ChinaPro — Деловой журнал про Китай
Александр Железняков: "Без России у Китая не было бы собственной ракетно-космической техники"
Интервью

Александр Железняков: "Без России у Китая не было бы собственной ракетно-космической техники"36

13.09.2010 05:31

Китай стремительно набирает обороты в космосе. Обойдет ли КНР Россию? Об этом в интервью ChinaPRO рассказал руководитель работ в области создания ракетно-космической техники, советник президента РКК "Энергия" Александр Железняков.



Стремительное развитие китайской экономики ведущие экономисты мира называют чудом. А можно ли чудом назвать развитие Китае в области космоса?

Я не стал бы называть чудом китайскую космонавтику. Да, сделано чрезвычайно много. Успехи налицо. Можно сказать, что в настоящее время Китай обладает практически всеми космическими технологиями, которые появились в мире за последние 50 лет. Ну, может быть, за исключением полетов к дальним планетам. И перспективы радужные. Однако не надо забывать, что на данном этапе китайская космонавтика осваивает технологии, которые в России и в США появились еще сорок лет назад. Причем тогда, в 1960-х, создание и освоение этих технологий шло более быстрыми темпами, чем сегодня в Китае. Правда, делается это все на совершенно новом, качественном уровне, с учетом развития науки и техники за эти годы.

Биография
Александр Железняков – руководитель работ в области создания ракетно-космической техники, советник президента РКК "Энергия", писатель, журналист. Родился 28 января 1957 г. в Ленинграде.

Окончил Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), инженер-физик (1980), член-корреспондент Российской академии космонавтики им.К.Э.Циолковского. С 1980 по 1981 гг. работал инженером в ленинградском НПО "Импульс". С 1983 по 1989 гг. работал в ленинградском НПО "Красная Заря" (начал с инженера, ушел из НПО в должности начальника отдела). С 1989 по 2001 гг. работал в ОКБ "Радуга" (от начальника отдела до и.о. ген. Директора). С 2001 года – советник директора – главного конструктора ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (Санкт-Петербург). С 2007 года – советник президента РКК "Энергия" (Королев, Московская область). Президент Фонда поддержки науки и образования (Санкт-Петербург).

Параллельно с основной работой занимается литературной деятельностью. Популяризатор достижений отечественной и мировой космонавтики. Автор 13 книг и нескольких сот статей. Член Федерации космонавтики России, Союза журналистов России, Международного союза журналистов, Союза писателей Санкт-Петербурга. Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (2007).

Тем не менее, о “китайском космическом чуде” можно будет говорить только тогда, когда появятся такие космические технологии, которых еще нет в других странах мира. Я даже не смогу назвать что-то конкретное. Мне кажется, что должно быть нечто необычное, невиданное.

Какие достижения Китая в области освоения космоса вы можете выделить?

Если же говорить о китайских достижениях в космонавтике, то это, прежде всего, пилотируемые полеты в космос. Китай стал третьей страной в мире, которая обладает возможностью отправлять людей в космос. Стоит также отметить и полет первого китайского лунника “Чанъэ-1”. Исследования Луны, которые были проведены с помощью его бортовой аппаратуры, позволили узнать много нового о нашем естественном спутнике.

Как Китаю удалось совершить столь стремительный рывок?

Успехи Китая родились не на пустом месте. Если вспомнить историю, то именно в Китае когда-то появились первые в мире ракеты. Простейшие по своей конструкции, развлекательные по своей сути. Но это были ракеты. Документальные источники утверждают, что уже в IX-X веках в Китае широко применялись так называемые “огненные стрелы” - прообраз современных фейерверков. Чуть позже их стали использовать в военных целях, прикрепляя к настоящим стрелам, повышая, тем самым, дальность их полета. Уже в XIII веке применение таких мини-ракет было зафиксировано в Европе. Потом они совершенствовались, возрастали в размерах и уверенно шествовали по планете. Правда, в основном, как средство поражения. Работы по ракетной тематике были продолжены и в ХХ веке, когда все человечество “устремилось в космос”.

Первый китайский спутник был запущен в 1970 г. За ним стартовали другие космические аппараты. То, что Китай в те годы не ввязался в космическую гонку, которую вели Советский Союз и США, вероятно, было правильным решением: конкурировать со сверхдержавами тогда было не возможно, а запускать спутники только ради престижа, смысла не имело. Но именно в те годы была заложена та база, которая и сделала возможным сегодняшние успехи Китая в космосе.

Вклад какой страны в развитие китайской космической программы наиболее значим?

Ответ на этот вопрос однозначен – без России у Китая не было бы собственной ракетно-космической техники. Еще в конце 1950-х, в момент самого тесного сближения двух наших стран, из Советского Союза в Китай были направлены некоторые образцы ракетной техники. Например, баллистические ракеты Р-2. Вместе с ними в Китай прибыли специалисты-ракетчики, которые учили своих китайских товарищей азам ракетостроения, помогали осваивать современные технологии. Первые китайские баллистические ракеты были точной копией советских ракет. Потом между нашими странами наступил “период разногласий”, когда сотрудничество в ракетной сфере, как и в других, было прервано. Но основа китайской ракетно-космической промышленности к тому времени уже была заложена и никуда не делась. Пусть и развивалась не столь быстро, как это было во “времена дружбы”. Вновь помощь России китайская космонавтика ощутила в 1990-е гг., когда возобновилось сотрудничество двух стран. Причем, теперь это было сотрудничество двух равноправных партнеров, а не старшего брата и младшего брата, как тридцатью годами раньше. Именно в те годы Китай закупил многие образцы космические техники, которые в силу ряда причин, в первую очередь, политического характера, оказались в России ненужными. В частности, были закуплены стыковочные узлы, спускаемый аппарат корабля “Союз” и многое другое. Все это было тщательно изучено и либо повторено “один в один”, либо использовано при создании китайского аналога. Да, Китай учился у России. Как, впрочем, и российские специалисты-ракетчики в свое время учились на немецких трофеях. И это нормально. Не надо изобретать велосипед, если есть возможность взглянуть на него у друга или соседа.

Сколько стоили Китаю образцы нашей техники в 1990-е?

Из-за того, что Россия испытывала тогда серьезные экономические трудности, стоимость сделки была минимальной. За уникальные технологии Китай заплатил несколько десятков миллионов долларов. Сегодня бы эти образцы обошлись бы на порядок дороже. Вообще, несмотря на то, что Китаю нужны и важны многие космические технологии, и он готов платить за них, это не означает, что он готов платить любые деньги. Даже за то, чему нет альтернативы. Как бы ни были заинтересованы китайцы в некоторых вещах, лишку переплачивать они не будут. И будут вести переговоры и год, и два, но заплатят столько, сколько это действительно стоит.

Анализируя китайскую космическую программу, какие ее элементы повторяют советскую (российскую)?

Основа китайской космонавтики была заложена Советским Союзом. Впрочем, как и основа атомной промышленности Китая, как и основа самолетостроения, танкостроения, и так далее, и тому подобное. В 1950-е советская сторона выдала мощный импульс для развития китайской науки и техники. Ну а уж воспользоваться этим ускорением пришлось самим китайцам.

Если говорить о китайской космической программе, то она в определенной степени повторяет тот путь, по которому уже прошли Россия и США. Это естественный путь развития. По нему пойдут и другие страны, которые захотят (и будут иметь возможность) заниматься космическими исследованиями. Поэтому нужно говорить не об отдельных элементах, а о программе в целом.

Но говорить о том, что без России Китай не смог бы похвастаться достижениями в космонавтике я бы не стал. Может быть, что-то произошло бы не так скоро, как это случилось на самом деле. Но произошло бы обязательно. Освоение космического пространства стало для человечества необходимым условием технического и научного прогресса. Поэтому все достижения естественны и необходимы. От этого никуда не деться. Ну а сроки – явление вторичное. Российско-китайское сотрудничество, несмотря на долгую историю, не может пока похвастаться какими-то существенными достижениями. Как, например, совместный полет или совместная разработка ракеты или спутника. Все еще впереди. На данном этапе можно говорить лишь об информационном и образовательном обмене, который существует и развивается между двумя странами. Да о планах, которых много, но которые пока не приобрели реальных и конкретных черт.

А этот обмен – дорога с односторонним движением? Или среди наших специалистов есть те, кто обучается в Китае?

Пока сотрудничество имеет явный перекос в сторону России, как более опытной и более мощной космической державы. Пока китайцы учатся у россиян тому, чем бы хотели владеть в будущем. Ну а россияне у китайцев могут, конечно, научиться, долготерпению. При создании космической техники, особенно в пилотируемых программах, это просто необходимо.

Насколько глубоко Россия может пускать Китай к своим разработкам?

Как человеку, давно и, надеюсь, хорошо знающего Китай, мне бы хотелось, чтобы российско-китайское сотрудничество в освоении космоса было бы гораздо шире и глубже, чем это происходит сейчас. Но нужно учитывать, что данный вопрос находится не только и не столько в компетенции специалистов, но и в руках политиков. А у них свои взгляды на многие вещи. Вероятнее всего, именно зависимость научно-технического сотрудничества от политических отношений и является главным просчетом. Хотя винить в этом только Россию я бы не стал.

Насколько глубоко можно пускать Китай к нашим космическим разработкам, сказать сложно. Однозначно отвечу, что к оборонным разработкам пускать нельзя. Даже к тем, которые были созданы десятки лет назад. К коммерческим космическим технологиям допуск должен быть ограничен. Если с их помощью возможно получение какой-либо экономической выгоды, то лучше получать эту выгоду самим, чем давать козырь в руки соперника, пусть даже дружественного.

Работали ли Вы с китайцами и какие впечатления остались?

В первой половине 1990-х годов, когда приходилось заниматься не только основной работой, но и мелким бизнесом, мне пришлось довольно плотно работать с китайскими партнерами. Если не ошибаюсь, из провинции Шэньси. Даже принимал участие в создании совместного предприятия “Радуга – Шочжоу” и на первых порах оказывал помощь в его функционировании.

Потом пришлось заняться другими делами, но впечатления от общения с китайцами остались самые приятные. Мне понравилась их целеустремленность, работоспособность, открытость. Правда, открытость до определенных пределов. Тем не менее, работать с ними было приятно и была бы возможность теперь участвовать в совместных проектах, я бы не преминул этим воспользоваться.

Насколько защищены наши космические технологии от воровства?

Говорить о воровстве российских космических технологий я не буду. Это вопрос компетентных органов, а не специалистов. Поэтому кого-то огульно обвинять я не хочу. Надеюсь, что российские космические технологии достаточно защищены от воровства. Особенно те, которые касаются вопросов национальной безопасности.

Если же говорить о заимствовании космических разработок, то это, конечно же, имеет место. Достаточно, например, взглянуть на космический корабль “Шэньчжоу”, внешний вид которого поразительно напоминает российский “Союз”.

Впрочем, заимствование – это не самое страшное. Если это используется во благо науки и человечества, а не во славу корыстных интересов отдельных лиц.

Чему Россия может поучиться у Китая? Безусловно, пока говорить о том, что Китай опередил Россию преждевременно. Тем не менее, возможно, есть что-то в китайском подходе к работе в области космоса, что заслуживает внимания.

Да, пока Россия опережает Китай. Опережает значительно. Например, в области пилотируемой космонавтики лет на 40. Но все может измениться в будущем и сегодняшний лидер может оказаться аутсайдером. Правда, если это случиться, то в очень отдаленном будущем. Называть какие-либо конкретные цифры я даже не решусь. Но, очень нескоро. Я думаю, что и Китаю потребуются сотни лет, чтобы подтянуться до общемирового уровня. Тем более, что сейчас в институтах преподают те люди, которые прошли хорошую стажировку в ведущих университетских центрах мира. Именно они заложат ту школу, которая будет готовить китайских специалистов в будущем.

Тема: Интервью
Люди: Александр Железняков


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
НОВОСТИ КИТАЯ      
Загрузка...


 
 
БЕЗ СЛОВ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Дом в огне
Дом в огне
Азиатские игры в Гуанчжоу
Азиатские игры в Гуанчжоу
Разный Китай
Разный Китай
Китайский гламур
Китайский гламур
комментарии
Yakut 5 мая 2012, 11:35:23
NE MOJETE VY RUSSKIE OTRITSATI CHTO VY PREZIRAETE VSEH KTO IZ AZII. JELEZNYAKOV TOJE NE ISKLYUCHNIE.
Ванятка 3 мая 2012, 18:46:12
Поддерживаю Железнякова и хочу добавить, что без России у Китая не было бы вообще ничего, не говоря уже о собственной ракетно-космической технике. Китай очень многим обязан и должен России, а точнее, когда-то бывшему Советскому Союзу. Но с его стороны, наверное, не принято быть благодарным, потому как этой благодарности никто не видит и не слышит. Впрочем, Россия к этому вполне уже привыкла.
Некитаец 11 октября 2010, 15:09:48
Интересный материал, только вот почему-то не испытываю особой радости от сотрудничества России и Китая в космических разработках, тем более как говорит автор они в основном выезжают на наших идеях. Скорее это вызывает опасения, Китай как обычно действует по схеме скопировать, предварительно украв или купив за бесценок, потом модернизировать и наконец выдавать за свое. Была аналогичная история с СУ-27, наши в лихие 90-е построили в Китае завод во выпуску военных самолетов, работали совместно, все наладили, потом их оттуда спровадили и теперь китайцы, немного усовершенствовав модель и начинив ее современной электроникой, имеют свой самолет еще лучше прежнего. Если Россия будет нормально финансировать космос и не разбазаривать наши разработки, думаю китайцы еще долго будут в роли догоняющих... Кстати, никто не скажет мне, почему мы в космос летаем, а например свой ЖК-дисплей сделать не можем, работы велись 20 лет и благополучно загнулись вместе со всей электронной промышленностью, китайцы же делают такие вещи на раз.
А.Б. Железняков 20 сентября 2010, 01:42:35
Спасибо всем, кто ознакомился с моими ответами на вопросы журнала ChinaPRO. Хотел бы ответить на те вопросы, которые возникли в ходе дискуссии читателей и относятся ко мне лично. Кафтанову. На последний вопрос, а именно "Чему Россия может поучиться у Китая?", я не ответил совершенно случайно. Но делаю это сейчас. Я бы поучился у китайцев долготерпению и трудолюбию. То, что сегодня делается в Китае, рассчитано на внуков и правнуков. И это заслуживает уважения. Любови Николаевне. Россия потратила в 2009 году на гражданский космос около 1,8 миллиарда долларов. В нынешнем году будет израсходовано около 2 миллиардов долларов. Я не могу сказать, что денег хватает, хотелось бы больше. Однако, тенденция последних лет (за пять лет расходы на космос в России возросли в 2,5 раза) позволяет надеяться на лучшее. Пока лишь на возвращение утраченных в 1990-е годы позиций и на некоторое развитие в области пилотируемой космонавтики. Ну а дальше посмотрим. Михаилу. Разрешите с Вами не согласиться: призыв к международному сотрудничеству - это не недостаток денег, а веление времени. Зачем создавать велосипед, если его уже изобрели другие? Зачем стремиться до последнего винтика копировать сделанное другими, когда можно построить тоже самое, но иными средствами? И еще. Китай повторяет в космосе не только российское. Очень многие вещи взяты у европейцев (телекоммуникационные спутники, спутники ДЗЗ, научно-исследовательские космические аппараты) и у американцев (наземная инфраструктура, навигационные спутники, метеорологические спутники). Пилотируемая программа действительно больше всего повторяет российскую (советскую). Но не копирует. В этом ее принципиальное отличие. Если у читателей возникнут другие вопросы, с удовольствием отвечу на них. Только прошу простить, не смогу сделать это оперативно. Когда будет время.
Pravda 19 сентября 2010, 12:40:07
Spasibo vam Marmon i Ya,za vashi rassujdeniya! Deistvitelno v semie bez urodov.Moi nenavist k Russkim srazu ischezlo,uznaya est taki zdravomyslyashie lyudi.Ya byl neprav.Zakon doljen byt vyshe vseh.Znayu ya,kogda s Russkimi priblijaeshsya bolshenstve vy ochen horoshie lyudi,bolee serdechnie,mojno polojitsya chto li,chem naprimer Amerikantsev.Dumayu chto dikii kapitalizm bez zakonov medlenno ubivaet takie Russkie otlichitelnie cherty,Ya dumayu.No vremya techet vse izmenyaetsya.Izvenite menya!
Я 17 сентября 2010, 16:33:21
Pravda полностью согласен с Мармоном. Вы думаете мы наши правоохранительные органы обожаем и любим? Это не так и не все Русские к Азиатам относятся плохо, а выродки типа скинхедов я думаю в каждой стране есть, правильно здесь сказали, в семье не без урода. У нас между прочим страна многонациональная, и Азиаты давным-давно уже перемешались со славянами, у меня мать узбечка а отец украинец, и я считаю это просто замечательно. И вообще тема этой статьи не об этом, так что пишите по существу!!!
Мармон 17 сентября 2010, 12:08:40
Pravda, искренне сочувствую вам, что попадали в такие ситуации. Но, поверьте, наши правоохранительные органы не особо разбираются в национальности, когда дело касается денег, если им нужно заработать. Поверьте, россиянам от них тоже сильно достается буквально ни за что.
Краснобрюхов 17 сентября 2010, 11:03:45
Слушайте, ну, а в принципе, по большому счету, не все ли равно, кто первый, а кто последний? Мне кажется, что здесь надо говорить не о первенстве и лидерстве, а о том, что в этой отрасли ВООБЩЕ ведутся какие-то исследования, а может быть и открытия. Пусть Россия начала осваивать космос вперед Китая. Да и что с того-то? В Китае тоже достаточно много умников, и кто знает, быть может уже в очень скором ближайшем будущем, Китай произведет какие-то открытия, о которых никто даже и не думал. Пусть сейчас ему активно помогает Россия. Но ведь не вечно же это будет. Придет время и Китай в космосе станет вполне самостоятельным.
Pravda 17 сентября 2010, 10:19:25
Lyuboznatelnaya vy uje doljny ponimat Ya jil i uchilsya v Moskve dovolno dolgo i ispytal na sobsvennoi shkure mnogo raz v tom chisle odin raz pochti do smerti kak byt Aziatom v Rossii.Nigde v mire menya nikogda ne tak nenavidel kak Russkii politseiskii kotoryi bil menya za to chto ya Aziat,vyprashivaya dengi! Vse Aziatskie narodnosti doljny eto znat.Seichas uje nachinaya iz Yujnoi Korei i Yaponii stali pisat o vas.Kitai eshe medlit,dolgo ne proderjitsya tak bezkonechno.
Любознательная 17 сентября 2010, 06:25:19
Pravda, а никто тут никого и не оскорбляет. По-моему, как раз это ВЫ очень сильно обозлены на россиян. Уж не знаю, по какому такому поводу, но всех грести под одну гребенку не стоит. В каждой семье (то есть у каждого народа) найдется уродец. А если вам что-то кажется, так перекреститесь. Вас никто не трогает. Кстати сказать, вы сами себя почему-то признаете бедными и слабыми. Ваши слова.
Бер 17 сентября 2010, 04:27:10
Ну, на данный момент у Китая нет тяжелых ракет, которые позволили бы ему достичь хотя бы той же самой Луны. Те ракеты, которые они используют сейчас, для орбитальных полетов, по сравнению с русскими и американскими обладают низкими характеристиками. Одно хорошо: китайцы очень оптимистичные люди, хотя и мы были оптимистичны отправляя Гагарина в космос. Короче говоря, у Китая в космическом плане по нашим меркам сейчас 1961 год.
Динамо 16 сентября 2010, 19:39:11
Да. Сейчас нет времени искать ссылку, по радио слышал, как один из наших космонавтов хвалил их ракету. Он честно сказал, что ракета по сути наша, но сильно модернизирована и превосходит нашу. По поводу всей нашей космической программы говорить не буду, не специалист, но могу рассказать, как делаются солнечные батареи для спутников - это позорище. Купленную у немцев технологию не могут до ума довести, а причина одна - низкие зар. платы, поэтому специалистов нет. Не думаю, что в других областях иная картина.
Эмо 16 сентября 2010, 17:58:35
Да это и не новость, у Китая с экологией везде не очень хорошо.
Эдик 16 сентября 2010, 17:48:46
Китайцы уже и до космоса добрались. Свою территорию зага… (экология в плачевном состоянии) Так уже и там все замусорили. По статистическим данным порядка сорока процентов космического хлама принадлежит Китаю, на втором месте американцы двадцать семь процентов, ну а потом уж мы, которые и замыкаем тройку лидеров. А на все остальные страны приходится только семь процентов.
Любопытный 16 сентября 2010, 16:21:47
Если захотят русские и дальше космос развивать, то надо хотя бы не разбазарить то, что осталось, а тем более китайцам
Хех 16 сентября 2010, 11:57:13
Нет, мне нравится, что они еще размышляют на тему, а насколько же глубоко можно пускать Китай к нашим космическим разработкам… Да, никуда китайцев пускать нельзя! Ни к оборонным, ни к мирным разработкам. А то потом сами от них заплачем.
Pravda 16 сентября 2010, 11:37:54
Lyuboznatelnaya ! Ne izvenitis.Ya ne Gruzin.Tak chto prodoljaete oskorblyat Kitai kak i vse potomu chto my bedny i slaby.Prodoljaete grabit i ubivat v tom chisle svoih je Aziatov v Moskve.Azia tochno ne Gruzia ili Ukraina kotorye tak zabyvchevi.
Любознательная 16 сентября 2010, 10:15:58
Для Pravda: кое-как разобрала ваш комментарий, но все же дочитала до конца. Вообще, очень похоже на угрозу российским жителям. Только с чего же вы взяли, что Китай слаб? Я, например, считаю, что даже совсем наоборот. При кажущейся кому-то слабости, Китай - это достаточно сильная страна. Может космосом и занялась позже всех, но достигла уже многого. Такими темпами может и в космосе стать лидером. А то, что китайцы копируют много, так это, действительно, правда, извините, за каламбур. Ну, уж в этом россияне не виноваты. Это уж вы сами.
16 сентября 2010, 08:04:33
Правда, что за бред вы здесь написали? Кто, кого и где убивает-то? !У вас что ли нет убийств среди своих?! Помолчали бы уж про это!
Pravda 15 сентября 2010, 13:52:15
U uspeha mnogo roditelei! Uje ne sekret,myagko govorya Russkie smotryat svysoka Aziyu.Posmotrev chto vy Russkie pisali eto vsem ponyatno.Eto vashi dela tovarishi esli eto dayut vam udovletvoreniya.No v Moskve bit,grabit i ubivat sobstennyh je grajdan iz Sibiri i Centralnoi Azii ,pozyvaya ih Chukchami durakami uje ne tolko vashi dela.Bogotvorite vy Gruzin,Armyan eto vashi dela.No ne zabyvaete Azia dolgo budet vspominat kak vy Russkie otnosilis k Aziyu.A istoricheskii 200 let eto tolko mig i Kitai ne budet vsegda slabym chto vse ih dostijeniya grabili vy Russkie.

Написать комментарий (правила)

Имя

E-mail

Комментарий

Текст с картинки
Если вы не можете прочитать текст
на картинке - нажмите "обновить"


Постоянный адрес материала: http://www.chinapro.ru/rubrics/5/4919/