки российской жизни не далеко ушли от тех, советских. Массовое сознание по-прежнему требует внимания, которое вполне обеспечивается со стороны разного рода рекламных кампаний, предлагающих все, что угодно. И пусть слово «качество» в ряде случаев не имеет к ним никакого отношения, система, основанная на «доверии к бренду» по-прежнему работает.

Ну, а Китай? Что из иноземного больше всего привечается в Поднебесной? Каким изделиям отдается предпочтение, к примеру, в сфере высоких технологий? И здесь картина такая. Например, пользователи ноутбуками, 79,1% опрошенных, предпочитают наиболее известную китайскую марку Lenovo. Тогда как у Sony, Dell, IBM показатели составили соответственно 91,4, 90 и 89,4%. Ведущий китайский производитель спортивной обуви Anta набрал 59% «доверия», Adidas и Nike — 72,7 и 71%. Olay по степени доверия местных потребителей опережает известных китайских производителей косметики Liushen и Dabao. Уверенно чувствуют себя в КНР такие марки как Lanсome и Revlon, у них по 90% «голосов доверия».

Объясняя это явление, специалисты указывают, прежде всего, на возрастание требований богатеющих китайских потребителей к качеству товаров. Влияет на выбор и массированная, агрессивная рекламная компания, осуществляемая в последнее время западными производителями в Китае. При этом остается показательным тот факт, что ни один из российских товаров в китайских СМИ не рекламируется.

И тут как раз к месту немного поговорить о китайских товарах в России. Они, до определенной поры также не «выходили» на широкую публику посредством средств массовой информации. А использовали в основном способ, называемый «от двери к двери», то есть бытовую рекламу. Тем более, что основным двигателем в завоевании ими российского рынка была дешевизна. Все совершенно логично. Основной российский покупатель постперестроечного периода пребывал в состоянии очевидной бедности, промышленность в откровенном развале, поэтому именно китайские изделия, как никакие другие заполняли пустующие полки магазинов. Наверное, в той ситуации само проведение свело вместе находящийся в коматозном состоянии российский потребительский рынок с полукустарным китайским производством товаров бытового назначения. Чего только стоит упоминание о канцелярских товарах того времени, относящимся к низшей ценовой категории, к примеру, Post It «желтого» производства, никому не известных торговых марок Китая и Тайваня. Цены минимальные, но при этом и качество ниже всякой критики. Листок отклеивается даже от гладкой поверхности и падает на пол уже через несколько минут. Конечно, ни о каком многократном переклеивании речи уже не идет, но, как говорится, продукт в руках, значит потребность в нем почти удовлетворена. Не европейские, конечно ESSELTE, HERLITZ, UHU, BEAUTONE, PIGNA, SNOPAKE, но тоже ничего.

Аналогичная ситуация складывалась на рынке детских игрушек и обуви. При том, что на самую низшую ценовую категорию приходилась основная масса поставок, качество оставляло желать лучшего. В связи с этим не редко в российских СМИ можно было видеть объявления следующего вида: «Центр Госсанэпиднадзора Ульяновска сообщает, что при проведении гигиенической оценки обуви специалистами Центра были выявлены несоответствия ее санитарно-гигиенических показателей требованиям санитарного законодательства. В частности установлено, что мужские полуботинки производства Китай под торговой маркой «SALAMANDER» дают выделение циклогексанона в воздушную среду, которое превышает допустимые концентрации в 4 раза. Подобные исследования подростковых туфель производства Китай под торговой маркой «CAMEL» показали, что выделение в воздушную среду циклогексанона превышает допустимые концентрации в 1,8 раз…»

Конечно, в таких случаях разговор о красоте и практичности даже не заходит, о них обычно рассуждают в очередях, одновременно обращая внимание на торговые марки. Их-то как раз и обсуждают во время примерок, тем более, что громкие названия этикеток сами по себе являются поводом для разговоров.

Использование названий, буквально набивших оскомину, нынешними китайскими производителями практикуется довольно часто. Причем в изобретательности нынешним управленцам от рекламы не отказать. Как пример можно привести китайские презервативы, гарантирующие, по мнению производителей, самый безопасный секс. «Клинтон» и «Левински», так назвали линию контрацептивов, всего лишь год назад увидевших свет. Причем, такому рекламному ходу есть свое объяснение. Оказывается, выбор имени Клинтона не случаен. По мнению социологов компании-производителя, целевая аудитория данной продукции считает Клинтона ответственным человеком, который ведет активную общественную деятельность по борьбе с ВИЧ/СПИД.

Мало того, идея развивается дальше. Компания позиционирует марку «Клинтон» в классе «люкс», «Левински» — в «стандартном» классе. Упаковка из 12 презервативов марки «Клинтон» продается по цене $3,69. «Левински» существенно дешевле — всего $2,33.

Вполне очевидно, что позиционируемая таким образом продукция, будет в значительной степени востребована не только в Китае, но и в любой другой стране, в том числе России, где достаточно сильны традиции устного народного юмора, на что непременно делали ставку производители.

Другим, не менее эффективным способом идентификации продукции с успешными характеристиками, является использование китайских мотивов. Таких, как например Шаолинь. В настоящее время брэнд «Шаолинь» используется более чем в 80 различных странах мира. В одном только Китае под этой маркой работает 54 различных заведения, в том числе гостиницы и рестораны. Этот брэнд используют компании, производящие пиво, автомобили, вино и сигареты. Монастырь Шаолинь широко известен как центр, в котором были разработаны такие боевые искусства, как у-шу и кун-фу, вдохновившие многих голливудских и гонконгских режиссеров на создание множества известных в России фильмов с восточными единоборствами, а также привлекающие большое число туристов.

Но, все же, качество… Ведь именно отсутствие оного, пусть и на самых первых порах становления китайского производства, сослужило не совсем хорошую службу нынешним производителям, выдающим довольно приличную продукцию. О нем можно говорить бесконечно, причем, однозначно связывая с ценой и производством, которое в нынешнюю эпоху глобализации не обязательно соответствует какому-то одному месту, к одной стране.

Темой, в связи с этим достойной обсуждения, сегодня становится то, что многие российские одежные и обувные компании, отшивающие свои изделия в Китае, вдруг заговорили о возможном переносе заказов в другие страны, расположенные в Юго-Восточной Азии и Восточной Европе. А ведь еще недавно считалось, что в Китае — самое оптимальное с точки зрения соотношения цена — качество производства. И до сих пор почти 80% российских брендов одежды и обуви отшивается в Китае. Что же такого произошло, отчего российские производители заговорили о смене производственных стратегий?

Для того, чтобы понять ситуацию, нужно отметить, что развивать контрактное производство в Китае отечественные производители стали, столкнувшись с отсутствием необходимой производственной инфраструктуры внутри страны. Именно такое положение дел было характерно для постперестроечного периода. Чтобы работать на таких конкурентных рынках, как обувной или одежный, российским компаниям нужно было или самим создавать производство, или же размещать заказы по аутсорсингу и сосредоточиться только на брендах, дизайне и сбыте. Собственное производство стали развивать лишь немногие компании, в основном бывшие советские фабрики: «Первомайская заря», «Большевичка», Смоленская чулочно-носочная фабрика и прочие, которым производственные мощности достались по наследству. Из новых же компаний лишь единицы отважились построить фабрики с нуля (к ним относятся, например, компании «Глория Джинс» и Vassa) — слишком уж больших инвестиций это требовало. Большинство российских брендовых компаний стали развиваться по второму пути: отдавая производство на аутсорсинг в другие страны, прежде всего в Китай. К  тому времени благодаря заказам ведущих мировых компаний (Mexx, Nuf-Nuf, Mango, Reеbok, Adidas и проч.) там начала складываться мощная индустрия производства одежды и обуви.

Некоторые российские розничные бренды — Savage, Sela, YAX, Concent Club, Mackler — специально создавались под китайскую производственную базу. Большинство же компаний — O`Stin, «Твое», «Парижская коммуна», «Панинтер», Tervolina — постепенно стали включать Китай в свои производственные планы. В последние годы компании, которые шьют в Китае, а продают в России, — самые динамичные в отечественном легпроме: ежегодно они растут на 20?30%. Что же заставляет сегодня некоторых из них менять сложившийся бизнес?

Обычное падение прибылей. Китай — уже не самая дешевая фабрика планеты. За последние четыре года себестоимость производства в Китае возросла в среднем на 40%, а по отдельным категориям товаров — даже на 70?80%. И вызвано это многими причинами.

Прежде всего, уровень квалификации китайских фабрикантов за последние годы существенно вырос. Сегодня в Китае можно сделать любой продукт — от самого дешевого до люксового. Но производить качественный продукт стоит недешево, и, как правило, делать это могут только фабрики, построенные с участием европейского капитала и менеджмента в развитых промышленных районах Китая. Дешевое предложение сегодня можно найти где-нибудь на индустриальной периферии страны на вновь организованных предприятиях с дешевой неквалифицированной рабочей силой. Обычно российская компания размещает заказ на такой фабрике, создает систему контроля качества, обучает персонал, то есть фактически выстраивает всю ее работу. Через год-другой, поднабравшись опыта и научившись производить какой-никакой продукт, фабрика начинает претендовать на большую добавленную стоимость и выкатывает своему заказчику-партнеру новые финансовые условия. Компаниям приходится выбирать: либо увеличивать себестоимость своего продукта, либо искать нового производителя, то есть опять пойти на предприятие с низким уровнем управления и квалификации персонала и начать новый виток выстраивания бизнеса. По мнению специалистов российских обувных компаний, процесс «выращивания» фабрик в Китае происходит постоянно. Развитие производства в Китае идет целыми областями. Например, в Гуанчжоу, (юг Китая) фабрики достигли определенного уровня развития: научились производить качественный продукт, наладили управление — и сразу повысили цены на свои услуги. В итоге производить там массовый, дешевый продукт становится невыгодно. Но в соседних областях тут же появляются новые предприятия с более дешевым предложением. К ним переходят заказчики, которым нужно произвести дешево. Они обучают персонал, менеджмент фабрики и так далее. То есть для заказчиков работа с китайскими производителями — это бесконечное хождение по кругу.

Таким образом, говорить о наличии стабильной производственной базы в Китае не приходится. Но не только растущие амбиции китайских фабрикантов стали причиной роста цен. Рост себестоимости производства в Китае — это еще и следствие завершившейся качественной модернизации китайских фабрик.

Долгое время китайские обувные и швейные фабрики были оснащены только станками second hand из Европы. Но в последние годы китайцы стали приобретать новое западное оборудование. Только в 2005 году шестьдесят процентов произведенного в Западной Европе текстильного оборудования купил Китай. Кроме того, некоторые ведущие западные производители оборудования стали переносить свои сборочные цеха из Европы в Китай. И наконец, за последние годы китайцы научились делать и собственное качественное оборудование.

Перевооружение неизбежно привело к росту цен на услуги китайских фабрик. Аналитики считают, что это — часть планомерной стратегии Китая: перейти в сегмент качественных продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Известно, что до последнего времени Китай был основным поставщиком товаров в массовый сегмент. Сегодня страна стремительно укрепляет свои позиции в сегменте более технологичных товаров — как сырья, так и готовой продукции. Например, китайцы прекрасно освоили скорняжные работы — они обрабатывают мех даже для компании Saga Furs (крупнейший в мире производитель меховых изделий категории «люкс»). Широко используют китайцы и методы генной инженерии, в частности научились выводить овец с более волокнистой шерстью, и китайский кашемир сегодня используют все люксовые бренды. Возросший уровень качества сегодня привлекает многие люксовые марки: например, Prada недавно начала отшивать в Китае часть коллекции pret-a-porte, в ближайшее время здесь будет размещать заказы и Louis Vuitton».

Удорожание производства обусловлено и финансовой конъюнктурой: на фоне падающего курса доллара китайское правительство удерживает курс юаня стабильным, и в результате в долларовом эквиваленте китайские товары растут в цене. Кроме того, продолжают расти доходы населения: сегодня зарплата менеджеров среднего и низшего звена в Китае сопоставима с московскими зарплатами.

И наконец, за последний год в Китае изменились не только цены, но и условия работы — они стали гораздо жестче. «Если несколько лет назад китайцы были готовы нам доплачивать, лишь бы у них разместили заказ, то сегодня все по-другому. Теперь они просчитывают все: издержки, производительность труда, оснастку. К тому же китайцы отказываются шить небольшие объемы, например пятьсот пар обуви, как раньше. Заказ должен быть не менее чем на пять тысяч пар», — говорит генеральный директор компании «Парижская коммуна». У российских же компаний розничные сети, как правило, небольшие, и отшивать огромные партии им ни к чему.

В этих условиях многим российским компаниям работать в Китае стало невыгодно. Чтобы сохранить прежние прибыль и качество, у отечественных компаний сегодня есть всего два пути. Первый — смириться с возросшими издержками китайских фабрик и рискнуть предложить российскому рынку продукт с большей добавленной стоимостью. Однако этому пути смогут следовать только компании, имеющие сильные позиции на российском рынке: узнаваемый бренд и хорошо развитую розницу, как, например, у одежной компании Sela.

Компаниям же, которые не могут похвастаться столь сильным брендом и мощной дистрибуцией (а таких большинство), остается второй путь — искать более дешевые производства. Прежде всего это другие азиатские страны. По словам российских игроков, в странах Юго-Восточной Азии сегодня уже достаточно развита инфраструктура производства одежды и обуви, хотя она и уступает китайской. Поэтому аутсорсинг в этих странах подходит не всем отечественным компаниям, а лишь тем, кто ориентирован на ходовой ассортимент (как, например, компания YAX) или ассортимент, который мало зависит от сезонности (например, компания R-2, которая специализируется на производстве мужской одежды).

Между тем многие отечественные компании сегодня пытаются конкурировать как раз за счет более продуманных, обновляемых коллекций. И для создания такого ассортимента куда более привлекателен аутсорсинг в странах Восточной Европы. Помимо территориальной близости к России фабрики в этих странах хороши тем, что они изначально ориентированы на производство качественного, эксклюзивного продукта, поскольку создавались западными компаниями, работающими в среднем и люксовом сегментах.

Однако услуги восточноевропейских фабрик достаточно дороги. Поэтому к ним могут обратиться только нишевые компании, работающие в достаточно дорогом сегменте рынка.

Но удорожание производства в Китае, это только часть долговременной стратегии этой страны. Следующий этап — частичный отказ от контрактного производства и активное развитие собственных торговых сетей.

Очевидно, что в России невозможно создать индустрию производства массовых продуктов, подобную китайской, — слишком высоки будут издержки. Но она могла бы специализироваться на нишевых продуктах в средней ценовой категории. Сегодня несколько «средних» отечественных марок полностью отшиваются в России — это Vassa, Gota, Ralf Ringer. Планируют производить ассортимент в России и другие «средние» бренды. Часть производств переносится из Китая, как это происходит с одеждой под брендом Sultanna Frantsuzova.

В ближайшее время у российских компаний может появиться еще больше аргументов в пользу развития производства внутри страны. Переход китайского производства на новый виток развития, который наблюдается сегодня, — лишь часть долговременной стратегии этой страны. Следующим этапом будет частичный отказ от контрактного производства и активное развитие собственных торговых сетей. Очень скоро должен наступить такой момент, когда китайцы довольно жестко могут сказать европейским заказчикам: мы долго зарабатывали только на производстве, а вам давали возможность снять сливки на продажах. Теперь мы сами будем продавать. И начнут скупать торговые сети так же методично, как до этого скупали мощности. Но и это не все. Следом начнется покупка китайскими бизнесменами локальных брендов. Вряд ли Китай начнет в ближайшее время создавать собственные марки одежды и обуви: как известно, китайцы — превосходные копировальщики. А, имея в чем-то превосходство над другими, было бы непростительно оставлять его без развития, что вполне возможно ожидать и от Китая. Очевидно, они будут приобретать самые интересные на рынке бренды — прежде всего итальянские — и начнут активно продвигать их на всех рынках, в том числе в России. Чтобы выдержать конкуренцию с ними, российским компаниям нужно будет иметь собственные крепкие торговые марки — а создать их можно только при наличии в стране развитой легкой промышленности.

Однако, не только легкая промышленность становится местом действия китайских компаний, нацеленных на мировое присутствие. Серьезные заявки делает и машиностроение Поднебесной. Достаточно показательным является ее проба сил на автомобильном рынке СНГ. Уже в прошлом году более 40 процентов объема продаж больших внедорожников (типа Toyota Land Cruiser 100), составили китайские Great Wall. И все началось с открытия официальных представительств таких автомобильных марок, как Chery, Geely, Great Wall. И, естественно, не отступая от дорожки, проторенной в легкой промышленности, вместе с завозом пробных партий китайских авто в несколько сотен экземпляров, тут же началось создание дилерской сети. Первые результаты превзошли ожидания: почти все завезенные автомобили были распроданы. Что характерно, покупателя не отпугнули ни малоизвестность большинства брендов, ни бытующее в среде автомобилистов мнение о низком качестве машин китайского автопрома. Авто рынок столкнулся с новым явлением под названием «китайский автомобиль». До его появления все машины в СНГ можно было условно разделить на два типа - иномарки и наши марки. «Китайцы» образовали отдельную, третью расу автомобилей.

Новая раса представляет собой упрощенные и несколько видоизмененные модели западных производителей конца 80-х начала 90-х годов прошлого века (хотя есть и собственно китайские разработки). Этим мутировавшим клонам присущи такие характерные черты, как быстро ржавеющий кузов, плохая шумоизоляция, низкое качество пластиковых деталей отделки салона, небрежная подгонка кузовных деталей, склеенные из обрезков резиновые уплотнители окон.

Однако у автомобилей из Китая есть одно преимущество, которое заставляет закрыть глаза на недостатки: находясь в одном ценовом сегменте с «корейцами» или «россиянами», базовые версии малолитражных «китайцев» обладают богатой комплектацией. В автомобилях ценой всего 10 тысяч долларов уже по умолчанию установлены кондиционер, магнитофон, центральный замок, полный электропакет, литые диски, элетрорегулировка боковых зеркал. За все эти прелести потребитель привык доплачивать. Но, покупая «китайца» он получает их бесплатно. В моделях представительского класса китайцы заваливают покупателя обилием опций. В седане Е-класса, стоимостью чуть выше 20 тысяч долларов, в спинки подголовников и центральную панель могут быть вмонтированы жидкокристаллические дисплеи, которые в Европе или Японии устанавливают на лимузины премиум-класса ценой от 60 тысяч долларов.

Обилие «фарша», пускай и не всегда надежного (не работающий центральный замок или стеклоподъемник), - один из главных козырей китайских автопроизводителей. Еще несколько лет назад дополнительное оборудование не было столь сильным фактором, влияющим на покупку. Но многие российские автомобилисты еще до введения высоких ввозных пошлин успевшие поездить на старой дешевой иномарке, пересаживаясь на новый автомобиль, гораздо больше внимания уделяют комфорту.

Выдержать конкуренцию с «китайцами» отечественному производителю будет непросто. Большие бюджетные (20-25 тыс. долларов) внедорожники и пикапы - одна из ранее пустовавших ниш на автомобильном рынке СНГ. До последнего времени между российскими внедорожниками (8-13 тыс. долларов) и полноценными джипами западных брендов (40-100 тыс. долларов) зияла пустота (импортные городские паркетники в расчет не принимаются). И вот сегмент начали активно занимать китайские внедорожники Xinkai, Admiral, GreatWall. Наибольшего успеха пока добилась марка GreatWall. В России в 2005-м было продано около 5 тысяч пикапов и джипов Gret Wall, рассматривается вариант сборки машин в Иркутской области. По словам специалистов, к грузо-пассажирским внедорожникам, востребованным в Азии и Америке, у нас просто не привыкли. Дилерская сеть Great Wall растет, как на дрожжах. За несколько месяцев количество дилеров подскочило с четырех до пятнадцати. В частности, за продажу китайских внедорожников взялись столичные поставщики серых Toyota и Lexus (расходы на рекламу дистрибутор и дилеры несут пополам).

Быстро развиваются сети других китайских брендов: дистрибуторы стараются привлечь трейдеров дилерской маржой, которая на китайских автомобилях часто выше, чем на других, более известных потребителю марках. К примеру, на продаже одного ВАЗа автосалон зарабатывает около 250-300 долларов, а на малолитражке марки Geely - 5% от ее стоимости, то есть порядка 500-600 долларов. Некоторые поставщики «китайцев» готовы предоставить дилерам еще большую маржу, доходящую до 15%.

Многие официальные дистрибуторы заявляют об эксклюзивности отношений с заводом-изготовителем, однако вскоре выясняется, что бренд тоже «совершенно официально» представляют на рынке еще несколько компаний. Китайский производитель пока либерально относится к выбору импортера. Эксклюзивный поставщик будет назначен после того, как каждый из претендентов покажет, насколько ему удалось выстроить дилерскую сеть с обязательным сервисным обслуживанием.

Некоторые автотрейдеры считают, что китайские производители еще сами не до конца готовы к построению принятых в цивилизованном автомобильном мире взаимоотношений со своими официальными импортерами. Яркий пример - поддержание заводской гарантии. Китайцам часто проще загрузить в кузов каждой машины мешок с запчастями на сумму 1-3% от стоимости автомобиля и в дальнейшем считать себя свободными от возможных рекламаций со стороны импортера. И при таких условиях гарантийные случаи, скорее всего лягут на плечи дистрибутора.

Однако говорить о тотальной экспансии китайских автомобилей пока рано. Эксперты считают, что пока потребитель привыкнет к китайскому автомобилю, как когда-то привык к корейскому, пройдет еще год-два. Китайцы как никогда заинтересованы в экспорте своих авто. Согласно последним исследованиям мирового автомобильного рынка «Global Automotive Financial Review», к 2012 году автомобилестроительные мощности Китая вырастут более чем вдвое - с нынешних 4 до 9 миллионов машин в год. Причем, средний рост внутреннего потребления составит всего 8-10%. Отечественный автопром спасет только то, что стратегической целью китайцев являются Европа и США.

Не остаются в стороне и другие отрасли. Будь то производство кондиционеров, или бытовой электроники. Практически везде китайские товары нацелены на ниши недорогих изделий, некогда занимавшихся всемирно известными брендами. Вот такие они торговые дела, связанные с развитием промышленности и осознанием того, что китайское, это то, что с каждым годом становится все качественней, и лучше. А проще сказать – конкурентоспособней. Этому в большой степени способствует и работа по созданию, регистрации и продвижению китайских торговых марок, которые, начиная с 2002-2003 годов стали активно закрепляться на российском рынке.

В прошлом году по числу заявок на регистрацию торговых марок Китай занял первое место в мире. Как сообщают в государственном управлении по стандартам, в 2003 году число заявок на регистрацию торговых марок составило 400 тысяч, это наибольший показатель в мире. За 3 года число заявок возросло в два раза. Специалисты считают, что такой быстрый темп роста является результатом динамичного, здорового развития китайской экономики, и одновременно отражает понимание необходимости защищать интеллектуальную собственность.

В связи с этим, как гром среди ясного неба прозвучал недавний пассаж с регистрацией Европе новой торговой марки — Not made in China («Сделано не в Китае»). Соответствующую заявку в патентное ведомство Евросоюза подала базирующаяся в Гибралтаре компания Alvito. Заявка уже прошла первый этап рассмотрения и окончательно может быть утверждена через несколько месяцев. Китайское агентство по патентам торговых марок передало в марте представительству ЕС в Пекине петицию с требованием отказаться от регистрации данной торговой марки. Китайская сторона подчеркивает, что возможное клеймо на изделиях Not made in China нарушает правила рынка, носит «дискриминационный характер» в отношении произведенных в КНР товаров и способно оказать «существенное дезориентирующее воздействие» на потребителей в странах ЕС. Под петицией стоят подписи более 10 тысяч китайцев, принявших участие в бурных дискуссиях по этому вопросу, развернувшихся на различных форумах в сети Интернет.

Понятно, что демократические принципы, особенно возведенные в ранг всесокрушающего абсолюта, порой не дают возможности трезвой оценки состояния дел. Возможно, это и нашло свое отражение в желании выделиться таким образом, попросту наплевав на элементарное чувство уважения к другим странам. Но, с другой стороны, за подобной псевдоторговой выходкой может лежать малозакамуфлированное желание любой ценой оградить свой рынок, пусть и в рамках ВТО, от наплыва китайской (российской, а дальше и иной другой) продукции. Только можно ли после этого ожидать действительного снижения торговой экспансии со стороны Китая. Скорее нет, законы торговли гораздо жестче и поддаются корректировки таким образом только лишь в самом небольшом временном промежутке. Ведь если речь идет о фразе «Сделано в…», то тут на кону стоят не только интересы торговых фирм. В большей степени это относится к области стратегии целого государства. Государства амбициозного, имеющего союзников и знающего, что ему нужно. Так что можно считать, что небольшой казус с торговой маркой лишь раззадорит, да придаст более строгие очертания всей торговой политике государства под названием Китай.

Если спросить у продавца среднего по размерам магазина «Что легче всего продается?», то довольно часто в ответ можно будет услышать: «Легче продаются наклейки известных фирм». А потом через секунду последует продолжение: «… к которым можно прицепить все, что угодно». И такое утверждение будет, скорее всего, истинным, если речь идет только лишь о торговле, не обремененной никакими иными интересами, подобные государственным…

Герман Спирин, специально для ChinaPRO

  Обсудить в форуме


ДРУГИЕ СТАТЬИ НОМЕРА

  Когда нужны друзья
  Китайский синдром: годы дружбы Китая и России
  Меры борьбы с «серыми» схемами
  Принципы современного семейного права Китая
  «Надоело» и как с ним бороться
  Война как продолжение экономики
  Китайская грамота
  Авианосные ладьи Поднебесной
  Программа мероприятий года России в Китае




Опрос месяца
Китайские производители формируют новую экономическую среду для мирового сообщества.

Да

73.4%

Нет

26.6%

Всего ответили: 762

Китайская мудрость
Власть и выгода, блеск и слава: кто не касается их, тот воистину чист. Hо тот, кто касается, а не имеет на себе грязи, тот чист вдвойне. Многознайство и хитроумие, сметливость и проницательность: кто лишен их, тот воистину возвышен. Hо тот, кто ими наделен, а не пользуется, тот возвышен вдвойне.
Даосские изречения
Реклама
Курсы валют
Данные ЦБ РФ на сегодня
1 RUB = 0,301 CNY
1 CNY = 3,328 RUB

1 RUB = 0,040 USD
1 USD = 24,981 RUB

1 RUB = 0,028 EUR
1 EUR = 35,284 RUB

Конвертер валют

 

Конкурс "Весь Китай"
Стань лучшим автором
статьи о Китае
И ВЫИГРАЙ ПРИЗ!
подробнее

Просто важно
  • - Посольство РФ в Китае
  • - ИТАР - ТАСС
  • - РИА Новости
  • - Интерфакс
  • - Мир Перевода

Подписка
Ваше имя:

Ваш e-mail:



Погода
В России
День: 0?С, ночь: -2?С, облачно, небольшой снег

В Китае

День: +5?С, ночь: -5?С, ясно
Восточный портал: культура и искусство Китая, Японии и Кореи
НОВАЯ ПОЛИТИКА
Омская торгово-промышленная палата