www.chinapro.ru / Интервью / Андрей Романенко: “У нас нет конкурентов”
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)
Андрей Романенко: “У нас нет конкурентов”
Интервью

Андрей Романенко: “У нас нет конкурентов”22

Елена Орлова 06.09.2010 05:30

На китайский рынок компания ОСМП вышла в 2008 году, а уже через год, в самый разгар кризиса, увеличила свои обороты в Китае в три раза. Через некоторое время именно этот рынок может стать самым прибыльным для компании, уверен ее президент Андрей Романенко. В Поднебесной ОСМП обосновалась всерьез и надолго, здесь у нее нет конкурентов, и в ближайшее время они вряд ли появятся, говорит президент компании. В интервью ChinaPRO Андрей Романенко рассказал, почему он не боится пиратской продукции, а также развеял миф о китайской специфике.



В любом китайском городе десятки терминалов по приему моментальных платежей. Они установлены в офисных зданиях, торговых центрах, жилых домах… Между тем это не остановило вас от того, чтобы начать бизнес в Китае. Откуда такая уверенность в своих силах?

Просто у нас нет конкурентов.

По итогам 2009 года компания “Объединенная система моментальных платежей” (ОСМП) стала безоговорочным лидером российского рынка моментальных платежей. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, ОСМП принадлежит 49%. За пять лет (компания была основана в 2004 году) было установлено более 150 000 терминалов по приему моментальных платежей по всему миру, из них 100 000 – в России. По данным ОСМП, ее суммарный оборот в 2009 году составил 10,8 млрд евро, через терминалы прошло более 3,69 млрд платежей. Компания работает в 13 странах, в Китае – с 2008 года.

В Китае и нет конкурентов?

Все дело в том, что оплата услуг практически через все существующие терминалы производится посредством банковских карт. А через наши – наличными. Вот в этом-то и заключается вся соль. Вообще, “карточный” бизнес пошел из США, и все почему-то думают, что Америка – это страна, в которой все расплачиваются карточками. Никто не задается вопросом, почему тогда почти на каждом шагу там установлены банкоматы для снятия наличности. Вплоть до того, что в каждом третьем туалете стоят мини-банкоматы, в которых можно снять деньги. Когда мы обратили на это внимание, то заказали исследование в 16 странах, чтобы выяснить, как люди предпочитают платить. Выяснилось, что если чек составляет до $100, то около 85% платежей в мире делается наличными. Поскольку у нас максимально ожидаемый (и вообще возможный) платеж по всей сети до не превышает $100, соответственно 85% потребителей для оплаты тех или иных услуг предпочтут наши терминалы. И вообще сами посудите, разве удобно расплачиваться карточкой за чек всего в пару долларов? И Китай здесь не исключение.

А каков средний чек в Китае?

Примерно $2,5.

Немного...

В России у нас сейчас немногим больше, всего $3, а когда только начинали, было $2.

Давайте вернемся к истокам. Когда и почему вы приняли решение выйти на китайский рынок?

Китай – одна из самых динамично развивающихся стран. Естественно, мы не могли обойти его стороной. Весь бизнес ОСМП начинался в 2003 году, в 2004-м мы установили первые терминалы. Уже в конце 2005 года нам стало понятно, что в России мы будем развиваться и что нужно идти в страны СНГ, а затем и в более дальнее зарубежье. Надо работать на перспективу. И первой страной, куда мы поехали после СНГ, стал Китай, поскольку это единственное государство в мире, где проживает такое количество населения, а значит, и наш бизнес там будет на 100%. Причем в перспективе, через некоторое время он станет гораздо более прибыльным, чем российский. Хотя бы потому, что оплата через терминал и для клиента, и для оператора наиболее удобна. Так, клиент получает возможность оплачивать услуги в любой день недели 24 часа в сутки, к тому же сохраняется полная конфиденциальность. В Китае сейчас самая популярная форма пополнения счета – через офисы продаж сотовых операторов. Клиенту нужно всего лишь вписать номер телефона и указать любую сумму. Как оказалось на практике, человек не хочет кому-то другому доверять свой номер телефона, терминалы моментальной оплаты позволяют этого избежать. А преимущества поставщиков услуг, в основном сотовых операторов и интернет-провайдеров состоят в том, что терминалы моментальной оплаты помогают им экономить как минимум на расходах по логистике и на зарплате кассирам. Когда операторы начинают это осознают, они сами начинают “подогревать” интерес клиентов к услуге, избавляя нас от затрат на рекламу.

Когда в Китае был установлен первый ваш терминал? И сколько времени ушло на start-up?

В феврале 2009 года мы установили первый киоск. На start-up у нас ушло, наверное, месяцев девять. Самым сложным было договориться с операторами сотовой связи.

А как вообще удалось с ними договориться? Известно ведь, что сотовые операторы в Китае более чем на 50% принадлежат государству.

Какая разница – государственная компания или нет? Везде работает наемный менеджмент. Главная задача любого оператора – развитие абонентской базы и предоставление качественного сервиса. Если наше предложение дает возможность заработать, естественно, с нами будут сотрудничать. Даже если с первого раза договориться о встрече не удается, то получается с десятого. Мы звоним по телефону, отправляем предложения по почте, по факсу, объясняем, в чем заключаются наши преимущества. О взаимовыгодных условиях сотрудничества всегда удается договориться. В Китае, как и везде, действуют законы рынка. Просто с китайцами приходится общаться немного дольше, чем с европейцами, поэтому, работая с Китаем, надо запастись терпением. Сейчас у нас более 300 терминалов в различных городах: Пекине, Харбине, Чаньчуне, Шицзячжцане. Мы принимаем оплату в пользу “большой тройки операторов” – China Mobile, China Unicom, China Telecom. Кроме того, через наши терминалы клиенты могут пополнять счета в Skype, приобретать электронные деньги, оплачивать интернет-сервисы, производить коммунальные платежи. Недавно мы договорились с China Mobile о том, что в Пекине в их офисах продаж мы поставим 10-15 своих терминалов. Понятно, что сразу завоевать весь Китай мы не стремимся – сперва нужно посмотреть, сработает или нет продвигаемая нами бизнес-модель. Установив терминалы в офисах, мы быстрее сделаем свою услугу доступной и понятной. Клиент, познакомившись с терминалом в офисах продаж своего оператора, в следующий раз, увидев такой же терминал уже в городе, скорее всего, воспользуется именно им.

В Китае вы получаете комиссию от проведенных через терминалы операций?

Да. Как и во всем мире, китайские операторы, а также интернет-провайдеры и компании, доступ к услугам которых мы предоставляем через терминалы, платят нам процент. В Китае средняя нижняя комиссия выше, чем в России – 3% (в России – 2%).

Сейчас в России основные доходы у вас приходятся на продажу рекламы, а в Китае у вас много рекламодателей?

Пока еще рано говорить о рекламе в Китае. Для рекламодателей 300 терминалов – это ничто. Когда будет 5000 киосков, можно приходить к крупным игрокам. С репутацией, которая сложилась у нас в России, мы сможем обратиться к тем рекламодателям, с которыми уже сотрудничаем, и предложить им размещение на новом рынке – в Китае. В России, чтобы реклама заработала, нам потребовалось четыре года, и сейчас уже 80% наших доходов приходится на рекламу. Перспективы огромны и в Китае, поскольку один киоск моментальной оплаты – это шесть рекламных мест. К примеру, оплачивая услуги сотовой связи, клиент сперва выбирает назначение платежа – сотовую связь, затем выбирает провайдера, вводит номер телефона, подтверждает его, отдает деньги, а потом получаете чек. Итого – шесть шагов, шесть экранов, шесть рекламных мест.

Как строится работа с наличностью в Китае? Какие-то лицензии приходилось оформлять?

Никаких лицензий для работы с наличностью в Китае не требуются. Деньги накапливаются в терминале, потом их инкассируют и начисляют в конце месяца на расчетный счет. Инкассацией занимаются наши сотрудники или профессиональные компании, специализирующиеся на данном виде деятельности компании. Зависит от рентабельности.

Кто работает в вашем китайском офисе?

В Китае должны работать китайцы, потому что они лучше знают свой рынок, быстрее находят контакт со своими согражданами, лучше ориентируются в ситуации, понимают подход и логику общения. Все-таки наш менталитет отличается от китайского.

И какой же он, китайский менталитет?

Все хотят казаться умными. И очень любят людей, которые носят очки, считая, что это показатель ума. Приходится людям объяснять, что это не всегда так.

Берете в команду исключительно людей с хорошим зрением?
(Смеется.) На самом деле научить специфике бизнеса можно любого вменяемого менеджера за две недели. Все наши сотрудники проходят стажировку в нашей школе в Казахстане. Преподавание ведется на русском языке, через переводчика. Наши специалисты, дают менеджерам понимание бизнес-модели, объясняют, что такое терминалы, в чем их преимущества по сравнению с другими способами оплаты. Сейчас в Китае у нас работает 45 сотрудников. Руководит работой русский куратор со знанием китайского и английского языков.

В России многие уверены, что Китай – рынок специфичен. Сильная конкуренция, отличная от европейской бизнес-модель, запреты… А как в действительности обстоит дело?

На самом деле никаких сложностей и ограничений в Китае нет. Достаточно зарегистрировать компанию, снять офис и можно начинать бизнес.

И еще надо инвестировать миллионы долларов в start-up…

Не обязательно. У нас инвестиции оказались значительно меньше запланированных. Ведь по сути в Китае мы не “изобретаем велосипед с нуля”, мы масштабируем уже существующий работающий бизнес, доказавшую свою перспективность бизнес-модель. А в создании этого бизнеса мы вложили средства значительно больше раньше.

$5 млн за первый год – это не малая сумма. Такие цифры звучали в 2008 году…

Я не хотел бы говорить о суммах. Пока объем инвестиций останется нашим коммерческим секретом. Показатели прибыли мы начнем публиковать со следующего года.

Почему?

Оценку эффективности работы давать пока рано. По нашей практике инвестиции в страну окупаются за три-пять лет. За три года можно выйти в операционный ноль, а через пять лет все вернуть и начать зарабатывать нормальные деньги. Но уже сейчас мы понимаем, что бизнес-модель в Китае работает. Прибыль будет. Именно поэтому уже в сентябре мы планируем провести большую конференцию, на которой мы соберем наших партнеров со всего мира. На таких конференциях мы обычно рассказываем о новых странах, в которых мы начали бизнес. В этом году мы презентуем проект в Китае. На конференции мы покажем выручку и обороты, покажем весь кейс, чтобы люди ехали развиваться в Китай. Например, один наш активный клиент из ЮАР уже регистрирует компанию в КНР, он собирается осваивать местный рынок. Думаю, после сентябрьской конференции нечнется активный рост нашего бизнеса в Китае. И уже в следующем году у нас будет там 100-200 агентов.

Считается, что китайцы – мастера копирования. Не боитесь, что со временем китайцы скопируют ваш продукт и вытеснят вас со своего рынка?

Мы не боимся копирования. Наши терминалы производятся на фабрике в Китае. Ну, купит кто-нибудь киоск, раскроит его, а дальше-то что? Наша ценность в софте. Можно сделать похожие платежные киоски, можно скопировать интерфейс, но, для того, чтобы создать аналогичное программное обеспечение, потребуется значительные финансовые, трудовые и главное временные вложения. У нас сейчас во всех офисах по всему миру работает 400 программистов. Начинали мы с пяти. Если бы были специалисты, я бы с радостью взял еще 400 человек. Но их просто нет. А еще у нас уже достаточно большой запас времени: этим бизнесом мы занимаемся уже семь лет. За это время мы напрограммировали терабайты кода, создали множество разных программных продуктов. Скажем, если раньше информацию можно было держать на одном сервере, теперь, чтобы система работала, нужны десятки серверов. Если раньше было достаточно одного системного администратора и одного разработчика, теперь их нужно несколько десятков, потому что люди меняются, они могут заболеть, а бизнес должен развиваться. Мы ежегодно вкладываем десятки миллионов долларов в IT, в серверы, в дисковые массивы... Соответственно скопировать бизнес становится все сложнее и сложнее. Чтобы сделать хороший проект нужно, как минимум, $200 млн. Кроме того, пока люди будут повторять то, что мы сделали за четыре года, мы уйдем далеко вперед.

Для китайского рынка как-то приходится модифицировать терминалы?

Нет. У нас в терминалах для всех стран используется один софт. Он работает под брендом QIWI. Внутри вшиты любые языки мира. Так что даже не приходится значительно переделывать интерфейс. Хотя, безусловно, в каждой стране мы проводим исследования предпочтений потребителей и адаптируем интерфейс под потребности каждой страны.

Ваш оборот в России по итогам 2009 года превысил $10 млрд, в Китае едва достиг $2,64 млн. Когда китайский рынок вырастет до российских объемов?

Сейчас Китай находится на уровне России 2005 года. Значит, через два-три года начнется хорошая динамика. Тогда темпы годового роста смогут достигнуть сотни, возможно даже тысячи раз, вот только тогда мы сможем приблизиться к российским объемам.

Ваш совет тем, кто планирует начать бизнес в Китае?

Не искать легких путей, они давно пройдены. В наше время необходимо изобретать, придумывать и находить новое.

По материалам делового издания "Вестник Китая"

Тема: Интервью, бизнес в Китае, иностранные компании на рынке Китая, пластиковые карты
Компании: ОСМП
Люди: Андрей Романенко
Страны: Россия


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
НОВОСТИ КИТАЯ      


 
 
БЕЗ СЛОВ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Дом в огне
Дом в огне
Азиатские игры в Гуанчжоу
Азиатские игры в Гуанчжоу
Разный Китай
Разный Китай
Китайский гламур
Китайский гламур
комментарии
Юкка 29 июня 2014, 04:40:26
В 2010 годы вы утверждали, что "...Китай находится на уровне России 2005 года. Значит, через два-три года начнется хорошая динамика. Тогда темпы годового роста смогут достигнуть сотни, возможно даже тысячи раз, вот только тогда мы сможем приблизиться к российским объемам". А что вы можете сказать на данный момент времени, когда прошло уже почти 4 года?
Баранович 27 июня 2014, 00:34:11
Через год и такие результаты? Круто!
Виктор 25 июня 2014, 12:17:20
Раньше конкуренции не было, но сейчас так уже не скажешь.
Липуть 24 июня 2014, 17:16:10
Да, соглашусь, в наше время необходимо изобретать, придумывать и находить новое. Пусть это нелегко, но очень эффективно!
Влад 23 июня 2014, 13:59:45
Отличная тема!
18 января 2012, 00:02:59
Да это киви деньги ворует только так, бац и заблокировали кошелек
Индир 10 сентября 2010, 16:15:34
А вот рекламу-то зря игнорируют. Ведь как известно во всем мире, главное правило хорошего бизнеса - это правильная и громкая реклама. Говорят же, что реклама - это двигатель торговли. Нужно не поскупиться и заказать хорошую рекламу, чтобы действия вашей компании стали известны везде в Китае. Тогда и направленность будут знать. А информация свое дело сделает быстро. Будет больше заинтересованных, значит больше клиентов, а соответственно, больше денег и прибыли. Я бы, конечно, подумал про рекламу. Это очень действенное дело.
Артемка 10 сентября 2010, 07:59:11
Ой, не могу, а Романенко-то на фотке довольный такой, аж сил нет. Наверное, и правда все так хорошо да здорово, как он тут рассказывает. И китайцы-то им не конкуренты, и бизнес в гору просто прет. Ну, прям молодец, чего еще тут скажешь.
Алиса 10 сентября 2010, 04:24:02
Румыния стала 12-ой страной, где компания ОСМП открыла свою дочернюю компанию и приступила к развитию сети автоматов самообслуживания. Выгоды от выхода компании ОСМП на румынский рынок очевидны: провайдеры получают широчайшую сеть пунктов приема платежей без дополнительного финансирования, частные предприниматели смогут строить собственный бизнес на основе автоматов самообслуживания и платежной системы ОСМП, пользователи получают удобный и доступный сервис по оплате услуг.
Росс 9 сентября 2010, 15:14:07
Хм... Достаточно зарегистрировать компанию, снять офис и можно начинать бизнес. Казалось бы, как все просто. А на самом-то деле не тут-то было. Главное, определиться, чем ты хочешь заняться, особенно чем ты хочешь заняться в Китае. Китайский рынок крайне не просто и очень требовательный к чужакам. По-моему, господин Романенко здесь чего-то не договаривает. Это хорошо, что им удалось за семь лет так продвинуться. А другие "счастливчики" в Китае уже через полгода свой бизнес сворачивают, потому что не выдерживают местной конкуренции. Так что, не все так шоколадно-мармеладно, как тут расписывается. Что бы денег в Китае заработать надо основательно над этим процессом попыхтеть.
Пирс 9 сентября 2010, 07:14:26
Очень интересно, от чего же Романенко не желает озвучивать сумму прибыли? Наверное, столько наколбасили, что банки по швам трещат. Налоги-то платите, господин Романенко? А может потому и не говорите, сколько зарабатываете?
Зонд 9 сентября 2010, 04:12:53
Существует мировая практика выхода компаний, предоставляющих услуги моментальных платежей, на зарубежные рынки. Британская система E-pay в свое время вышла на зарубежные рынки - не только Европы, но и Латинской Америки, эта модель оказалась успешной. Выход российских компаний на зарубежные рынки может быть успешным, если они усовершенствуют технологическую базу и подготовят необходимую документацию, успех реален.
МазуркевичЪ 8 сентября 2010, 13:41:18
Прав, конечно, Андрей Романенко, тысячу раз прав: копировать подобный бизнес кому бы то ни было будет достаточно накладно. И хотя, китайцы действительно мастера копирования, делают они копии того или иного дела или предприятия с умом и с выгодой для себя. А это дело пока поставишь на поток, в него вложишься, пока раскрутишь, пока начнешь с него прибыль получать, а настоящая компания в это время и сама на месте не стоит, развивается и растет и придумывает все новое и ново. Так что китайцам копирование это вовсе невыгодно. Лучше сотрудничать с нашими российскими компаниями. И нам хорошо, и сами в накладе не останутся.
Звездунов 8 сентября 2010, 11:46:55
Договориться с сотовым оператором это действительно большая сложность. Но мы, русские, умеем договариваться. Ну, и что, что больше 50% сотовых операторов это государственные учреждения, так сказать. И там тоже люди. А где есть люда - там всегда можно договориться.
Жмых 8 сентября 2010, 03:52:36
Для ОСМП международная экспансия — очередной способ поддерживать нынешние темпы роста. Недавно "Финам" приобрел четвертого по обороту игрока на рынке — компанию "Дельта телеком", и, по словам генерального директора "Финама", у системы электронных платежей есть два пути развития: расширение пакета услуг и интеграция с сервисом онлайн-платежей. Гендиректор ОСМП Владимир Лопатин считает, что путей гораздо больше. Однако первое, что нужно сделать, прежде чем ступить на один из них,— это раскрутить потребительский брэнд.
Снежанна 7 сентября 2010, 12:55:40
Как это, всего на трех федеральных операторов сотовой связи? Серьезно?! А почему такой небольшой выбор?
Амос 7 сентября 2010, 07:34:02
CyberPlat бравирует своей социальной миссией: любой абонент может положить на счет всего 10 руб. и сразу же сделать звонок. Но на самом деле статистика платежных систем не является поводом для гордости. ОСМП дает возможность оплатить через терминалы услуги 400 компаний, но большая часть расчетов приходится на трех федеральных операторов сотовой связи.
Кира Булычева 7 сентября 2010, 06:20:14
«В любом китайском городе десятки терминалов по приему моментальных платежей». Ну, повезло же Китаю! Уважаемый Андрей Романенко, да вы бы лучше охватили российские периферийные города. Может в России бизнес идет совсем не так, как в Китае, но во многих городах-глубинках абсолютно не помешало бы ваше присутствие.
Саша 6 сентября 2010, 22:43:40
А мне реально понравилось! нечего только китайцам плодиться и развиваться, чему русские хужи? Удачи, Андрей. Молодой, амбициозный -у таких должно все получиться!
Анечка 6 сентября 2010, 14:07:29
Ну, насмешили!! Все должны казаться умными, а очки - это признак умного человека. Ну, китайцы, ну хохмачи! Посмеялась от души, уж спасибо большое. То, что китайский менталитет разительно отличается от нашего, российского, я об этом, знаете, как-то догадывалась. Но то, что отличия именно в этом, меня крайне удивили и, что неплохо, насмешили. А вот то, что в Китае должны работать китайцы - это бесспорная истина. С этим согласна на все сто процентов. Как и в России должны работать россияне.

Написать комментарий (правила)

Имя

E-mail

Комментарий

Текст с картинки
Если вы не можете прочитать текст
на картинке - нажмите "обновить"

Предыдущие статьи
ранее в этой рубрике


новости партнеров
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
Яндекс цитирования    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005–2013
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–22970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.