www.chinapro.ru / / Синьцзян на марше
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Есть ли жизнь на Марсе

Есть ли жизнь на Марсе

Китай планирует осваивать новые территории

Рост, обеспеченный нефтью

Рост, обеспеченный нефтью

Страна должна экспортировать столько нефти, сколько сможет

Богач из Гулага

Богач из Гулага

Отсидев 20 лет, он стал миллиардером!

Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Синьцзян на марше23

27.09.2010 05:31

В самый жаркий период лета 2010 г. по приглашению пресс-канцелярии Народного правительства Синьцзяна мне довелось совершить месячное путешествие по Южному Синьцзяну. Путешествие по среднему маршруту Великого Шелкового пути между хребтами Тяньшаня и по пустыне Такла-Макан в значительной своей части совпадал с 4-м маршрутом Пржевальского и маршрутом Рериха по Центральному Китаю.



Конечно, условия нашего путешествия значительно отличались от условий, в которых находились Пржевальский в конце XIX века и Рерих в начале XX века. Несомненно, имеются существенные различия между путешествиями на верблюдах и лошадях по бездорожью и на машине “Тойота-лэндкрузер” по асфальтированным дорогам, существенно по своим качественным характеристикам превышающие автотрассы в Московской области, такие как Москва – Санкт-Петербург и Москва – Рига. Но было и нечто общее для путешествий по Синьцзяну в XIX, XX и XXI веках – это жуткая жара, характерная для Южного Синьцзяна летом. Средняя дневная температура во время нашего путешествия уверенно держалась на отметке между 30-40 градусов выше нуля, а в отдельные дни доходила до отметки 50 градусов. Абсолютный температурный рекорд был установлен в Турфанской впадине – 52 градуса по Цельсию, как показал датчик температуры за бортом автомобиля. Однако такая температура оказалась непосильна и для хваленого японского внедорожника, у которого после трех дней пребывания в таком температурном режиме отказала вся система кондиционирования, его пришлось срочно отгонять на ремонт в Урумчи, и как показали последующие события, полностью реанимировать всю систему кондиционирования автомобиля так и не удалось. Зато для нас такая жизнь в такую жаркую погоду принесла несомненную пользу и помогла легче приспособиться к аномальной жаре в Москве в июле-августе этого лета.

Маршрут пролегал по районам национальных меньшинств – Турфан, Курля, Куча, Аксу, Артуш, Кашгар, Ташкурган и Хотан, где компактно проживают уйгуры, монголы, киргизы и таджики. В отдельных местах, например, в Хотане, хоть и присутствовали вывески с китайскими иероглифами, однако там доля уйгуров составляла свыше 99% населения, и в этих условиях знание китайского языка не давало определенных преимуществ. Так что, судя по всему, продвижение России в эти районы потребует изучения не только китайского, но и уйгурского языка.

Основной целью поездки было знакомство с традиционными нематериальными ценностями народов Синьцзяна, что включало в себя не только знакомство с местным народным эпосом, традициями, обычаями, укладом жизни, но и с результатами экономической реформы в Китае. За годы реформ произошли значительные изменения в экономике Синьцзяна. Если раньше практически вся территория Синьцзяна находилась целиком и полностью на дотациях от центрального бюджета, то после освоения богатых месторождений нефти и природного газа в Синьцзяне появились округа, которые стали донорами не только местного, но и центрального бюджета. Прежде всего, это Карамай, основной нефтедобывающий район, а также районы Турфан-Хами и Курля, где интенсивно ведется добыча нефти и природного газа. Наиболее ярким примером быстрого экономического развития территории на базе добычи природного газа является Курля, где за несколько лет среди песков и гор возник современный город с населением свыше 600 000 человек, а по плану через несколько лет численность населения превысит 1 млн человек.

Судя по всему, такая же судьба уготована городу Куча, который входит административно в Баингол-Монгольский автономный округ, административной столицей которого как раз и является Курля. В окрестностях города также были найдены большие запасы природного газа, и уже сейчас в городе и его окрестностях ведутся строительные работы в больших масштабах. От Курли до Кучи тянут дальше газопровод, который через несколько лет позволит снабжать природным газом не только приморские восточные, но и южные провинции Китая.

Вся территория Южного Синьцзяна связана между собой автомобильной и железной дорогами, которые проложены как раз по маршруту Великого Шелкового пути от Урумчи до Кашгара. Более того, через пустыню Такла-Макан была проложена автомобильная дорога Луньтай – Миньфэн, а еще в 80-е гг. было проложено Каракорумское шоссе из Кашгара через Ташкурган и Хунджерабский перевал в Пакистан. Кроме того, совсем недавно была введена в эксплуатацию Южно-Синьцзянская железная дорога, по которой можно доехать поездом из столицы СУАР Урумчи через Курля, Куча и Аксу до Кашгара. В настоящее время интенсивно осваивается бывший южный маршрут Великого Шелкового пути вдоль хребтов гор Куньлунь и южной части пустыни Такла-Макан. В частности, быстрыми темпами ведется реконструкция автомобильной дороги Кашгар – Хотан и сооружение железной дороги по тому же маршруту.

Также следует отметить большие планы центральных и местных властей по развитию Кашгара, который должен стать не только крупным торговым перевалочным центром между Синьцзяном и странами Южной и Центральной Азии, но и таким же крупным центром по добыче природного газа. В настоящее время в районе Кашгара ведутся активные геологоразведочные работы по поискам природного газа, и по оценкам местных геологов запасы природного газа в тех местах не уступают объему запасов в Куче и Курле. Для повышения статуса города Кашгара, который в будущем должен стать западными воротами в Синьцзян и в Китай, вот уже несколько лет в последнюю неделю июня в нем ежегодно устраиваются торговые ярмарки, наподобие тех, что проводятся в Гуанчжоу, Харбине и Урумчи. На них представлено не только большое количество предприятий приморских районов Китая и особых экономических зон Шэньчжэнь, Сямэнь и Чжухай, но и значительное количество фирм из стран Центральной Азии – Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, но и из стран Южной Азии – Мьянмы, Пакистана и даже Шри-Ланки. На последней торговой ярмарке в Кашгаре в июне 2010 г. так получилось, что Россия была представлена российской делегацией всего из двух человек во главе с автором данной статьи. Российское присутствие в Синьцзяне просматривается только в административной столице Синьцзяна – Урумчи, в котором представлено большое число вывесок на русском языке, часто с ошибками, и отдельные российские торговые фирмы, которые по большей части занимаются поставками дешевого китайского ширпотреба в Россию через Казахстан.

Таким образом, в настоящее время Россия в Синьцзяне представлена слабее, не только чем в 50-е гг. ХХ века, когда там работало большое количество советских предприятий и учреждений, велись совместные геологоразведочные работы, но и по сравнению с концом XIX века и началом ХХ века во времена Александра III и Николая II. В свое время в 1881 г. был подписан Петербургский договор, по которому Илийский край (Кульджа) передавался Китаю, а русские подданные получали право приобретать недвижимость в Синьцзяне, подтверждались прежние льготы в отношении российского купечества и было разрешено открыть десять консульств на территории Синьцзяна и Монголии, в частности, в городах Урумчи, Кашгар, Чугучак, Кульджа, Хотан и др. Российские консульства в Синьцзяне работали длительное время, несмотря на все исторические события, такие как Синьхайская революция в Китая, Великая Октябрьская революция, Гражданская война в России, многочисленные восстания на территории Синьцзяна, наконец, образование КНР в 1949 г. В консульствах работали ведущие российские китаеведы как Захаров в Кульдже, Кротков, Златкин и Тихвинский в Урумчи, Петровский в Кашгаре, Иваненко в Хотане, А.Рогачев (отец посла РФ в КНР с 1992 по 2005 гг. И.Рогачева) в Дачэне.

Однако в начале 60-х гг. после обострения советско-китайских отношений и отзыва советских специалистов из Китая были закрыты все консульства СССР на территории КНР, включая все консульства на территории Синьцзяна. По сути дела, одним волюнтаристским решением были перечеркнуты все достижения российской и советской дипломатии в Синьцзяне. Вплоть до настоящего времени Россия не имеет ни одного консульского учреждения на территории Синьцзяна. Безусловно, такое положение сдерживает развитие российско-китайских отношений в настоящее время. Хотя и ведется торговля России с Синьцзяном, однако, в отсутствии прямых транспортных и консульских связей, погранперехода между Алтайским краем и СУАР, вся торговля ведется через Казахстан. Все визовые контакты жители Алтайского края и Новосибирской области вынуждены осуществлять либо через консульства КНР в Екатеринбурге или Москве, а Синьцзяна – через консульство РФ в Пекине. В этой ситуации напрашивается необходимость открытия консульства РФ в Урумчи и консульства КНР в Новосибирске для конкретных решений вопросов развития регионального сотрудничества между районами Западной Сибири и Синьцзяном, который в обозримой перспективе может стать новым кластером развития западных районов Китая на базе добыче и переработке нефти и природного газа.

Как показала поездка по Южному Синьцзяну, через несколько лет Синьцзян станет новым локомотивом развития для растущей китайской экономики. Благодаря бурно развивающейся нефтяной и газовой промышленности в регионе Синьцзян станет для Китая тем же, что и Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные районы. В этих условиях близость отдельных территорий Западной Сибири к Синьцзяну может стать важным фактором социально-экономического развития этих территорий. Но для этого необходимо сформировать инфраструктуру на прилегающих территориях Алтайского края и Новосибирской области – построить автомобильную дорогу и газопровод через перевал Канас, открыть там погранпереход и консульства РФ в Урумчи и КНР в Новосибирске. Созданная на территории РФ инфраструктура сможет обеспечить дальнейшее развитие российско-китайских торгово-экономических отношений в Западной Сибири и позволит России максимально использовать возможности бурного развития Синьцзяна в будущем.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Синьцзян на марше

В самый жаркий период лета 2010 г. по приглашению пресс-канцелярии Народного правительства Синьцзяна мне довелось совершить месячное путешествие по Южному Синьцзяну. Путешествие по среднему маршруту Великого Шелкового пути между хребтами Тяньшаня и по пустыне Такла-Макан в значительной своей части совпадал с 4-м маршрутом Пржевальского и маршрутом Рериха по Центральному Китаю.  Далее


Загрузка...
Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
Михаил Богатов
Представитель РОСТЕСТа в Китае, менеджер по России и странам СНГ компании TUV Rheinland Group Asia.
Сергей Цыплаков
торгпред России в Китае
Даниил Сергеев
Независимый журналист
новости партнеров
Загрузка...
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.