www.chinapro.ru / / Неизвестная революция
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Неизвестная революция28

31.10.2011 05:32

Нынешний 2011 г. богат в Китае на памятные исторические даты. В июле широко и торжественно праздновалось 90-летие основания правящей Коммунистической партии Китая (КПК). В октябре исполнилось сто лет с начала Синьхайской революции.



Сто лет, даже в масштабах истории Китая, – срок немалый. За эти годы страна сильно изменилась, но современность многими нитями неразрывно связана с прошлым. Именно поэтому мне захотелось привлечь внимание читателей к теме Синьхайской революции.

Для тех, кто не очень сведущ в истории Китая, позволю себе дать краткую историческую справку. Началом Синьхайской революции стало вспыхнувшее 10 октября 1911 г. в Учане (провинция Хубэй) восстание против власти, правившей Китаем с 1644 г. – маньчжурской династии Цин. Попытки цинского двора силой подавить его успехом не увенчались. Наоборот, Учанское восстание вызвало в стране цепную реакцию. Менее чем через два месяца 14 из существовавших тогда 18 китайских провинций объявили о своей "независимости" от правительства в Пекине и фактически присоединились к восставшим. 1 января 1912 г. в Нанкине была официально провозглашена Китайская Республика, а 12 февраля регентша, вдовствующая императрица Лунъюй от имени малолетнего императора Пу И издала акт об отречении. Более чем двухтысячелетняя история императорского Китая закончилась, началась новая историческая эпоха.

Предреволюционные годы, сама революция, а также последующее десятилетие являются захватывающе интересным и уникальным в своем роде периодом китайской истории. Он был наполнен острейшей политической борьбой между новым и старым, жаркими идеологическими спорами о путях возрождения Китая, вместил в себя бурный поток событий: войны, восстания, интервенцию иностранных держав, дворцовые перевороты, крутые изменения политического курса и быстрое развитие национального предпринимательства. В эти годы исторического перелома появилась и активно действовала целая плеяда крупных и незаурядных политиков, революционеров, публицистов, мыслителей, многие из которых, хотя и находились по разные стороны баррикад, но оставили свой след в истории, а их идейное и духовное наследие не утратило своей актуальности вплоть до сегодняшнего дня.

Безусловно, что, пожалуй, самой яркой фигурой среди них является Сунь Ятсен, который по праву считается "отцом Китайской республики". В настоящее время в России слова "революция", "революционер" воспринимаются многими, в общем-то, негативно. Так вот Сунь Ятсена с полным основанием можно отнести к числу даже не просто революционеров, а, вернее сказать, пламенных революционеров в самом лучшем значении этого слова. Большую часть своей жизни он посвятил бескомпромиссной борьбе с цинской монархией за установление республики. Начиная с 1895 г. и по 1911 г. Сунь Ятсен и его сторонники предприняли 10 попыток поднять вооруженные антиманьчжурские восстания. Конечно, они не были бескровными. В нескольких из них Сунь Ятсен принимал личное участие, шел под пулями и рисковал собственной жизнью.

Известие о восстании в Учане застало его в США, откуда он через Европу возвратился в Китай. 25 декабря 1911 г. Сунь Ятсена восторженно встречают в Шанхае, а еще через несколько дней представители восставших провинций выбирают его на пост временного Президента Китайской республики. Что там ни говори, но для недавнего политэмигранта и гонимого изгнанника это был просто фантастический карьерный взлет. Однако для людей идеи, имеющих твердые моральные принципы, а Сунь Ятсен принадлежал именно к этому редкому типу, власть сама по себе и ее внешние атрибуты никогда не были самоцелью. Сразу же после отречения цинской династии Сунь Ятсен официально заявляет о своей готовности передать президентские полномочия Юань Шикаю и способствовать тем самым предотвращению гражданской войны и установлению спокойствия в стране. Президент свое слово сдержал, и 1 апреля 1912 г. он добровольно уходит в отставку. Согласитесь, что такой шаг многое говорит о человеке.

И еще один штрих. Выше уже упоминалось, что Синьхайской революции предшествовал целый ряд неудачных восстаний. Конечно, после победы легко можно было бы поддаться чувству мести и попытаться свести счеты с поверженными врагами. Однако этого не произошло. Более того, за отрекшимся императором были сохранены его титул и имущество. Он продолжал жить в императорском дворце и получал денежную субсидию от республиканского правительства. Как аналогичный вопрос был решен в России, читатели, конечно же, знают.

За короткое время пребывания в должности президента Сунь Ятсен успел немало сделать. Были приняты указы о запрете применения пыток при допросах, освобождены люди, проданные в долговое рабство, запрещено курение опиума, введен запрет на варварский обычай бинтовать девочкам ноги… Начали приниматься шаги по поддержке национальной промышленности, развитию образования. Но самое главное – была принята временная Конституция Китайской республики. Ее базовыми принципами были суверенитет народа и разделение властей. Конституция провозглашала равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповедания, давала гарантии свободы предпринимательства и защиты частной собственности. Предполагалось, что Китай должен стать парламентско-президентской республикой с правительством, ответственным перед Национальным собранием. Конечно, авторов Конституции можно упрекнуть в некотором прекраснодушии, утопизме, отрыве от реальных условий жизни Китая того времени. Отчасти это верно, но, тем не менее, Конституция 1912 г. была первой практической попыткой создать действующие демократические институты и современную политическую систему. Через сто лет задачи политической реформы по-прежнему остро стоят перед Китаем и настоятельно требуют своего решения.

Говоря о Синьхайской революции, нельзя не коснуться и такой темы, как идеология китайских революционеров. В ее основе лежали выдвинутые Сунь Ятсеном "три народных принципа": национализм, народовластие и народное благоденствие. Сам Сунь Ятсен понимал под ними, во-первых, свержение власти маньчжурской династии, избавление Китая от кабальных и неравноправных договоров с иностранными державами; во-вторых, создание и упрочение демократической республики; в-третьих, проведение радикальной аграрной реформы ("каждому пахарю – свое поле"), а также осуществление глубокого обновления как экономики, так и социального уклада жизни общества.

Три народных принципа сыграли исключительно важную роль в истории современного Китая. К ним в разное время обращались разные политические силы. В конце 30-х годов 20 века в условиях антияпонской войны Мао Цзэдун выдвигает т-н. концепцию "новой демократии", важнейшей составной частью которой были три народных принципа. Насколько Мао был искренен при этом – большой вопрос, но анализируя ход политической борьбы за власть в Китае после окончания Второй мировой войны, нельзя не признать, что обращение вождя китайских коммунистов к теоретическому наследию Сунь Ятсена стало одной из основных причин, приведших к победе КПК над режимом Чан Кайши, поскольку позволило коммунистам получить поддержку значительных слоев национальной буржуазии и зажиточного крестьянства. Да и в первые годы после образования КНР политика «новой демократии» помогла быстро осуществить восстановление разрушенной экономики страны. Правда, после этого Мао Цзэдун предпочел отказаться от нее и взял курс на форсирование социалистических преобразований. Кончилось это "большим скачком" и "культурной революцией".

Сейчас о трех народных принципах в Китае как-то избегают говорить. Характерно, что даже в речи, посвященной юбилею Синьхайской революции, нынешней генсек КПК Ху Цзиньтао обошел их молчанием. Однако суть дела от этого не меняется, и думается, что для решения стоящих перед Китаем колоссальных задач и проблем социально-экономического развития руководству страны вновь придется обратиться к идейному наследию Сунь Ятсена и Синьхайской революции.


НОВОСТИ КИТАЯ      



 
 
БЕЗ СЛОВ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Дом в огне
Дом в огне
Азиатские игры в Гуанчжоу
Азиатские игры в Гуанчжоу
Разный Китай
Разный Китай
Китайский гламур
Китайский гламур
комментарии
Кулибин 28 ноября 2011, 23:54:51
Очень интересно и грамотно написано. Сергея Цыплакова всегда очень полезно почитать. Спасибо!
Анатоль 7 ноября 2011, 08:59:47
Мне кажется, что именно благодаря идеологии китайских революционеров, и случилось все то, что случилось. К сожалению, до современных дней эта идеология так и не дошла, и сейчас о ней остается лишь вспоминать. Все стало другим.
Дина 7 ноября 2011, 06:44:21
"Были приняты указы о запрете применения пыток при допросах, освобождены люди, проданные в долговое рабство, запрещено курение опиума, введен запрет на варварский обычай бинтовать девочкам ноги…" Брррр, какие ужасные законы применялись в Китае. Молодец, Сунь Ятсен, что сумел их отменить. Однако, все же некоторые дикости в Китае еще существуют.
Марат Козей 5 ноября 2011, 19:56:53
Хм... Весьма занятно было прочитать вашу статью. Однако, хочется заметить, что все три народных принципа Китая: национализм, народовластие и народное благоденствие не совсем можно отнести к этой стране. По крайней мере, если это и было, то действительно очень не долго, на время правления одного политика. А как только он "ушел", эти принципы перестали работать. Вот и сейчас о них пытаются умолчать. Все верно, ну кто же даст хотя бы ту же власть народу? Любой мало-мальски соображающий политик, стоящий у руля, не станет так рисковать своим положением и возможностью. иначе, тут же будет сброшен с пьедестала.
Ляля 5 ноября 2011, 07:19:05
Первый раз узнала о таких вот трех китайских народных принципах. Соглашусь, что Китаю есть, чем гордиться.
Прокл 4 ноября 2011, 23:15:37
Что вы привязались к этому подражать китайскому опыту или не подражать. Кто вас заставляет это делать? Хотя бы просто посмотрите и прислушайтесь к тому, что делают другие страны, а потом уже будете думать, обезьянничать или нет, раз своего ничего придумать не можете.
Гусева 4 ноября 2011, 10:51:56
Все что касается политики и революции, особенно, если это о Китае, это отдельная и очень интересная тема. Только мне тоже не понятны те люди, которые хотят подражать китайскому опыту.
Эдуард 4 ноября 2011, 07:05:26
Уважаемый Сергей! Читаю ваши выпуски статей регулярно, очень нравится как вы пишете (хоть в последнее время, это стало реже), темы у вас всегда разнообразные и очень интересные. На этот раз вам захотелось привлечь внимание читателей к теме Синьхайской революции и вам это вполне удалось. Читал с большим удовольствием за что вам огромное спасибо! Всего хорошего!
Артем Иваныч 3 ноября 2011, 14:06:27
Петр, уважаемый, а почему мы, россияне, должны перенимать опыт Китая? Вы на самом деле считаете его настолько хорошим, что стоит одевать эту узкую китайскую рубашку на свои российские широкие плечи? Я с вами в корне не согласен! Вот все говорят, ах, Китай, ах, Молодец, вот у него надо поучиться. А чему учиться-то? Что в Китае до сих пор добрая треть, если не половина жителей малообразованная? Что крестьяне живут впроглодь и бегут работать в города или даже куда заграницу за настоящие гроши, которые они у себя заработать не могут, потому что их количество зашкаливает за все нормы, и хороших рабочих мест на всех не хватает? Лично я такого опыта для России не хочу. Мы изначально шли своей дорогой, опыт которой перенимали у нас, а не мы у кого-то. Что ни говорите, а у России своих мозгов для успеха предостаточно и нечего смотреть на китайскую сторону.
Воркута 3 ноября 2011, 01:40:08
А ведь и на самом деле, просто потрясающий и поистине фантастический опыт карьерного взлета недавнего политэмигранта и гонимого изгнанника. Кстати сказать, такое в жизни совсем не часто встречается, а особенно в политике. В этой сфере, если уже однажды получил одно клеймо, так с ним и остаешься на всю жизнь до самой смерти.
Саша 2 ноября 2011, 23:45:10
Уважаемый Сергей, большое вам спасибо за такую интересную и подробную статью!
Артур 2 ноября 2011, 22:38:30
А мне так кажется, что к идейному наследию Сунь Ятсена и Синьхайской революции китайскому руководству по-хорошему лучше бы обращаться как можно чаще. В разное время применение старых правил дает разный эффект, но как мы можем наблюдать, этот эффект всегда дает очень положительный результат. Вообще, Китай, как мне удалось заметить, - это страна больших и очень неожиданных экспериментов, поэтому здесь одним больше, одним меньше, кто-то удивится, а кто-то уже и не очень, потому что Поднебесной удивлять других своими нестандартными решениями текущих и достаточно глобальных проблем, уже, как говорится, не в первой.
Голубок 2 ноября 2011, 08:39:41
В Китае до сих пор правит Коммунистическая партия. Потрясающе!
Тая 2 ноября 2011, 06:46:10
Да, действительно, как же сейчас без идеологии обойтись? Как ни крути, а для того, чтобы иметь какой-то свой конкретный образ, свое лицо, так сказать, необходимо соблюдать идейные принципы. Только не все к этому стремятся. Почему-то.
Юрий 1 ноября 2011, 18:54:10
Спасибо за историю. Это как раз то, чего России не хватает. Только очень уж страшно для современных либерастов всех мастей слово "национализм" (даже слово "народовластие" перед ним меркнет). Поэтому они как всегда все изгадят и вывернут смысл наизнанку. Хотя по большому счету великолепное понятие. Ну, не "нацизм" же это, в самом деле. Еще раз спасибо за науку.
Татьяна Хольц 1 ноября 2011, 16:00:50
Как не крути, а без идеологии не обойтись, именно принципы способны призвать толпы людей к действию. Российская действительность такова, что все существующие принципы растеряли свой авторитет, поэтому социальная деградация не удивительна. Может и не так плох коммунизм, как кажется.
Татьяна 1 ноября 2011, 13:17:18
А я вот задумалась, а так ли уж важна искренность при принятии какого-то важного решения и зачем на это, вообще, внимание обращать? Мне кажется, что это не суть как важно, а важен сам результат задуманного. Если он удачный, то тогда какая разница, какими действиями он был добыт. Главное, что получилось именно то, что хотелось и на благо народа, по-моему, вот что здесь главное.
Воропай 1 ноября 2011, 11:20:17
Почему неизвестная революция? В некоторых кругах настолько известная, что о ней даже не хотят упоминать.
Лирик 1 ноября 2011, 09:36:13
Зачастую случается именно так, что хорошие люди либо мало живут, либо по какой-то другой причине не очень долго имеют возможность творить те добрые и благородные дела, на которые они способны. Как жаль, что вот такой добрый, позитивный и благородный потенциал, который хранится у таких людей внутри, не всегда имеет возможность реализоваться на всю катушку, на свою мощь, до конца на все сто процентов. Но даже та маленькая толика, которой удается вырваться наружу может без конца много лет из года в год радовать людей и навсегда остается в их памяти. Разве ради этого не стоит жить?
МарьИванна 1 ноября 2011, 03:29:42
А у нас как-то тоже был очень знаменательный год, когда мы всем семейством отмечали сплошные юбилеи. Мне исполнилось 35, сыну 10 лет, моей маме 60, бабуле 85, а племяннице всего годик. Китай тут, конечно, не причем. Просто вспомнилось.

Написать комментарий (правила)

Имя

E-mail

Комментарий

Текст с картинки
Если вы не можете прочитать текст
на картинке - нажмите "обновить"

Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
новости партнеров
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
Яндекс цитирования    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005–2013
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–22970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.