www.chinapro.ru / Тема недели / Из России в Китай
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)
Из России в Китай
Тема недели

Из России в Китай35

Сергей Кириллов
ChinaPRO, Пекин
22.12.2008 04:30

Российские товары в Китае. Высказывание это может показаться парадоксальным российскому потребителю, который на прилавках магазинов привык видеть китайские товары. Мы носим китайскую одежду и обувь, в квартирах – мебель, посуда, порой, даже техника – все китайского производства, мы едим китайские фрукты и овощи, а теперь еще и ездим на китайских машинах. Китай производит так много, что с успехом обеспечивает не только себя, но и весь мир. Но современность, а так же история говорят, что и российское Китаю не чуждо. Причем речь идет не только о сырье.



C первых лет российско-китайская торговля коренным образом отличалась от торговли Запада с Китаем. Европейские страны боролись за то, чтобы можно было стабильно получать товары из Китая, без которых европейское общество обойтись не могло. Россия же в XVII веке, наоборот, была заинтересована в сбыте в Китае своей пушнины – качественного и востребованного товара. Весьма показательные аналогии.

В истории новой России не челночные торговые взаимоотношения с Китаем пришлось выстраивать фактически заново. Одна из первых попыток была сделана во время встречи Президента России Бориса Ельцина и Председателя КНР Цзян Цзэминя в апреле 1996 г. в Пекине. Была поставлена задача, увеличить объем двусторонней торговли до $20 млрд. Помимо этого стороны договорились о том, чтобы усилить государственную поддержку экономическому сотрудничеству, поставив его под контроль премьеров.

Перспективы были: поднималась российская промышленность, возрождался интерес к рынкам сбыта, к их расширению, проявлялся интерес российских производителей и к обширному рынку Китая. Иными словами - бизнесмены стали задумываться, как "встроиться" в оговоренные первыми лицами государств торговые рамки. Только вот китайские компании не горели желанием покупать российские товары в том ассортименте, который был выгоден российской стороне (готовая продукция легкой и перерабатывающей промышленности, оборудование и механизмы и др.). Интерес китайцев в первую очередь был обращен к сырьевым товарам, таким как металлолом, лес, рыба, химические удобрения. Они шли в переработку, а затем, уже в качестве готовых изделий экспортировались обратно в Россию.

Несомненно, существовали и ответные китайским российские стремления создать нечто этакое легальное коммерческое в Поднебесной, например, торговые сети, чтобы реализовать товары из России. Однако подобные начинания то и дело наталкивались на внутрикитайские ограничения. И несмотря на то, что едут русские в Китай, нашего бизнес присутствия там нет, отметил однажды журналист Александр Нагорный. "Только огромное количество мелких и средних торговцев, которые приезжают в Харбин и в Пекин, где есть специальный рынок, где покупается тряпье, которое перепродается здесь. А, значит, следующий, так сказать, более высокий уровень практически отсутствует, потому что импортные поставки тряпья в основном осуществляют сами китайцы, у них налажена схема подставных фирм и предприятий в России - русские физические лица, которыми владеют китайцы". Нагорному вторит директор международной компании транспортных грузоперевозок "Сиэтл" Дмитрий Семенов. "Российского бизнеса в Китае практически нет". Он объясняет это китайским законодательством, которое "не терпит путей обхода". "Российские бизнесмены как-то не уживаются в этой среде, где законы надо выполнять", - отмечает Семенов.

Но все же из-за своей гигантской емкости, рынок Китая всегда привлекал внимание российских производителей и экспортеров. Нужны лишь качественные изделия, да выверенные стратегии освоения рынка Поднебесной Андрей Коркунов как-то сказал: "Если мы накормим хотя бы одной нашей конфетой каждого китайца, то можно уже никогда не работать". Однако ирония иронией, а стратегия стратегией. И здесь важно не штамповать отработанные в перестройку примитивные способы захвата чужих рынков, а думать, учитывать местные особенности. Проще говоря – внедряться в Китай, как в октябре 2004 г. начала российская "Балтика".

"Это единственная страна, где мы сначала открыли собственное представительство, а затем начали наращивать объемы продаж, – говорил об успешной китайской истории "Балтики" Константин Сабельников, управляющий компании по продажам в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. – Обычно происходит наоборот: требуется немного поработать на рынке, оценить его потенциал. Но потенциал Китая высок по определению", - отмечает Сабельников.

Еще бы, скажет кто-то, это "Балтика" с ее огромными оборотами в России. Однако в случае с Китаем, лидеры, преуспевающие на российском рынке, легко могут потерпеть полное фиаско. Дело в том, что длительное отсутствие российских товаров в Поднебесной привело к тому, что они перестали ассоциироваться у китайцев с качеством. Приходится преодолевать и другие барьеры, например, в виде Главного управления КНР по надзору за качеством и карантину. Здесь требуют предоставить массу информации и документов. Известны случаи, когда выдача разрешений затягивалась на пять-шесть лет. При этом открытие китайского бизнес-направления не сразу начинает приносить прибыль. Опыт российских фирм показывает, что срок окупаемости инвестиций в Китае больше, чем в других странах. Выход на этот рынок – работа на будущее. А такой подход могут позволить себе не все, особенно в период так называемого мирового экономического кризиса.

Но шансы закрепиться на китайском рынке есть у многих российских компаний, производящих продукты питания. Стоит вспомнить, что в Поднебесной мало качественных молочных продуктов. Они либо невкусны, либо стоят очень дорого (о вредных умолчим). В качестве перспектив можно отметить продажу российского алкоголя, который приходится по вкусу китайцам, или шоколада. Но, как можно понять из замечаний уже работающих с Китаем бизнесменов, российские пищевики не спешат в Поднебесную только потому, что они перманентно заняты активным дележом российского же рынка. В результате, у одних не хватает времени, у других – сил.

Но вернемся к напиткам. Здесь важно помнить, что развитию пивной индустрии китайцы почти во всем обязаны немцам и россиянам, прививавшим культуру потребления пива в китайские массы и в большом количестве строившим пивоваренные заводики по всему северо-востоку Китая. В качестве материального обеспечения процесса баварским хмелем вокруг Харбина были засажены огромные плантации. Как говорилось в отчете по одной из станций КВЖД – Бухэду, здесь были созданы частные предприятия – лимонадный, водочный, пивоваренный заводы для нужд населения. Население этот напиток прочувствовало и полюбило. До сих пор на северо-востоке Китая ходит российское пиво старой дореволюционной марки "Медведь". Только это известный в Китае бренд. А как продвигалась "Балтика"?

Известно, что вопросы начала экспорта пива в Китай обсуждались еще в 2001 г. во время визита в Россию на "Балтику" представителей комиссии по иностранным делам Всекитайского Собрания Народных Представителей во главе с заместителем председателя комиссии Сунь Цинвэем. Тогда, судя по сообщению Внешнеэкономического обозрения, директор по экспорту Дмитрий Киселев заявил, что налаживание отношений с Китаем – одна из главных задач отдела экспортных продаж в 2001 г. Что не удивительно: к 2002 г. общий объем производимого в стране хмельного напитка должен был достичь почти 24 млн т, что обеспечивало Китаю первое место в мире. Поэтому и заявила "Балтика", что экспорт пива в Поднебесную, это не столько имиджевый, сколько коммерческий ход.

В конце июля 2005 г. "Балтика" начала активную рекламную компанию в Китае – в провинции Шаньдун, где телевидение крутило рекламный ролик ее пива. Интересно, что оно преподносилось как "настоящее импортное пиво, сваренное и разлитое в Европе". Причем цена пол-литровой бутылки колебалась в пределах $1,8-3 (местное пиво стоило менее $1 за бутылку), таким образом, российское пиво выбирали в основном молодые китайские менеджеры крупных компаний с достатком более $300 в месяц. В свою очередь, основными конкурентами "Балтики" выступали лицензионные бренды, например голландский Heineken и американские Budweiser и Corona.

В свою очередь российские коллеги-конкуренты "Балтики" особых притязаний на Китай не высказывали, объясняя это тем, что на китайском рынке мощная конкуренция, и вход на него намного дороже, чем в любой другой стране мира. Китай - сложный рынок, где пиво дешевое, а местные игроки довольно сильны. При этом существует мнение, что китайский потребитель готов платить дорого за международные бренды и вряд ли будет переплачивать за российские.

А вот у "Балтики" все получилось. В ноябре прошлого года в выводах экспертного сообщества журналистов "Балтика Media Club" в Екатеринбурге можно было прочитать следующее: "экспортная деятельность компании "Балтика" полностью соответствует приоритетам правительства РФ по увеличению несырьевой составляющей в структуре российского экспорта".

О чем это говорит? О том, что руководство "Балтики" сделало правильный расчет: конкурировать с местными китайскими производителями по цене в Поднебесной губительно для иностранных компаний, а стремиться стать "одними из многих" вряд ли имеет смысл, иначе даже на растущем рынке такая компания всегда будет в роли догоняющего. Был выбран путь позиционировать свой продукт в сегменте супер-премиум, как дорогое и качественное пиво.

Процесс открытия российских предприятий в Поднебесной пока идет медленно. Вероятно, что нынешний кризис еще больше усугубит проблему и оттянет до неопределенности время старта даже готовых проектов. Однако, даже в этом случае, перспективный китайский рынок будут штурмовать российские "пищевики", тем более что пример удачной стратегии вхождения на китайский рынок есть.

Тема: Экспорт из России, бизнес в Китае, российские компании в Китае
Компании: Сиэтл, Балтика, Heineken, Budweiser, Corona
Люди: Цзян Цзэминь, Дмитрий Семенов, Андрей Коркунов, Константин Сабельников, Сунь Цинвэй, Дмитрий Киселев
Страны: Шаньдун


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
НОВОСТИ КИТАЯ      


 
 
БЕЗ СЛОВ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Дом в огне
Дом в огне
Азиатские игры в Гуанчжоу
Азиатские игры в Гуанчжоу
Разный Китай
Разный Китай
Китайский гламур
Китайский гламур
комментарии
twin 29 января 2009, 13:49:19
Освоить Китай с помощью продуктов, кажется, абсолютно бессмысленно. То же самое, что всех русских китайским вонючим тофу кормить. У них же совсем другие привычки. Мой китайский друг, замечу, выросший в России, ну никак не любит русский борщ. Вот если технологии им подкинуть, то они будут рады, наверное. Интересно бы мнение общественности узнать: насколько перспективной является тема продвижения российских вино-водочных изделий в Китае? Пива китайцы много пьют, но не думаю, что Балтику они в охотку покупают, а вот что с винами и более крепкими напитками?
4 января 2009, 21:36:57
Николаю Татаринову - сспасибо за поддержку оптимистического взгляда. А если серьезно - это реальный взгляд, отражающий объективное развитие. И никто не говорит о "покорении китайского рынка", но взаимодополнение товарами на рынках двух соседей - нормально. И свою руку в этом деле приложим мы - профессиональные китаисты. :-) Всех - с Новым Годом
Nikolai Tatarinov 4 января 2009, 02:28:09
Господа, Спасибо Китаю за их товары на нашем рынке, мы зарабатываем на этом тоже, понадобится им что-то и на этом заработаем. И не надо переживать за то, что мы плохо работаем. Что продать и по какой цене каждый решит сам. Им тоже нужны наши товары, пока торгуем сырьём, придёт время будем торговать чем-то другим и наименований будет тысячи. Пока покупаем больше, чем продаём, всё придёт в равновесие, и продавать начнём. И помощь Государства не помешала-бы
Артур 2 января 2009, 10:07:31
Мы часто сравниваем Китай с рынком, но это не так. Будучи в любой стране мира обратите внимание на дорогой, качественный, красивый товар, посмотрите этикетку -Китай. В ноябре прошлого года был на мебельной фабрики юга Китая (причем не крупной, случайно выбранной) , выпускающей мебель для спальной. Производство оснащено современными линиямиями, технологический процесс организован отлично. Посмотрел все участки производства. Смотрел с придирками , но брака не нашел.Рабочие раьотают как пчелки, каждую деталь "лелеют". В Москве данная мебель в одном из дорогих мебельных салонах выставлена как Итальянского производства и с ценой в 6 раз дороже. Российское производство в оснавном на низком уровне. Все жалуются на экономику, корупцию, но просто мы разучились работать на всех уровнях. Великая страна Россия чем может покорить Китай?
Сергей 29 декабря 2008, 10:39:51
Павел, да какие у них могут быть цифры? Сунулся в магаз, в отдел иностранных напитков, в ГЖ. Вижу Балтика стоИт, за номером 4. Я с турками был, говорю им, ребята, как круто, это пиво с моей Родины, давайте я вас угощу? Они – давай. Такой ценник выкатили мне на кассе, что я попутал… Рядом стоЯли Будвайзеры, Хайнекины, Гевурстраминеры, Гинесы, по более преемлемой цене!!! Вы можете себе представить в какую нишу по ценнику забрались наши ребята? Короче, я пожалел, что выпендрился.
Pavel 26 декабря 2008, 10:22:33
Хотелось высказать мобственное мнение кас. стати и перспектив отеч. товаров в Китае: В статье говориться про "успех Балтики", желательно увидеть цифры - объем затрат на продвижение в Китае, объем продаж и сколько денег отыграли..., хотя бы динамику. А то может соотношение затраченных ресурсов на Китай и результата как 10:1, тогда и говорить не о чем. В Китай успешно идет сырье; потребительские товары могут быть успешны, если по цене ниже китайских аналогов, либо которых он сам не может в настоящее время делать (таких мало), либо же это могут быть товары премиум класса, но для них необходимо раскручивать бренд в Китае, а это требует много денег и времени.
Александр 25 декабря 2008, 10:37:08
За свою многолетнюю работу с Китаем (15 лет) сталкивался с множеством российских предприятий, которые пытались выходить на китайский рынок. То есть желание и наличие потенциального рынка были всегда, вот только у всех было наивное мнение, что их там ждут - не дождутся. Не так всё просто. Участвовали на выставках - глазки загорались от возможностей, но только начав работать с китайским партнером, всё глохло. Это говорит о неумении работать с ними, что сводит на нет эти возможности. В каких областях это было? Кондитерка ("Красный Октябрь", "Бабаевский" и т.п.), вино-водочные ("Кристалл"), - это потребительский рынок. Но в основном это был B2B: оптоволокно, лазары, оборудование для лесопереработки, станки для тяжелого машиностроения. ИИз более-менее успешного можно назвать микроэлектронику.. да-да. Между прочим до недавнего времени в каждом 3-м калькуляторе, производимом в Китае, стояли наши российские чипы, а в часах - и того больше.
Катерина 25 декабря 2008, 06:06:47
Складывается мнение, что кроме "Балтики" никто и никогда из российских компаний на китайский рынок не выходил. Неужели это единственный положительный(исходя из данных статьи) пример?
..... 25 декабря 2008, 05:44:17
Нет, определенно точно, что продвижение российских товаров на китайский рынок, - это нонсенс. Нам просто нечего продвигать. Российский рынок мертв, «Балтика», - скорее всего большое исключение из общих правил, просто она оказалась в нужном месте в нужный час и с удачно составленной рекламной компанией. Недоростили мы свое производство до уровня, чтобы можно было тягаться на зарубежных ранках. Лучше вообще не высовываться, дабы еще больше не опозорить «на дно опущенную родную державу»!
Sasa 25 декабря 2008, 05:01:49
С трудом верится, что российская продукция сможет когда-либо в большом объеме появиться на китайском рынке. Присутствие российских товаров в Китае – больше исключение, нежели норма. Лишь единицы могут продавать свою, российскую продукцию здесь. Рассуждая с чисто обывательской точки зрения, не думая об экономике или престиже страны, или внедрении отечественных товаров на китайский рынок, конечно, хотелось бы, чтобы как минимум, российские продукты питания были в полном объеме представлены в Китае, и не были деликатесом, к тому же с бешеной ценой. Однако думаю, это важно только тем, кто живет в Китае и попросту скучает по русской еде. В самой же России вопрос экспорта собственных товаров (если не говорить о сырье) стоит, похоже, где-то в числе последних.
Андрей 24 декабря 2008, 16:05:42
Сейчас не время говорить о продвижении российских товаров. Вимм-биль-дан свернул пекинский офис, многие транспортные компании тоже. Сейчас сложно что-то новое в глобальном плане начинать.
Александр 23 декабря 2008, 15:09:55
Да, не спорю, почти нечего предложить, что бы могло повлиять на баланс экспорта/импорта между РФ и КНР, то есть в масштабах страны. Так ведь и речь не об этом шла, а о потребительском рынке. Технологии правда пока еще могли бы, кое-что у нас осталось... Пока еще осталось
Виктор Бенедиктович 23 декабря 2008, 14:38:11
Александр, простите уж если обидел, но что мы сделаем с квасом, лаптями и пр...? Нам нужно продавать технологии, ракеты, технику в Китай, чтобы они хотели её покупать! Чтобы в очередь вставали, чтобы мы могли на расстоянии их держать, а квас что? Китайцы скопируют и всё... Ну согласитесь, предложить нам нечего Китаю, по большому счёту...
Александр 23 декабря 2008, 14:13:00
В моем кафе в Пекине продавался квас, 4 долл. за стакан "Очаковского". Дорого? да, но это просто для ассортимента. Заметьте, клиенты - китайцы. И в Харбине есть завод, который выпускает квас якобы по русской технологии, а на самом деле - газировка с вкусом хлеба. Так что спрос есть, особенно после того, как они распробуют настоящий квас, и особенно с учетом увлечений молодых китайцев всем экологически чистым. Так что смейтесь, не смейтесь, а идею Вам дарю, Виктор... бесплатно.. в качестве компенсации за искрометный юмор про лапти. Всё полезней будет.
Виктор Бенедиктович 23 декабря 2008, 13:54:35
КВАС? Вы смеётесь?! Отличная идея! Народ, подходи кому квас? У меня даже речёвка родилась для прокрутки на Центральном ТВ Китая: Кто не пьёт русский квас, тот китайский ... пи...РАС, 2,3,4... Какой бред, ну Александр, они нам обрудование, станки, Huawei, авто... А мы им квас?! Может лучше лапти?! Кто займётся брэндингом лаптей?
Кэт 23 декабря 2008, 13:52:03
Друзья говорили, что российскую водку в Китае покупали, причем, в каком-то небольшом городке в центре Китая. Я думаю, что шансы у наших есть. Те, кто в Китае жил долгое время, понимают, что качество наших продуктов несопоставимо выше китайских. Правда, чтобы войти на китайский рынок, вложиться хорошенько придется, китайцы чцжих к себе так просто не пустят. На вложение большинство наших бизнесменов как раз и не готовы пойти, не готовы наши вкладываться сейчас, чтобы дивиденды получать когда-нибудь потом. Ситуация с тем же лесом это прекрасно демонстрирует: ведь можно было бы на вырученные от продажи "кругляка" деньги купить оборудование (в том же Китае) и затем продавать фанеру, например - продукт глубокой переработки. Так нет, никому это не надо. Живем сегодняшнем днем. "После нас хоть потоп"
Соломоновна 23 декабря 2008, 13:32:26
Ну не верю я, что может российский товар заинтересоваь китайцев.Им подавай нашей нефти, дерева, рыбы и побольше-побольше! Может им начать таблетки от жадности поставлять?!
Александр 23 декабря 2008, 13:25:38
Виктору Бенедиктовичу: да, мало что можно предложитьна данный момент. Квас! Правда, придется конкурировать с Кока-колой, которая собирается с ним (вот гады, покусились на наше святое :-)). Но не только наше традийционное можно предложить. Одна фирма прорабатывала рынок спиртосодержащих газированных напитков, я имел к этому отношение. Так вот, неплохая перспектива, китайская молодежь особенно клюет на иностранное, главное - раскрутка, а для этого необходимы финансовые средства.
Виктор Бенедиктович 23 декабря 2008, 12:25:06
Про водку - это таки, да... Есть такое дело! Ну а что мы вообще кроме этого можем предлодить Китаю? У них ведь всё есть!
Александр 23 декабря 2008, 11:46:26
Господа, давайте определимся: мы говорим о перспективах не на пару месяцев и не на 1год, и не надо сужать рамки до "сегодня" и рассуждения о количестве российского товара на китайских прилавках. Сегодняшнее "присутствие" наших товаров - результат пещерного подхода в их продвижении. Практически ни одна наша компания не строила планомерной работы по освоению потребительского рынка КНР, всё сводилось только к участию в выставках или поиску дилера, который бы сам рисковал своими деньгами. Я, со своим оптимистическим взглядом на это, подразумеваю под базовым условием наличие серьезного подхода к стратегии. Изначально никому наши товары не нужны, но некоторые из них можно продавать, говорю это как практик. И, кстати, тенденции к изменениям в мышлении, что китайский рынок - это особый мир, есть; а товар у нас - есть (тот же шоколад, водка, да и напитки некоторые). И будет новый товар, если конечно наши правители создадут наконец-то условия для среднего бизнеса, а не окончательно его задушат. Это не теоретизирование на пустом месте, и никаких розовых очков.

Написать комментарий (правила)

Имя

E-mail

Комментарий

Текст с картинки
Если вы не можете прочитать текст
на картинке - нажмите "обновить"

Предыдущие статьи


новости партнеров
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
Яндекс цитирования    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005–2013
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–22970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.