www.chinapro.ru / / Великого переселения народа
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Великого переселения народа17

15.08.2011 05:30

Темпы китайской урбанизации не могут не впечатлять, особенно, если оценивать их в абсолютных, а не относительных величинах. Только за последние 30 лет в города перебралось свыше 300 млн китайцев – это более чем вдвое превышает численность всего населения современной России вместе с трудовыми мигрантами из республик бывшего Советского Союза и стран дальнего Зарубежья. Да и в относительных показателях прогресс выглядит впечатляющим – те же тридцать лет назад городское население Поднебесной составляло едва 18% от общего населения страны, а сейчас уже по разным оценкам его доля составляет от 48 до 55%.



Во многом именно этот процесс «Великого переселения народа» обеспечил стремительный рост промышленного производства и ВВП страны, который, по оценкам ряда крупных финансовых институтов, может уже в течение ближайших 20-40 лет стать крупнейшим в мире. Постоянный приток рабочей силы обеспечил экономику дешевой рабочей силой, которая, вкупе с традиционной неприхотливостью китайцев и мягкими климатическими условиями прибрежных районов страны, в которых сосредоточена львиная доля новых предприятий, стала «секретным оружием» китайской промышленности, обеспечив ей значительные конкурентные преимущества на мировых рынках. В то же время, не стоит обольщаться – в темпах урбанизации КНР отнюдь не является мировым рекордсменом. Многие страны в период индустриализации показывали и более высокие темпы концентрации населения в городах, правда, было это уже достаточно давно. Среди примеров 20 века можно вспомнить тот же Советский Союз, где дола городского населения в период с 1928 по 1958 год выросла с 15 до 65%. Осознают это отставание и в Китае, где процесс урбанизации проходит под тщательным контролем государственной власти. В частности, профессор экономики Пекинского университета и Китайской академии социальных наук, директор китайского Национального института экономических исследований, генеральный секретарь Китайского фонда реформ и бывший член Комитета монетарной политики Народного банка Китая Фань Ган в качестве фактора, сдерживающего процесс урбанизации, указывает наличие института прописки «хукоу» и уникальной системы землепользования, которая позволяет сельским мигрантам, потерявшим работу в городах, вернуться назад в деревню. Надо признать, что такой подход сглаживает социальные эксцессы – достаточно вспомнить британскую индустриализацию, последовавшую за волной огораживаний и многие тысячи каторжников, которые дала неустроенность изгнанных с земли крестьян, не нашедших работы в городе. Но, в то же время, он ведет к постепенному замедлению переселения крестьян в города и вызывает необходимость привлекать их более высокими зарплатами, что негативно сказывается на себестоимости продукции. В то же время институт прописки сдерживает интеграцию переселенцев в городскую жизнь. Сейчас, по словам профессора Фань Гана, в руководстве страны осознание необходимости перехода к следующему этапу урбанизации становится все более острым, а значит, вполне возможно, что в данном направлении страну ждут определенные реформы. Косвенные признаки таких планов уже просматриваются – например, огромные районы новостроек в городах Поднебесной, до сих пор остающихся незаселенными, несмотря на то, что спрос на это жилье существует, и достаточно острый. Однако, стоит ли стране продолжать форсировать процесс урбанизации? Огромная армия крестьян – это не только источник рабочей силы, но и источник дешевого продовольствия, которое не менее важно для сохранения низких издержек предприятий. Если барьеры для ее переселения в города будут сняты, многие предпочтут городскую жизнь сельской, и в силу менее тяжелого городского труда и в силу более высокого уровня. Это неизбежно приведет к обострению дефицита продовольствия и росту цен на него, который уже отмечается в последние годы. Китаю придется наращивать продовольственный импорт, чтобы компенсировать недостаток, да и внутренние цены ускорят рост. За счет этого ускорит рост стоимость труда, что ослабит позиции китайской продукции на внешних рынках. Да и обеспечение всем переселенцам уровня социальных гарантий, такого же как у населения с пропиской потребует немалых расходов, которые лягут на бюджет. Неизбежна и социальная напряженность, поскольку смена образа жизни коренным образом теряет картину потребления, вызывает рост запросов. Собственно, со всеми этими проблемами некогда столкнулся СССР. Возможно, его неудачный опыт заставит китайских коммунистов действовать более осторожно и найти собственные решения этих непростых экономико-социальных задач.


НОВОСТИ КИТАЯ      



 
 
БЕЗ СЛОВ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Дом в огне
Дом в огне
Азиатские игры в Гуанчжоу
Азиатские игры в Гуанчжоу
Разный Китай
Разный Китай
Китайский гламур
Китайский гламур
комментарии
Мадам Брошкина 21 августа 2011, 17:31:54
При всем при том, что многих не устраивают темпы урбанизации в Китае, говоря о том, что проходит она крайне вяло и очень сильно отстает от других развивающихся стран, именно в Китае есть очень много поражающих других людей факторов. Один из них, к примеру, это то, что в китайских городах, крупных и небольших, вообще, и напрочь отсутствуют какие-либо признаки значительной городской нищеты или трущоб. Кстати будет заметить, что это считается китайской системой регистрации домовладений, которая разделяет привилегированное и сельское бедное население аж в самом начале их жизни. Ну, еще где-нибудь вы встретите такое занимательное явление? Нет! Я о таком явление наслышана только в Китае. Эта система прописки называется «Хукоу» и именно с ее помощью и регулируется поток желающих переехать из сельской местности в городскую черту. В то же время, несмотря на эту систему прописки «хукоу», которая может ограничивать доступ сельскому населению к некоторым преимуществам городов и услугам общественного пользования, таким как, например, государственное образование, здравоохранение, страхование служащих или еще ряд других социальных необходимых для проживания услуг, китайское правительство никогда не удерживало сельское работоспособное население от переезда в города своей страны. Вот такой китайский парадокс!
Листьев 20 августа 2011, 18:44:22
Признаться, не ожидал, что в какой-то стране могут существовать барьеры для переселения из сельской местности в городскую. Ну что же, каждая страна обладает своими нравами. А у Китая этих нюансов очень много.
Любер 19 августа 2011, 21:09:49
Не знаю, как у других, а меня так, вообще, никакими коврижками не заманишь в город. Здесь ведь самое главное - это машину иметь! Есть автомобиль - значит ты нормальный человек, который сможет обеспечить себе и своей семье вполне вольготную жизнь. А вот если на машину не заработал, тогда на своем собственном горбу в свой дом мало что принесешь или привезешь. А с машиной можно где угодно жизнь построить!
Марьяна 19 августа 2011, 12:06:07
Очень внимательно прочитала статью, которая очень понравилась. Тема действительно такая, которая может затронуть любого. Но вот так и не нашла какого-нибудь решения. Неужели из этой ситуации так и нельзя найти какой-нибудь выход?
Черниченко 19 августа 2011, 10:54:14
Да, вообще, как посмотреть со стороны на Китай, то оказывается, что эта страна сплошных ограничений. Ограничения на рождаемость, ограничения на переселение в города. Попробовали бы у нас в России ввести подобные ограничения на свободные поступки русских граждан. Я думаю, что у нас бы это неминуемо привело бы к гражданским войнам. Хотя, Китай и Россия находятся в разных экономических положениях, но некоторые китайские правила лично меня порой очень удивляют.
Тося 19 августа 2011, 05:17:56
Хорошая статья. Очень актуальная тема, которая требует незамедлительных решений. Спасибо автору!
Каверза 18 августа 2011, 15:32:47
Тридцать лет назад городское население Поднебесной едва составляло 18% от общего населения страны, а сейчас уже по разным оценкам его доля составляет от 48 до 55%. Что же тут удивительного? Через пару десятков лет будет еще не то!
Солдатов 18 августа 2011, 05:49:12
Да, действительно, процесс «Великого переселения народа» обеспечил стремительный рост промышленного производства и ВВП Китая. Но что же станет с опустевшими и покинутыми хозяевами землями дальше? Кто будет на них работать и кормить городских жителей, вот в чем интересный вопрос. Если все будут жить в городах, то что они там будут есть? Наверное, сплошные концентраты и сухой паек.
Михаил Карпов 17 августа 2011, 11:41:39
Ну, здесь я так скажу, что в свое время в Советском Союзе было сделано достаточно много ошибок. Зато теперь у других стран, в том числе и у Китая, есть прекрасная возможность учиться на этих ошибках и не повторять их. Если ума хватит, то Поднебесная так и сделает. Желаю всем удачи!!!
Макс Перлов 17 августа 2011, 09:49:32
Люди, скажите честно, ну кому из вас нравится пахать землю? Уверен, что таких желающих найдется может быть один человек на сотню. Зато все сидят в городских квартирах, уткнувшись носом в монитор, и сочувствуют селянам. Скажите, ну не смешно ли?
Елена Коновалова 17 августа 2011, 08:24:02
Очень интересная статья! Еще весьма интересен такой момент, а каким же образом в Китае процесс урбанизации проходит под тщательным контролем государственной власти. Мне здесь не совсем понятно, как этот процесс, вообще, может поддаваться какому-то контролю. Иметь возможность вернуться из города обратно в деревню - это хорошо. Но разве без помощи государственных властей этому будет кто-то противиться? Мне кажется, что даже совсем наоборот, этому будут только рады и будут этому всячески способствовать. Да, в деревне все намного проще и дешевле, но с городом, безусловно, ни одна деревня никогда не сравнится.
Кузьма 17 августа 2011, 03:28:11
Чего тут рассуждать, определенно надо что-то предпринимать, чтобы повышать уровень проживания в деревнях и селах. Вот на данный момент я соглашусь со многими комментаторами в том, что та обстановка, которая сейчас царит в маленьких городках, селах, деревнях, совсем не пригодна для нормальной и полноценной жизни. Сейчас там даже старикам уже не интересно, но им просто деваться некуда. А что тогда говорить о современной молодежи.
Бананов 16 августа 2011, 15:47:34
Не только в Китае такие проблемы. Сейчас почему-то все стремятся жить в столицах. Но для России эта проблема чревата тем, что все больше и больше китайцев переезжают к нам.
Василий 16 августа 2011, 13:57:30
Да, полностью согласен с автором статьи. Темпы урбанизации действительно просто поражают. И если на эту тему китайское правительство ничего не придумает, то скоро все будут проживать только в городах, а в результате этого может возникнуть много разных ненужных проблем. Такая ситуация не будет хороша ни для перенаселенных городов, ни для пустеющей сельской местности. Интересно все же, со стороны властей что-то предпринимается по этому поводу?
МарьИванна 16 августа 2011, 12:26:30
В этом нелегком вопросе огромное значение имеет возраст человека. Лично у нас вся семья со временем перебралась жить из города в поселок городского типа. Сами себе построили дом, есть земельный участок, сад, держим живность. Мои родители жили в деревне, я уехала в город, вышла замуж, и вот теперь, когда сама уже скоро бабушкой стану, перебралась обратно поближе к земле, на чистый воздух из этих городских коробок, под названием квартира. Но самое смешное, что мои дети рвутся в город, мол, что нам здесь возле свиней делать? Может и они с возрастом захотят жить не в шумном и пыльном городе а в селе, на свободе. Я очень на это надеюсь.
Глория 16 августа 2011, 10:22:15
Статья в целом, в общем-то интересная. Только вот что-то никак не могу понять значения самого заголовка статьи. "Великого переселения народа..." Фраза какая-то не законченная. Создается впечатление, что какого-то слова не хватает, но вот какого....
Городская 16 августа 2011, 03:49:09
Ну и правильно сделали, что из деревень перебрались в город. А что в деревне делать? Кто сейчас захочет коров пасти и хлеб сеять да убирать? Вот мы недавно ездили в гости в деревню, насмотрелась я на их житье, домой приехала и поняла, насколько я тут счастлива. Не, деревня чисто так, отдохнуть в выходные, не больше.

Написать комментарий (правила)

Имя

E-mail

Комментарий

Текст с картинки
Если вы не можете прочитать текст
на картинке - нажмите "обновить"

Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
новости партнеров
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
Яндекс цитирования    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005–2013
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–22970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.