Китай  Выставки в Китае  Производство Китая  Экономика Китая  История Китая  Китайская Кухня  Туры в Китай   |  В избранное  |  Сделать стартовой

Сегодня: Понедельник, 2 июня, 5:54

Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай # 3 (33) от 01.05.2008 г.

 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Олимпийские страсти в маркетинговых войнах

Похоже, что в Китае олимпий ский девиз «Быстрее, вы ше, сильнее!» сейчас звучит не только в рамках подго товки к пекинской Олимпиаде-2008, но и как девиз китайских компаний, соревнующихся с запад ными компаниями за долю рынка. В борьбе участвуют тяжеловесы Запада и Востока. Иностранцам приходится нелегко.


МНЕНИЕ ПРАКТИКА

В поисках слабого звена

В любом деле для профессио нала не сущест вует мелочей. И при работе с Китаем эта ак сиома приобре тает все боль шую актуальность. Любая мелочь может оказаться причиной провала тщательно подготавливаемой сдел ки – и чем длиннее оборот сделки,


АНОНС
Доставка из Китая. Профессионально и надежно.
Китай - Фотогалерея

Выставки в Китае

Китай - общие сведения
Китай - право и законы
Экономика Китая
Промышленность Китая
Культура Китая
Стратагемы
Карта Китая (КНР)
Китай - год 2006-й
Сайты Китая




ЭКОНОМИКА

Государственная поддержка бизнеса и инноваций: опыт Китая и уроки для России

Экономический рост Китая стал результатом мер, разработанных и одобренных правительством Китая. Данные решения имели прямой и косвенный эффекты на увеличение выпуска предприятий. Первый реализовывался в программах стимулирования конкретных отраслей, второй - в макроэкономической политике, проводимой правительством. Вначале кратко рассмотрим, как изменялась экономическая политика, чтобы понять, какая бизнес-среда была создана для функционирования предприятий. Далее будет приведен анализ факторов, напрямую воздействовавших на организации, учрежденные за счет вложения иностранного капитала. В частности, реформирование инвестиционного законодательства и, как следствие, использование иностранного капитала в Китае.  Рассматривая опыт успешной промышленной политики Китая, мы постараемся сделать выводы о том, в какой степени китайский опыт может быть полезен для планирования политики стимулирования модернизации и повышения конкурентоспособности российской промышленности. Учитывая различие экономической структуры Китая и России, не исключено, что одни и те же меры могут оказать различное, а иногда и противоположное, влияние на конкурентоспособность продукции и перспективы экономического развития страны.

Государственная промышленная политика.

При Мао Цзедуне государство способствовало замещению импортной продукции товарами отечественного производства, проводя политику «закрытых» дверей. Результатом стало падение качества товаров, снижение их конкурентоспособности на мировом рынке. Осознав опасность того, что в будущем товары, произведенные в Китае, не смогут конкурировать с продукцией других стран, новое правительство Китая во главе с Дэн Сяопином в 1979 г. выбрало альтернативную экспортноориентированную промышленную политику[2].

Одним из способов стало установление экспортных квот. Например, правительством КНР были введены квоты на вывоз риса, кукурузы, хлопка, которые дали Китаю конкурентные преимущества в торговле данными товарами на мировом рынке. Однако, в результате подписания международных договоров о вступлении КНР в ВТО данные квоты пришлось отменить. [3]. Поэтому, рассматривая российскую действительность через призму опыта КНР и желая не допустить аналогичного ценового шока при отмене экспортных пошлин (для России на нефть и газ), целесообразным является разработка программы их постепенной отмены к моменту вступления в ВТО.

Вторым способом реализации экспортно-ориентированной политики в Китае стало прямое субсидирование отдельных отраслей через систему налоговых льгот и различных дотаций. Правительство Китая в первую очередь способствует развитию таких отраслей, как производство одежды, компьютерная техника, электрическое оборудование и запасные части, продукция телекоммуникационных технологий. Основной статьей экспорта при этом является машиностроение и электроника, доля которых в экспорте в первом полугодии 2004 года составила 27%[4]. Кроме того, при вывозе в 2003 году 95,23 млн. сотовых телефонов на общую сумму 11,52 млрд. долл., Китай стал крупнейшим в мире экспортером этой продукции[5].

Данный способ сложно использовать (в частности, в России), потому что он стимулирует искусственную конкуренцию, которая уступает мировому уровню производства по затратам и качеству продукции. Сравнивая потенциальную эффективность субсидирования импортозамещающих отраслей в России и Китае, необходимо иметь ввиду коренное различие условий их развития. В Китае на момент начала экономической политики Дэн Сяопина в большинстве перечисленных отраслей не было зрелых предприятий со сложившимся технологическим укладом. В субсидируемых отраслях создавались новые предприятия, использующие передовые на тот момент технологии. Потенциально такая промышленная политика может быть эффективной в перспективе, если поддержанные в момент создания  предприятия в перспективебудущем смогут достичь конкурентоспособности. Это исключение из правила неэффективности субсидирования известно как «исключение молодых отраслей» (infant industries). Обстоятельства потенциального субсидирования промышленного производства в России совершенно иные. В подавляющей части отраслей преобладают предприятия со сложившимся технологическим укладом, причем технологическим укладом устаревшим и неэффективным. Субсидирование российской промышленности поэтому вело бы не к созданию потенциально конкурентоспособных производств, а к консервации существующего неконкурентоспособного производства.  

Также Китай принимает меры к занижению валютного курса посредством накопления валютных резервов центральным банком страны для достижения положительного эффекта на экспорт продукции, произведенной в Китае. Например, стратегией таких государств Юго-Восточной Азии, как Корея, Тайвань, Сингапур в последние 20 лет было поддержание валютного курса на уровне 20-40% по паритету покупательной способности (ППС). В КНР валютный курс держался на самом низком уровне по региону – 20% ППС. В 1999 году на Восточную Азию пришлось почти 60% всех золотовалютных резервов мира. На Большой Китай (объединение КНР, Гонконга и Тайваня в силу общности культуры ведения бизнеса) приходится порядка 25% всех мировых резервов. Доля золотовалютных резервов по отношению к ВВП превышает 20% в большинстве восточно-азиатских стран. В Японии данный показатель находится на уровне 7%, в США – 1,5%. Среднемировой показатель составляет 5%[6].  

Одним из способов реализации третьего способа ведения экспортно-ориентированной промышленной политики является накопление золотовалютных резервов, которые в конце июня 2004 года составили 470,6 млрд. долл. США, превысив показатель июня 2003 года на 35,8%[7]. Данный способ уже применяется правительством России для поддержания конкурентного уровня выпуска отечественной продукции. Но у него есть существенный недостаток: он служит достижению краткосрочных целей, в долгосрочной перспективе он, наоборот, будет снижать конкурентоспособность товаров из России, когда не будет возможности увеличивать резервы или их необходимо будет уменьшать.

Существует и другой фактор, ограничивающий эффективность политики низкого курса рубля для повышения конкурентоспособности российской экономики. Эта политика положительно влияет на продажи экспортно-оориентированной продукции, однако проблема состоит в том, что в России это, в первую очередь, сырье и продукция низкой степени переработки. Иными словами, такая политика не решает задачу повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности – а именно эта задача является первоочередной для России. 

Результатом политики, направленной на занижение обменного курса национальной валюты по отношению к мировым валютам, является искусственное уменьшение цен произведенных в стране товаров на мировом рынке по сравнению с продукцией других стран, что способствует росту экспорта из страны.

Данный теоретический постулат подтверждается статистическими данными об экспорте продукции, произведенной в Китае. Данный факт отражен на Рисунке 1.

Рисунок 1. Сравнение статистики экспорта по странам

Таким образом, Рисунок 1 показывает результат эффективной политики правительства КНР, направленной на стимулирование отраслей, которые производят продукцию на экспорт, потому что за период с 1997 по 2001 гг. экспорт Китая вырос на 45,6%.

Анализ международной торговли КНР показывает, что наравне с экспортом наблюдается рост импорта. Причем по данным Таможни Китая, за январь-февраль 2004 г. импорт, составив 77,77 миллионов долларов, превысил экспорт на 7,9 миллионов долларов[8].

Рисунок 2. Статистика международной торговли Китая

Кроме динамики показателей экспорта и импорта большое значение имеет структура международной торговли. Она дает представление о характере преобладающих производств в стране: добывающих или перерабатывающих.

Суммарная доля компьютерной техники, электрического оборудования, устройств телекоммуникаций составляет 30,7% от всего экспорта КНР. Для сравнения, в структуре экспорта Российской Федерации основную часть занимает экспорт природных материалов (нефть и газ составляют 53,8% всего экспорта России) и продукции с меньшей добавленной стоимостью, таких, как металлы (13,9% от всего экспорта России). Тем не менее, по данным статистического отдела ООН, экспорт КНР в 2001 г. в абсолютном измерении равнялся $266 098 200, экспорт России составил $99 197 500. Также стоит учитывать, что с точки зрения экономического развития структура китайского экспорта более выигрышна, чем российского. Выше доля продукции обрабатывающей промышленности, и в частности, выше доля высокотехнологичной продукции, или в более широком контексте  - продукции, производимой на основе современных технологических укладов. Именно различие структуры экспорта Китая и России приводит к разной эффективности тех мер повышения конкурентоспособности, которые не имеют выборочного характера.  

Анализ структуры импорта Китая показывает, что в страну импортировались товары с более низкой добавленной стоимостью, чем экспортировались, потому что электрическое оборудование и запасные части составили 18,8% от всего импорта КНР в 2002 г., ввоз сырой нефти и горюче-смазочных материалов составил 5,8 % от всего импорта в том году, импорт машиностроительного оборудования и запчастей составил 5,3 % от всего импорта в Китай[9].

Также результативность политики, проводимой правительством КНР, которая нацелена на вовлечение КНР в международную торговлю, доказывает тот факт, что доля экспорта в ВВП страны выросла с 5 % в 1978 г. до 20% в 2002 г.[10]

Можно сделать вывод, что политика Китая, направленная на стимулирование конкуренции, привела к развитию перерабатывающих отраслей, в то время как в России данные отрасли менее развиты. Поэтому в России также следует принимать программы по стимулированию перерабатывающих отраслей, приносящих большую прибыль, чем продукция сырьевого производства.что в современной России невозможно (или, по крайней мере, маловероятно) в силу различия сравнительной конкурентоспособности отраслей национальной экономики и истории развития отечественной промышленности.

Необходимо отметить еще одно обстоятельство. Меры стимулирования конкурентоспособности, не имеющие выборочного характера, будут положительно воздействовать на большее число отраслей в России, нежели в Китае. Иными словами, невыборочная по своей природе политика фактически приведет для Китая к более точечному воздействию на отдельные виды экономической деятельности. Для подтверждения этого тезиса сравним число наименований продукции, на производстве которых специализируется Китай и Россия соответственно.  

Далее рассмотрим результат проводимой в Китае экспортной политики. Для этих целей воспользуемся показателем уровня специализации страны в производстве отдельного продукта - индикатором «выявленного сравнительного преимущества» (от англ. Revealed comparative advantage)[11].

Когда уровень RCA превышает единицу, можно говорить о наличии выявленного сравнительного преимущества у данной страны в производстве и торговле на мировом рынке выбранного товара.

Таблица 8[12]: КИТАЙ 1998 1999 2000 2001

код

расшифровка (рус) RCA RCA RCA RCA

(SITC)

248

древесина, просто обработанная и шпалы 0,18 0,24 0,27 0,28

288

лом и отходы цветных металлов 0,09 0,12 0,07 0,09

322

каменный и бурый уголь, торф 0,92 1,22 0,00 0,00

334

продукты нефтеобработки 0,26 0,31 0,33 0,33

522

неорганические химические элементы, окиси и галогеновые соли 2,07 1,94 1,94 1,71

562

произведенные удобрения 0,28 0,41 0,51 0,57

641

Бумага/картон 0,09 0,07 0,16 0,15

667

перламутровые и др. драгоценные камни 0,27 0,26 0,27 0,25

671

чугун и губчатое железо, шпигель и железные сплавы 3,82 2,95 3,11 2,20

672

Слитки и прочие первичные формы железа и стали 0,67 0,55 0,89 0,48

673

арматурная, фасонная сталь и профиль 0,58 0,58 0,91 0,34

682

Медь 0,54 0,53 0,56 0,40

683

Никель 0,48 0,39 0,24 0,14

684

Алюминий 0,46 0,32 0,32 0,44

695

приборы ручного и машинного использования 1,53 1,39 1,40 1,36

699

оборудование из основных металлов 1,60 1,61 1,53 1,57

718

энергоблоки и их запчасти 0,21 0,28 0,44 0,44

749

неэлектрическое счетное оборудование 0,06 0,09 0,10 0,10

874

измерительные устройства 0,29 0,29 0,30 0,33

В случае с Россией, показатель RCA по данным товарным группам имеет следующие значения.

Таблица 9: Россия RCA
код Расшифровка (рус)

1998

1999

2000

2001

(SITC)

value

value

value

value

247 Необработанная древесина и деревянные брусы

10,08

12,15

10,08

11,19

248 Древесина, просто обработанная и шпалы

1,74

1,93

1,79

1,82

322 Каменный и бурый уголь, торф

2,43

2,04

3,94

3,43

334 Продукты нефтеобработки

3,81

4,11

4,01

3,85

522 неорганические химические элементы, окиси и галог.соли

2,20

2,07

2,06

1,84

562 произведенные удобрения

7,18

7,37

6,23

6,68

641 бумага/картон

0,75

0,76

0,70

0,72

667 перламутровые и др драгоценные камни

2,90

0,00

0,00

0,00

671 чугун и губчатое железо, шпигель и железные сплавы

5,23

4,35

3,60

4,21

672 слитки и прочие первичные формы железа и стали

8,18

8,38

6,84

6,60

673 арматурная, фасонная сталь и профиль

2,29

1,90

1,72

1,86

682 Медь

2,49

2,98

2,29

2,08

683 Никель

16,88

17,82

13,57

10,52

684 Алюминий

7,31

7,40

5,90

5,38

695 приборы ручного и машинного использования

0,67

2,66

2,61

1,07

699 оборудование из основных металлов

0,60

0,72

0,64

0,51

718 энергоблоки и их запчасти

7,20

9,61

6,01

7,03

749 неэлектрическое счетное оборудование

0,25

0,25

0,38

0,60

874 измерительные устройства

0,42

0,55

0,40

0,77

В случае с Россией, показатель RCA по данным товарным группам имеет следующие значения.Как видно из таблиц, у России большее число конкурентоспособных товарных позиций, чем у Китая, что объясняется различием в структуре экспорта.

Выводы

Неизбирательные меры стимулирования экспорта оказывают положительное влияние на глобальную конкурентоспособность экономики только в том случае, если изначально промышленность состоит из зарождающихся отраслей, основанных на новом технологическом укладе и способных в долгосрочном периоде достичь конкурентоспособности.  

Реализовывать промышленную политику можно следующими способами:

Прямое субсидирование определенных отраслей неприемлемо для России, так как в большинстве случаев иначе переход от плановой экономике к рыночной будет иметь искусственный характер, так как организации не будут заботиться, чтобы полностью окупать издержки производства, зная что некоторое время их может компенсировать государство;оно будет приводить к консервации используемых технологий, на основе которых невозможно достичь конкурентоспособности на мировом рынке.

Увеличение золотовалютных резервов для занижения валютного курса является приемлемой стратегией для России только в краткосрочном плане, потому что в долгосрочном плане будет иметь место обратный эффект - снижение конкурентоспособности товаров. Кроме того, занижение валютного курса в большей степени способствует развитию тех отраслей, которые и без этой политики обладают конкурентоспособностью – а для России это производство сырья и низкотехнологичной продукции.

В России необходимо развивать перерабатывающие отрасли, по причине ограниченности природных ресурсов в долгосрочной перспективе и по причине значительно большей доходности в таких отраслях, чем в сырьевыхпо сравнению с производством сырья. Пример Китая демонстрирует успешный результат от развития данных отраслей, который проявляется в совокупном росте ВВП страны. Однако в отличие от Китая, политика развития обрабатывающей промышленности не может строиться на инструментах невыборочной поддержки отечественных производителей.  

Инвестиционное законодательство

Инвестиции позволяют создавать новые предприятия, расширять имеющиеся производства. Бурному росту ряда  развивающихся стран  способствовали точечные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) . Стимулом к росту ПИИ, как правило, становилось улучшение инвестиционного климата страны, в частности такой важной составляющей как законодательство, регулируетющее инвестиционную деятельность. Поэтому, чтобы понять причины динамичного притока ПИИ в экономику Китая, изображенных на Рисунке 3, необходимо проанализировать реформу законодательной системы, проведенной в Китае.

Юридическое обеспечение инвестиционной деятельности в Китае было основано на трех законах:

- Закон о предприятиях с долей иностранного капитала[13].

- Закон о совместных предприятиях с участием иностранных компаний[14].

- Закон о компаниях со 100% иностранного капитала[15].

В 1994 году вступил в силу дополнительный закон:

- Закон о компаниях[16].

Действующие нормы законов позволяют инвестору, создающему общество с ограниченной ответственностью, руководствоваться либо первыми тремя законами, регулирующими иностранные инвестиции, либо “Законом о компаниях”. 

Необходимо отметить, что проекты по вложению иностранного капитала на территории Китая должны были быть одобрены соответствующими государственными органами перед началом их реализации на практике. В разных регионах и провинциях Китая существовали разные стандарты, по которым отбирали инвестиционные проекты, что имело значительный негативный эффект на развитие предпринимательства. Но в 1995 г. правила утверждения инвестиционных проектов законодательно оформились, когда Государственная комиссия по планированию, Государственная комиссия по экономике и торговле совместно с Министерством внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества разработали Временные принципы классификации инвестиций из-за рубежа. Согласно данным принципам все инвестиционные проекты подразделяются на четыре категории:

иностранный инвестиционный проект поощрять в реализации;

иностранный инвестиционный проект разрешить;

иностранный инвестиционный проект ограничить особыми условиями;

иностранный инвестиционный проект запретить.

Классификация инвестиционных проектов производится в соответствии со следующим принципом. Государственные органы, участвовавшие в разработке «Временных принципов» определили черты проектов, по которым их относят к первой, третьей или четвертой категории. Исходя из принципа «от противного», если инвестиционный проект не попадал ни в первую, ни в третью, ни в четвертую группы, то его автоматически относили ко второй группе (проект разрешить).

Четкая градация инвестиционных проектов в Китае позволила создать единую систему отбора проектов для реализации, уменьшив возможности чиновников в провинциях злоупотреблять служебным положением и иметь выгоду от возможности самостоятельно решать судьбу каждого проекта.

Данное нововведение необходимо можно было бы заимствовать в России, потому что для иностранных инвесторов оно формирует понятие стабильности экономической и политической системы, однозначность в прогнозирование долгосрочных перспективы, т.е. создает благоприятный инвестиционный климат. Безусловно, мы не предлагаем ставить все инвестиции с иностранным участием в зависимость от решения чиновников. Такой подход неприменим в стране, руководствующейся более или менее либеральными принципами экономического развития. Однако наличие четких критериев того, какие инвестиционные проекты с иностранным участием могут быть дополнительно поддержаны мерами экономического и организационного характера, для каких инвестиционных проектов государство заинтересовано в частно-государственном сотрудничестве (private-public partnership) позволило бы снизить неопределенность для потенциальных инвесторов.  

Кратко рассмотрим законодательные нововведения правительства КНР, положительно повлиявших на привлечение иностранных инвестиций.

Изменения, превратившие Китай из закрытой страны с центральной плановой экономикой в страну - активного участника мирового рынка, развивающуюся со средним темпом 8-10% в год и открытую для иностранных инвестиций и международной деятельности, начались в 1978 году. Начало было положено Ден Сяопином в программе «Четырёх модернизаций», направленной на качественное развитие сельского хозяйства, промышленности, науки и национальной обороны. В том же году были основаны первые Специальные Экономические Зоны[17], расположенные вдоль южного побережья Китая.

Каждая СЭЗ имеет право принимать по экономическим вопросам свое собственное законодательство независимо от провинциального правительства. Во всех этих зонах предоставляется значительно сниженная ставка налога на прибыль предприятий – 15% от прибыли, в то время как общенациональная ставка этого налога составляет 33%. Эти места привлекают лучшие деловые и людские ресурсы Китая. Так, новый район Пудун в Шанхае является подобной структурой, однако нацелен он, главным образом, на финансовый сектор и сектор, обслуживающий деловые компании.

Также в 1978 г. были созданы первые Открытые Провинции[18] и Открытые Города[19], формирование которых сопровождалось заявлением Ден Сяопина о необходимости дифференцированного развития страны (в них предполагалось создать зоны льготного налогообложения, упрощенной административной системой и развитой инфраструктурой и коммуникациями). В связи с созданием новых возможностей для долгосрочных инвестиций приток ПИИ растет значительными темпами начиная с 1978 г., что показано на Рисунке 3[20].

Рисунок 3. ПИИ по регионам Китая, 1979-1991

В 1993 г. было создано 13 зон свободной торговли, предназначенных для стимулирования экспорта через беспошлинный импорт товаров и материалов. Основная деятельность таких зон связана со складированием и экспортом грузов. В таких зонах предоставляется освобождение от экспортных и импортных пошлин, а также предоставляется возможность проведения платежей как в юанях, так и в иностранной валюте по сделкам, совершаемым в пределах зоны. Разрешения на такие виды деятельности, как консалтинг, архитектура, подбор кадров, создание программ для ЭВМ, которые обычно в Китае трудно получить, в Свободных Торговых Зонах оформляются легче, что позволяет выставлять официальные счета-фактуры за услуги по данным видам деятельности. В таможенном отношении Свободные Торговые Зоны находятся на территории бондовых районов, то есть считаются находящимися за пределами китайской таможенной границы. Что же касается филиалов, то компании, зарегистрированные в Свободных Торговых Зонах, имеют право открывать свои филиалы только на территории таких зон, и не могут это сделать за их пределами. Свободные Торговые Зоны обычно имеют хорошие условия для занятия производственной или перерабатывающей деятельностью, т.е. товар может быть ввезен на территорию Свободной Торговой Зоны, там переработан и реэкспортирован из Китая беспошлинно. Товары, ввозимые в Китай с территории Свободных Торговых Зон, облагаются таможенными пошлинами (ставка зависит от вида продукции) и НДС (17%)[21]. Однако если клиентом компании является предприятие с иностранными инвестициями, находящееся в Китае, оно может требовать возврата оплаченных им таможенных пошлин, если закупленная у первоначальной компании продукция является составляющей частью для производимой им продукции, которая затем реэкспортируется из Китая. В таких случаях также применяется льгота по НДС. Свободные Торговые Зоны, таким образом, предоставляют возможность производителям составных частей для продукции, производимой в Китае крупными предприятиями с иностранными инвестициями, экономить на таможенных пошлинах, перенося оплату на своих клиентов с помощью использования низкой отпускной цены.

Обобщающим фактом привлекательности особых инвестиционных зон остаются следующие факторы: благоприятный налоговый режим, развитая инфраструктура, наличие квалифицированных кадров, прибрежное местоположение.

Таким образом, исходя из данных Рисунка 3, становится очевидной будущая выгода для России от создания специальных экономических зон, так как мы видим изменение притока ПИИ в данные регионы. Требуется детальная проработка программы по их созданию, так как пример Калининградской области оказался неудачным вследствие удаленного местоположения региона и необходимости двойного пересечения границы. Можно привести ряд объяснений относительного неуспеха ОЭЗ в России. Среди них – неблагоприятное географическое положение ОЭЗ, отсутствие инфраструктуры для инвестиций в обрабатывающие отрасли и т.д. Однако отдельно надо отметить общую институциональную слабость российской финансовой и налоговой политики. Опыт освобождения от налогов отдельных территорий или отдельных видов деятельности в России в течение последних пятнадцати лет с определенностью говорит о том, что подобного рода нормы использовались в первую очередь для создания «безналоговой гавани» крупным компаниям, и не сопровождались дополнительными инвестициями на освобожденных от налога территориях. В результате введение режима налоговых освобожденийльгот оказывало не положительное и даже не нейтральное, а отрицательное влияние на экономическое развитие. Главным фактором в данном случае становится общая зрелость налоговой системы и добросовестность выполнения своих обязанностей налоговыми служащими. В самом законодательстве об ОЭЗ невозможно предусмотреть все возможные формы злоупотребления режимом освобождения от налогов.

Создание СЭЗ было исторически-обусловленным результатом политики Ден Сяопиня. После Мао Цзэдуна правительство КПК коренным образом поменяло стратегию развития регионов. Лидер Китая покровительствовал равномерному росту провинций, проводя политику, ориентированную на капитал, т.е. стремился, чтобы размер средств производства был одинаковым по регионам. Правительство директивно выделяло больше средств регионам с низким уровнем производства.

При Дэн Сяопине новый курс был ориентирован на эффективность выпуска продукции. В 1979 г. была принята ступенчатая доктрина, распределившая приоритеты и поставившая прибрежные регионы на первое место по значимости развития среди всех провинций страны. Был введен принцип самообеспечения регионов. Целью правительства было создание эффекта распространения экономического роста. Правительство придерживалось следующего принципа при реализации программы: когда прибрежные регионы выйдут на конкурентный уровень в мире, они будут требовать ресурсы, которые смогут поставлять внутренние районы, в результате чего произойдет перераспределение человеческих, товарных и денежных ресурсов. Тем не менее, на практике данный принцип плохо претворятся в жизнь, так как пока разрыв между западными и восточными регионами не сокращается, что видно из структуры производства, отраженной на таблице 3.

Таблица 10: Добавленная стоимость в производстве по регионам[22]
Единица измерения: 100 млн. юаней
регион Янв-апр 2004 апр.04 % к аналогичному периоду  предыдущего периода года в неизмененных ценах
Янв -апр апр
Всего 15699,8 4370,5 18,2 19,1
I. Прибрежный регион 10786,9 3011
доля региона к общему значению ДС

68,89%

68,89%

Пекин 371,8 104,1 22 25,3
Тянцин 416,9 114,6 26,3 29,2
Хебей 707,5 198,9 23,3 24,1
Ляонин 616,8 167,8 17 15,5
Шанхай 1032,5 290,1 21,5 23,2
Дзянсу 1924,5 541,7 23,6 20,7
Джецян 1160 337,8 23,6 24,5
Фуцян 514,4 139 22,5 23,2
Шандун 1824,8 513,7 26,9 25,8
Гуандун 2001,3 548,3 23,4 24,8
Гуанси 186,4 46,9 22 15,9
Хайнань 30 8,1 15,5 14,3
II. Центральный регион 3391,6 937,6
доля региона к общему значению ДС

21,60%

21,45%

Шанси 369,1 100,9 23,5 20,5
Внутренняя Внутр. Монголия 188 52,9 38,7 44,7
Дзилин 314,6 87,7 25,3 30,1
Хейлондзян 515,9 135,4 14,5 16,5
Анхуэй 328,6 91,1 27,1 26,2
Дзянси 172,7 49,2 25,8 28,5
Хэнань 657,1 185,6 22,8 24
Хубей 504,5 137,5 22,9 27
Хунань 341,1 97,3 26 26,7
III. Западный регион 1660,5 462,2
доля региона к общему значению ДС

10,58%

10,58%

Чунцзинь 157,5 44,5 20,8 22,7
Сичхуань 452,1 125,7 26,7 27,7
Гуэйджоу 121,9 33,7 20,4 17
Юннань 284,1 82,4 13,6 32,5
Тибет 3 1,2 17,8 8,9
Шаанси 250,4 67,9 22,2 21,3
Гансу 149,6 41,4 19,5 21,4
Тсиньхай 34,7 10 25,5 24,8
Нинься 40,8 11,1 24,5 19,3
Синьдзян 166,4 44,3 13,3 13,8

Положительный эффект от мер, принятых правительством КНР в отношении инвестиций из-за рубежа иллюстрирует Рисунок 4[23]. Рассмотрим динамику прироста инвестиций в отдельных регионах в результате принятие определенных правительственных решений.

Рисунок 4. Динамика инвестиций в основные фонды

В 1979 вступил в силу Закон Китайской Народной Республики «О предприятиях с китайским и иностранным капиталом», впервые легализовавший иностранную инвестиционную деятельность на территории КНР. Это был один из первых серьезных шагов к открытию китайского рынка инвестиций для иностранных инвесторов. Но, согласно этому закону, ограничивалась доля иностранного капитала, появлялась необходимость китайского партнера, создавались жесткие рамки ведения бизнеса, что являлось крайне непривлекательным для иностранных инвесторов и не принесло желаемых экономических результатов.

В 1984 году были дополнительно открыты на пробной основе 14 специальных экономических зон – города на побережье. Прирост ПИИ составил 34,3% к предыдущему году. Это ощутимый прирост, так как за период 1980-1984 гг. среднегодовой прирост ПИИ был равен 5,6%. В том же году было дано начало второй фазе четырехлетней программе реформирования финансового сектора КНР; появилась первая биржа – Шанхайская.

Закон КНР об «иностранных экономических контрактах», принятый в 1985 году регулирует всю иностранную коммерческую деятельность в стране от финансов и торговли до инвестиций. Прогрессивным стало определение законом единой формы договоров и специфики индивидуальных договоров. Закон не распространяется на контракты между совместными предприятиями с участием иностранного капитала, кооперативными предприятиями и предприятиями иностранного капитала.

Данный закон о контрактах имел большое значение для роста экономики Китая, потому что фактически «открыли» страну для иностранного капитала за счет снижения риска неопределенности (что было достигнуто за счет закрепления прав и обязанностей сторон в договорах). Также унификация контрактов способствовала ускорению процедуры заключения сделок и упрощала процедуру разбирательства исков в Арбитражном суде. Главным фактором успеха Китая является то, что данные законы были приняты в1979 и 1985 гг. В России были приняты аналогичные законы (в частности 21 октября 1994 г. был принят Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ), II часть которого выполнила функцию китайского Закона о контрактах.

Законодательство о контрактах

Система контрактов в КНР построена на разделении всех контактов на гражданские и экономические. Первые, в свою очередь, подразделяются на стандартные гражданские контракты и технологические контракты (т.е. относящиеся к технологиям в широком смысле этого слова). Вторая группа контрактов состоит из внутренних экономических контрактов и внешнеэкономических.

Данный Закон о контрактах был обнародован 21 марта 1985 г. и принял юридическую силу 1 июля 1985 г. Он охватывает все внешнеэкономические коммерческие операции в Китае от финансирования и торговли до предоставления услуг и инвестирования. Предметом регулирования данного закона являются все экономические контракты, заключаемые между китайцами и иностранцами, включая продажу товара, договоры о создании совместных предприятий, договоры о вложении иностранного капитала в уставный капитал китайских компаний, договоры о совместной исследовательской деятельности, договоры займа, договоры финансовой аренды (лизинга), договоры о передаче технологий, трудовые договоры и подобные им.

Согласно Закону «О внешнеэкономических контрактах» к таким контрактам относятся договоры между предприятиями, юридическими или физическими лицами Гонконга, Макао, любого другого государства, с одной стороны, и предприятий, расположенных на территории КНР, с другой.

Действие данного закона не распространяется на договоры между совместными предприятиями, где одним из учредителей является физическое или юридическое лицо - резидент КНР, или предприятие со 100% иностранным капиталом и китайскими предприятиями или гражданами Китая. Предприятия с долей иностранного капитала, совместные предприятия или предприятия со 100% иностранным капиталом относятся к юридическим лицам Китая.

Согласно статье 6 Закона о внешнеэкономических контрактах в случаях, когда законы Китая вступают в противоречие с международными договорами, которые подписал Китай, следует руководствоваться нормами международных договоров, за исключением положений, по которым Китай сохранил право на внесение юридических поправок.

Также в 1985 г. был принят закон о патентах.  Он определял условия, процедуру регистрации, обеспечивающий защиту интеллектуальной собственности, в частности, программного обеспечения. Вскоре Китай вошел в Парижскую Конвенцию по Защите Интеллектуальной Собственности. Однако и в настоящий момент, по мнению многих, Китай наряду с Россией находится в списке стран с низкой защитой прав на интеллектуальную собственность. Здесь можно вспомнить последний пример – отзыв китайскими властями патента на производство известного лекарства – Виагры[24]. В сентябре 2001 года компания Pfizer зарегистрировала в Китае свой продукт Виагру как лекарство от сердца. Открыв же двумя годами позже особые свойства одного из ингредиентов продукта (сильденафильной соли) как стимулирующего потенцию,  компания обратилась в 2004 году в Патентное бюро КНР для получения патента на Виагру как на средство для повышения потенции. Если бы Pfizer получила такой патент, то до 2014 года пришлось бы прекратить деятельность 12 китайским фармацевтическим компаниям, производящим аналогичные средства на основе сильденафильной соли. Поэтому компании было отказано в новом патенте на Виагру и был отозван предыдущий под предлогом не достаточно подробного описания действия указанного химического элемента на пациентов. Аргументы компании Pfizer о том, что требований о настолько подробном описании не было при первоначальном патентовании Виагры в 2001 г., не были приняты во внимание. Таким образом, данный случай доказывает недостаточную защиту интеллектуальных прав в КНР в силу наличия вероятности избирательного применения законодательства…

Продолжение в следующем номере.

Пеникас Г. И., Высшая Школа Экономики.  

[1] Подготовлено в рамках проекта «Учитель-ученики» Государственного университета – Высшей школы экономики (Москва) 2006-2007 гг. на тему «Модернизация в российской промышленности: стратегии, динамика, факторы успеха» (грант Научного фонда № 06-04-0049). © Пеникас Г.И.
Автор выражает благодарность Авдашевой С.Б. за существенные комментарии при подготовке данной работы.
[2] Анализ различных стратегий см. Импортозамещающая политика и увеличение конкурентоспособности экономики России, Деловая Россия, 2004  ( http://www.promrussia.ru/for_loading/import.pdf )
[3] - Котляров Н. Присоединение Китая к ВТО. «Анализ китайско-американских переговоров». МЭиМО, №6, 2003 г.
[4] Источник: Агентство Синьхуа (2004-07-12)
[5] Источник: Агентство Синьхуа (2004-07-06)
[6] - Попов В.В. Три капельки воды: Заметки некитаиста о Китае. – М.: Дело, 2002.
[7] http://www.interfax.ru/r/B/0/205.html?menu=8&id_issue=10685657
[8] Источник: http://enhr.mofcom.gov.cn/column/ec.xml
[9] Данные The Economist Intelligence Unit за 2002 год.
[10] - Попов В.В. Три капельки воды: Заметки некитаиста о Китае. – М.: Дело, 2002.
[11] - Для расчета воспользуемся классической формулой Баласса, которую он впервые использовал в своей работе в 1965г.

RCAij = (xij/Xit) / (xwj/Xwt

, где xij и xwj стоимость экспорта товара j для страны i и мирового экспорта товара j; и где Xit и Xwt относится к общему размеру экспорта выбранной страны и мира. Некоторые эксперты считают, что следует использовать сравнение структуры экспорта страны с экспортом стран Евросоюза (Keld Laursen. Revealed Comparative Advantage and the Alternatives as Measures of International Specialisation. Danish Research Unit for Industrial Dynamics working paper No. 98-30 December 1998). В наших расчетах мы используем данные по мировому экспорту отдельных товарных групп, данные по которым приведены в электронном формате базы Comtrade (www.intracen.org/tradstat).
[12] В таблицах желтым фоном выделены годы и товарные группы, когда и по которым у страны было конкурентное преимущество в экспорте данного вида продукции
[13] - The Chinese-Foreign Joint Equity Ventures Law.
[14] - The Chinese-Foreign Joint Co-operative Ventures Law.
[15] - The Wholly Foreign-Owned Enterprises Law.
[16] - The Company Law.
[17] - провинции Guangdong и Fujian.
[18] - Lioning, Hebei, Tianjin, Shandong, Jiangsu, Shanghai, Zhejiang, Fujian, Guangdong, Hainan, Guangxi.
[19] - Dalian, Tianjin, Qingdao, Shanghai, Guagzhou.
[20] Источник данных: Chinese Statistical Yearbook, Chinese Economic Yearbook и др. Статистические данные собраны и сгруппированы в работе Foreign Investment and Economic Change in China. Y. Y. Kueh. China Quaterly, No. 131, Special Issue:^ The Chinese Economy in the 1990s (Sep.,1992), 637-690.
[21] В отличие от китайских особых экономических зон, аналогичные зоны предлагаемые Министерством экономического развития и торговли РФ предполагают полное освобождение от импортных пошлин.
[22] http://www.china.org.cn/e-company/04-06-20/page040404.htm
[23] - Источник: http://www.stats.gov.cn/   
[24] R. Pilon, China's Viagra Test ( http://www.cato.org/dailys/08-13-04.html )

  Обсудить в форуме


ДРУГИЕ СТАТЬИ НОМЕРА

  Россия, РБК, Шанхай, Пекин и конференция…
  Великий тормозной путь
  За успешный проход таможни!
  Верх роскоши в Китае - обзавестись копией западной усадьбы
  Китай должен отойти от экономического национализма
  Челноки вечной дружбы
  Трансформация политической традиции в России и Китае: общее и особенное
  Что делать с китайцами?


Опрос месяца
Пойдет ли правительство КНР на полную отмену возврата НДС экспортерам?

Да, иначе темпы роста экспорта выйдут из-под контроля

72.3%

Нет, это слишком опасно

27.7%

Всего ответили: 411

Китайская мудрость
Умереть - событие малое, лицо потерять - большое.
Мэн-цзы
Реклама
Курсы валют
Данные ЦБ РФ на сегодня
1 RUB = 0,301 CNY
1 CNY = 3,328 RUB

1 RUB = 0,040 USD
1 USD = 24,981 RUB

1 RUB = 0,028 EUR
1 EUR = 35,284 RUB

Конвертер валют

 

Конкурс "Весь Китай"
Стань лучшим автором
статьи о Китае
И ВЫИГРАЙ ПРИЗ!
подробнее

Просто важно
  • - Посольство РФ в Китае
  • - ИТАР - ТАСС
  • - РИА Новости
  • - Интерфакс
  • - Мир Перевода

Подписка
Ваше имя:

Ваш e-mail:



Погода
В России
День: 0?С, ночь: -2?С, облачно, небольшой снег

В Китае

День: +5?С, ночь: -5?С, ясно
Восточный портал: культура и искусство Китая, Японии и Кореи
НОВАЯ ПОЛИТИКА