www.chinapro.ru / / Россия-Китай. Свет и тени экономического сотрудничества на Дальнем Востоке
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Россия-Китай. Свет и тени экономического сотрудничества на Дальнем Востоке30

24.01.2011 04:30

Прошло больше года с тех пор, как Президент РФ Д.А.Медведев и Председатель КНР Ху Цзиньтао одобрили Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Восточного Китая (2009-2018 гг.). На мой взгляд, эта программа является важной составной частью технико-экономического сотрудничества между нашими двумя странами во многих областях и позволяет содействовать и скоординировать развитию соответствующих регионов России и Китая.




Хотелось бы напомнить, что сразу после подписания этой программы председателем Правительства РФ В.В.Путиным и премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао в российских средствах массовой информации на нее обрушился вал критики от различных политических сил и средств массовой информации. Основным аргументом критики этой программы было заявление, что развитие российско-китайского сотрудничества в соответствии с основными положениями данного документа превращает Россию в сырьевой придаток Китая.
Да, безусловно, в настоящее время структура российско-китайской торговли носит колониальный характер, чего не наблюдалось еще десяток лет назад. Основной чертой российского экспорта по-прежнему являются поставки нефти, леса-кругляка, цветных металлов, химических товаров, а китайского экспорта – продукции машиностроения, бытовой электротехники, транспортных средств, а также товаров легкой и текстильной промышленности. Но мне тогда непонятно, как расценивать торговлю России со странами Европейского Союза, куда доля и объем поставок российских энергоресурсов намного выше, чем в Китай. Россия в последние годы экспортирует примерно 270-300 млн т нефти в год, из которых на Китай приходится от силы 15 млн т, а все остальное достается Европе и США. В этой ситуации если Россию называть сырьевым придатком Китая, то это определение в большей степени относится к Европе. Но в российских СМИ как-то не очень обсуждается этот вопрос, а различные политические силы также не особенно критикуют такое положение дел. Из этого следует, что многие политические партии и СМИ вполне устраивает такая ситуация, когда львиная доля энергоресурсов уходит на Запад, а не на Восток.
Возникает резонный вопрос: а как российское население, или, грубо говоря, обыватель или "улица" (по-английски – "a man in the street", по-китайски – "лаобайсин", 老百姓) относится к данному вопросу. Мой собственный опыт участия в дискуссиях по радио на тему о том, полезно ли такое российско-китайское сотрудничество для России, показал, что большая часть москвичей – примерно 85% из направивших в ходе радиодискуссии свое "да" или "нет" выступила против такого сотрудничества. Однако последующие социологические опросы показали, что не все так однозначно и чем дальше на восток, тем меньше людей выступают против такого сотрудничества. Более того, чем ближе они находятся к Китаю, тем активнее они выступают за развитие такого сотрудничества.
В этом мне пришлось убедиться в начале декабря 2010 г. в ходе моей командировки в Благовещенск. Туда меня пригласил Амурский государственный университет для выступления с докладом на пленарном заседании завершающей Год китайского языка в России российско-китайской научно-практической конференции на тему "Россия и Китай: социально-экономическое взаимодействие между странами и приграничными регионами". Еще за месяц до начала конференции в ходе согласования темы доклада на пленарном заседании обнаружилось, что организаторов и участников конференции интересует не ситуация в китайской экономике, а возможности развития Амурской области, которая находится рядом по соседству с быстро развивающимся экономическим гигантом, занимающим второе место в мире по объему валового внутреннего продукта. В ходе телефонных переговоров с оргкомитетом конференции по согласованию темы доклада на пленарном заседании мне сказали, что состояние китайской экономики они и так представляют себе хорошо. Каждый житель Амурской области по несколько раз в год, а кое-кто и в месяц, наведываются на другой берег Амура в соседний город Хэйхэ прикупить кое-что для дома, для семьи, некоторые, наиболее шустрые, уже купили на том берегу квартиры, которые дешевле чем в Благовещенске в четыре-пять раз за 1 кв. м, равно как и основные потребительские товары на том берегу, а многие просто ездят отдыхать на китайские курорты Далянь, Удаляньчи, Яньтай, Циндао и даже Санья, так как это намного дешевле, чем Сочи, Крым, Турция или европейские курорты с учетом затрат на транспорт. Зато у них так и нет ясности в вопросе о том, каким образом российский Дальний Восток сможет использовать себе на пользу быстро растущий потенциал китайской экономики, поэтому хотелось бы узнать от московского китаеведа, что в Москве думают по данному вопросу. Таким образом, определилась как тема доклада на пленарном заседании, так и основное направление дискуссии в ходе конференции.
За прошедший год в рамках подписанной Программы сотрудничества на 2009-2018 гг. определилось пять основных проектов, по которым началась их реализация, не считая ключевого проекта поставки 20 млн т нефти в год в Китай по ответвлению Сковородино – Дацин от основной трассы нефтепровода Восточный Сибирь – Тихий океан (ВСТО). В число этих пяти проектов входят следующие: 1) строительство трансграничного моста Нижнеленинское – Тунцзян (Еврейское АО – пров.Хэйлунцзян); 2) строительство целлюлозно-бумажного комбината в пос.Амазар (Забайкальский край); 3) программа совместного комплексного освоения лесных ресурсов Еврейской АО; 4) увеличение поставок электроэнергии из Амурской области в провинцию Хэйлунцзян; 5) совместное освоение острова Большой Уссурийский (Хабаровский край).
Для Амурской области два проекта из этого списка имеют решающее значение. Первый проект – поставки электроэнергии из Амурской области в провинцию Хэйлунцзян со знаком плюс, а строительство моста Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской АО со знаком минус. Поставки электроэнергии из Амурской области в Хэйлунцзян осуществлялись с начала XXI века, однако в 2007-2008 гг. поставки в КНР прекратились из-за установленной российской стороной высокой цены за 1 квт.-час по мнению китайской стороны. В 2009 г. началось сооружение вставки постоянного тока мощностью 750 мВт через Амур в Китай, и поставки электроэнергии в КНР из Амурской области возобновились, так как обе стороны, наконец, смогли согласовать ценовой протокол. Дело в том, что после введения в строй Зейской ГЭС с 2005 г. Амурская область стала обеспечивать себя электричеством сама, и возникли излишки электроэнергии, которые надо было куда-то сбывать. Особенно остро они стояли в те годы, когда не удавалось достичь соглашения с китайской стороне по цене за 1 квт./ч электроэнергии. В результате экспортная цена за 1 квт.-час электроэнергии из Амурской области оказалась ниже внутренних цен – 1,25 руб. за киловатт, в то время как внутренняя цена для российских потребителей – 1,95 руб. Дело в том, что электроэнергия – это продукт особого рода, который нельзя хранить на складе и копить у себя, ожидая повышения цен на рынке, и он потребляется сразу после выработки и передачи к объекту. В результате баланс выработанной электроэнергии в Амурской области составляет 8% экспорт в Китай и 92% внутреннее потребление и ее перетоки внутри России. Иными словами, из-за различных внутрироссийских факторов, формирующих цены на электроэнергию – себестоимость производства, монополизм производителя, трансакционные издержки и внешнего фактора – монополия покупателя (или монопсия), Амурской области с трудом удается реализовать ее естественное стратегическое преимущество во внешней торговле – близость к потребителю. Несомненно, такое сотрудничество идет на пользу обеим партнерам. Однако трудности при реализации данного проекта со всей остротой показывают нам нерациональность для российской экономики растущих цен внутри страны и необходимость государственного регулирования на цены продукции естественных монополий.
Другой пример такого рода – строительство мостового перехода Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской АО, который должен быть сдан в 2012 г. Первоначально этот мостовой переход должны были строить в Амурской области – Благовещенск – Хэйхэ, где в начале 90-х гг. наблюдался самый большой объем грузооборота на российско-китайской границе. Однако в настоящее время погранпереход Благовещенск – Хэйхэ по этому показателю обогнали не только крупные железнодорожные погранпереходы Гродеково – Суйфэньхэ и Забайкальск – Маньчжоули, но и малоизвестный погранпереход Краскино – Хуньчунь на юге Приморского края. Ведь именно в пограничном городе Благовещенске в соответствии с соглашением, который подписали в 1995 г. главы правительств РФ и КНР – В.С.Черномырдин и Ли Пэн, должен был быть построен мост через реку Амур, связывающий два города – Благовещенск и Хэйхэ. Однако с тех пор минуло уже 15 лет, но не только не ведется строительство моста, но и нет даже проектной документации. На мой взгляд, такая разница в отношении такого важного инфраструктурного проекта как мост через Амур в двух субъектах РФ связана с отношением местных властей и бизнеса к этому проекту. В Еврейской АО имеется железорудный горно-обогатительный комбинат, владельцы которого кровно заинтересованы в строительстве моста через Амур. Этот комбинат поставляет железорудный концентрат в Китай, и ежегодный объем перевозок составляет 20 млн т. Поставки в обход по железной дороге через ближайшие железнодорожные переходы Забайкальск – Маньчжоули и Гродеково – Суйфэньхэ резко увеличивают цену тонны железорудного концентрата из-за высоких транспортных издержек. Поэтому местный бизнес и власти оказались заинтересованы в строительстве железнодорожного моста Нижнеленинское – Тунцзян для снижения издержек производства одного из крупнейших предприятий Еврейской АО.
В Амурской области – ситуация прямо противоположная. За 20 лет уже сменился десяток губернаторов. Там отсутствует крупный инвестиционный проект, связанный с поставками в КНР или из КНР больших партий груза. Более того, местные бизнесмены, владеющие Благовещенским речным портом и всем портовым хозяйством вообще, не заинтересованы в строительстве моста, так как имеют монопольную прибыль с переправы и всячески стремятся затормозить этот проект. Поэтому после завершения строительства мостового перехода Нижнеленинское – Тунцзян в 2012 г. Еврейская АО получит заметные стратегические преимущества при осуществлении торгово-экономического сотрудничества с Китаем, включая получение транспортной ренты с других дальневосточных субъектов РФ, и в первую очередь, с предприятий Амурской области и Хабаровского края.
Таким образом, российско-китайское приграничное торгово-экономическое сотрудничество может способствовать развитию тех территорий российского Дальнего Востока, которые заинтересованы в сотрудничестве с Китаем и понимают его насущную необходимость. Что касается регионов европейской части России, то Китай от них далеко, информации не так много, и потребуется еще немало времени, чтобы местной власти и бизнесу в европейской части России оценить необходимость и перспективы сотрудничества с Китаем.




НОВОСТИ КИТАЯ      



 
 
БЕЗ СЛОВ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Дом в огне
Дом в огне
Азиатские игры в Гуанчжоу
Азиатские игры в Гуанчжоу
Разный Китай
Разный Китай
Китайский гламур
Китайский гламур
комментарии
Одноклассница 12 февраля 2011, 21:43:24
Не знаю.. Я, например, нахожусь очень далеко от Дальнего Востока. Но меня тоже волнует развитие этого региона. И если сотрудничество с Китаем пойдет ему на пользу и будет развивать дальневосточный регион, то пусть так и будет.
Цымбаль 11 февраля 2011, 10:17:44
Позволю себе цитату из вышесказанного, а то своими словами долго пересказывать смысл: "Россия в последние годы экспортирует примерно 270-300 млн т нефти в год, из которых на Китай приходится от силы 15 млн т, а все остальное достается Европе и США. В этой ситуации если Россию называть сырьевым придатком Китая, то это определение в большей степени относится к Европе". Если опираться на эти цифры, то называть Россию вообще чьим либо придатком очень глупо. Россия работает на саму себя.
Иннокентий 10 февраля 2011, 20:51:38
Да за 15 лет можно было бы не только какой-то мост построить, а целый город, да, наверное, не один. У нас в городе за один только год(!) построили элитный район из 300 коттеджей, 2 детских сада, школа, больница. Везде подключены все коммуникации, в общем, все сдано "под ключ". Я понимаю, может быть масштабы не те, и тем не менее, есть о чем задуматься. То есть при желании, если сильно захотеть, то можно в космос улететь. Так что в случае с мостом, естественно, здесь не обошлось без скрытых причин. Иначе, давно бы уже его построили.
Симаков 10 февраля 2011, 14:22:17
Толковая статья, ничего не скажешь. В принципе, Островский знает о чем писать. Над его темами всегда есть над чем задуматься. Хотя нам тут думай или не думай, а решения принимаются все равно не нами, к великому сожалению.
Злой Троль 9 февраля 2011, 19:32:31
Из всей Программы сотрудничества определилось всего лишь пять основных проектов, по которым началась их реализация. Ну, пусть будет хотя бы пять. Это лучше, чем один или два. А сама программа, в принципе, серьезная.
Валиус 9 февраля 2011, 09:54:07
Интересный заголовок у статьи: "Свет и тени экономического сотрудничества на Дальнем Востоке". Света, кстати, намного меньше, чем тени. Ну, это как всегда и везде. А еще в этом сотрудничестве... я бы это слово даже в кавычки бы взял... огромное множество подводных камней, о которых тут навряд ли напишут. А когда в самой верхушке порядка нет, то в таких отдаленных регионах, как Дальний Восток, вообще, этот порядок просто смешно ожидать.
Брагин 8 февраля 2011, 11:39:39
Вот интересно-то как... Какой-то мост, а сколько из-за него разногласий. Кому-то он жизненно необходим, а кому-то жизненно необходимо его отсутствие...
Кем42 8 февраля 2011, 10:10:20
Ну, раз уж есть такое дело, что в Еврейской АО имеется железорудный горно-обогатительный комбинат, владельцы которого кровно заинтересованы в строительстве моста через Амур, так пускай эти владельцы и заморачиваются по поводу строительства этого долгожданного моста. В чем проблемы-то?
Тороп 7 февраля 2011, 19:06:18
В Амурской области за 20 лет сменился целый десяток губернаторов! Это же уму не постижимо. Возникает вполне справедливый вопрос, а кто же выбирал этих людей, которые никак не могут навести порядок в этой области? Сам же народ скорее всего и выбирал. А толку-то? Я, конечно, не совсем по теме, уж извините, но все-таки возмущение справедливое. Если не могут нормальных людей на ответственные посты выбирать, то пусть хотя бы не лезут со своей критикой о Китае. Там люди сами себе хозяева, не то что в России.
KAMAZ 7 февраля 2011, 10:17:42
Мне кажется, что в нашей стране только и умеют, что критиковать и ругаться. А так, чтобы кто выдвинул дельное предложение, так это ни за что на свете. А вот покритиковать кого, так это пожалуйста. Не надо обращать внимание на таких критиков. Я считаю, что это правильная программа, хорошая. Я очень надеюсь, что согласно этой программе в тех регионах, о которых идет речь, все наладится и заработает. По крайней мере, очень хочется на это надеяться.
Зайцева 4 февраля 2011, 13:12:58
Дай бог нам всем терпения. А еще очень важно, когда цели едины. А если цели разнятся, то обычно, как правило, ничего путнего не выходит.
Максимус 4 февраля 2011, 07:19:48
Да уж, монополисты - они такие. Если чувствуют свою выгоду, то уже всячески стараются ее не упустить. Действительно, а зачем им строительство моста, если из-за его отсутствия как раз они и имеют свое особое положение и могут держать ситуацию только под своим личным контролем? Тут важно уметь договариваться. Чтобы и они со строительства моста тоже что-то имели. А то пока получаются только сплошь одни минусы.
Геннадий 3 февраля 2011, 10:35:20
Я просто зачитался про перипетии об электричестве в Амурской области. Если очень внимательно вникнуть в саму суть дела, то сразу поймешь, что близость наших государств выгодна обеим сторонам. И надо максимально ее использовать.
Человек дождя 3 февраля 2011, 08:46:18
А я сейчас, например, даже в какой-то степени жалею, что живу не в... скажем, том же, Благовещенске. У людей, проживающих в том регионе есть свои определенные преимущества именно из-за близости к Китаю.
Блокбастер 2 февраля 2011, 11:14:44
Мне во всей статье понравился один такой интересный эпизод про социологический опрос на улице. Ведь на самом деле так и есть. Спроси кого-нибудь в той же Амурской области про жизнь в Москве, навряд ли там будут кого-то сильно волновать, к примеру, московские пробки на дорогах. Так же и москвичам абсолютно все равно, хорошо или плохо иметь близкие отношения с Китаем. Просто в каждом регионе свои проблемы. А у нас в России всегда так было, что "своя рубашка ближе к телу".
Фитцнер 2 февраля 2011, 06:03:47
Я абсолютно согласен с автором Андреем Островским в том, что Программа сотрудничества между такими регионами как Дальний Восток и Восточная Сибирь Российской Федерации и Северо-Восточного Китая (2009-2018 гг.). является очень важной составной частью технико-экономического сотрудничества между нашими двумя странами во многих областях. Она безусловно позволит содействовать и скоординировать развитию соответствующих регионов России и Китая. По-моему, это очень очевидно.
Алиса 1 февраля 2011, 12:19:44
А ведь и на самом деле, остальным регионам России, которые находятся далеко от Китая, абсолютно не важны проблемы Дальнего Востока. Я к примеру, почитала о всех этих перестройках и даже добавить-то нечего. Наверное, эти проблемы актуальны тем, кто там рядом живет.
Игнопулюс 1 февраля 2011, 07:22:58
У меня возник интерес, а что это за даты такие в конце названия Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Восточного Китая (2009-2018 гг.)? По всей видимости 2009 год - это начало действия этой программы, а 2018 год - дата окончания? И что должно произойти в конце 2018 года, окончание самой программы или наших с Китаем отношений? Вообще, не мешало бы более подробно изучить саму эту программу, а то в статье идет только ее детальный разбор, а мне интересно, что в планах этой программы в целом.
Мазур 31 января 2011, 13:00:46
Очень интересный момент "..после завершения строительства мостового перехода Нижнеленинское – Тунцзян в 2012 г. Еврейская АО получит заметные стратегические преимущества при осуществлении торгово-экономического сотрудничества с Китаем..." Вот ведь как получается. От российско-китайских отношений получают выгоды и другие государства.
Мирра 31 января 2011, 08:36:51
А по-моему, так взаимодействие между Россией и Китаем, а также этими приграничными регионами, просто на лицо. И, кстати, никакие контракты о совместной деятельности на высшем политическом уровне здесь большой роли не играют. Многие российские жители приграничных с Китаем зон сами себе предприниматели и ведут свои дела в своих интересах. Например, сдают свои квартиры в Благовещенске и постепенно покупают квартиры в различных китайских городах.

Написать комментарий (правила)

Имя

E-mail

Комментарий

Текст с картинки
Если вы не можете прочитать текст
на картинке - нажмите "обновить"

Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
новости партнеров
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
Яндекс цитирования    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005–2013
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–22970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.