www.chinapro.ru / Panda Business / Развод по-французски
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Фотогалерея Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)
Panda Business

Развод по-французски3

11.08.2008 01:40

История конфликта между крупнейшей французской компанией Danone и лидером китайского рынка напитков Wahaha поучительна и служит отличным примером тех опасностей, которые могут подстерегать иностранные компании в Китае. Французский гигант, который еще два года назад мог считать себя чуть ли не хозяином китайского рынка питьевой воды, сегодня рискует потерять все.



Сотрудничество между китайцами и французами началось в 1994 году, когда небольшой ханчжоузской компании потребовались деньги для начала масштабной экспансии на китайском рынке. Danone, в свою очередь, интересовали китайские потребители. Но французы не чувствовали себя в достаточной степени уверенными, чтобы в одиночку пытаться покорить китайский рынок (кроме того, в то время ритэйл в Китае был практически закрыт для иностранных компаний).

Wahaha и Danone основали несколько совместных предприятий, которые и стали заниматься продвижением различной продукции (в первую очередь, бутилированой воды) на китайский рынок. За последующие годы Danone инвестировал в этот бизнес около 1.3 миллиардов юаней.

Согласно договору, Danone контролировал 51% акций совместных предприятий, поэтому позиции французов казались незыблемыми. Однако, в 2006 году выяснилось, что права на торговую марку Wahaha так и не были переданы в собственность совместных компаний, и теперь сделать это уже невозможно – регистрационная палата КНР вступилась за местного производителя и оставила брэнд в собственности китайского производителя. Wahaha немедленно обвинила французскую компанию в нарушении договора, согласно которому Danone обещал не вести конкурентную борьбу с продукцией совместных компаний на китайском рынке (дело в том, что недавно французы купили одного из конкурентов Wahaha - китайскую компанию Robust).

Есть свои аргументы и у французов. Помимо совместных предприятий, Wahaha основала более 70 собственных дочерних компаний, которые занимались развитием бизнеса в малоперспективных, с точки зрения Danone, районах Китая. Сегодня именно здесь бизнес компании растет быстрее всего. Но, согласно договору, весь бизнес под брэндом Wahaha могли вести лишь совместные с Danone предприятия.

Стороны пытались договориться несколько раз, но компромисса достичь не удалось. Не помогло даже вмешательство на уровне президента Франции и председателя КНР. Глава Wahaha Цзун Цинхоу ушел с поста председателя совета директоров совместной компании и собирается в споре с Danone идти до конца.

Решающее разбирательство намечено на начало 2009 года и пройдет в Стокгольмском арбитражном суде. В китайских судах победу предсказуемо одержала Wahaha, 46% акций которой принадлежат мэрии Ханчжоу.

По мнению гонконгских юристов, главная проблема заключается в недостаточно детальных формулировках различных положений договора, допускающих двойное толкование. В середине 90-ых годов китайская юридическая система находилась в процессе становления, и многое решалось на устных переговорах или в результате неформальных договоренностей. Местные власти, зачастую бывшие главными акционерами китайских партнеров, были радушны и разрешали обходить закон там, где это было нужно. Сейчас все эти поблажки могут дорого обойтись иностранным инвесторам. По словам моих собеседников в Гонконге, история с Danone вынудила многие западные компании тщательно проверить все договоры, когда-либо заключенные в Китае, для того, чтобы заранее выявить потенциально проблемные места.

То же касается и соглашений, которые заключаются сегодня. Китайская юридическая система все еще не сформирована до конца, каждый новый закон немедленно обрастает уточнениями, к которым затем выпускаются пояснения, и так до бесконечности. И полагаться на честность партнера в данном случае не стоит – у него может быть просто другое видение развития бизнеса. Например - без вашего участия.


НОВОСТИ КИТАЯ      



 
 
БЕЗ СЛОВ: ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Дом в огне
Дом в огне
Азиатские игры в Гуанчжоу
Азиатские игры в Гуанчжоу
Разный Китай
Разный Китай
Китайский гламур
Китайский гламур
комментарии
Александр 14 августа 2008, 11:13:09
Не, тут не "китайская юридическая система все еще не сформирована до конца", тут просто принцип другой: "Звонок для учителя". Вот, например, мэтр и зубр американской школы изучения права Китая товарищ Дональд Кларк что пишет: This in turn stems from another feature of Chinese law: that it often seems to make sense more as a set of instructions to officials than as a rights-granting instrument. For example, one type of company under the Company Law may dispense with a board of directors if it is "relatively small" and has a "relatively small" number of shareholders. But the law provides no clue as to how we are to know what counts as "relatively small" in each case. If we think of the law as a recipe for entrepreneurs, it's bad drafting. But if we think of it as instructions to officials in the bureaucracy that handles corporate registrations, then it's easier to understand: it's telling them to make a discretionary judgment. The same thinking is behind regulations that look like private law but say that something or other "should normally" be done or "should in principle" be done. Ссылка здесь, заходить, видимо, лучше через прокси: http://www.theconglomerate.org/2008/02/many-thanks-to.html В "широкой ячейке" законодательства могут быть и плюсы, и минусы, привыкнуть только надо.
Cristofer 11 августа 2008, 13:57:08
Самое верное из написанного - не доверять судебной системе КНР, в надежде на справедливость или что-то ещё. У Вас практически нет шансов победить, хотя в практике и были редкие успешные судебные дела, в которых иностранные компании, в том числе и российские побеждали. Однако, Вашего "выигрыша" никогда не дождётесь... Судебная система Китая - это как философия "от тюрьмы и от сумы"... Лучше не попадать.
stranger 11 августа 2008, 10:56:46
Бороться с китайцами в китайском суде в надежде победить - дело практически безнадежное, и не важно - насколько вы на самом деле правы, и какими документами это подтверждается. Даже если китайская компания и бывает признана виновной (в копировании, в нечестной конкуренции и т.д.) в споре с западной компанией, то это решение, в большинстве случаев, - исключительно для морального успокоения западной стороны, а на деле - китайская компания продолжает делать свое дело, бизнес "цветет и пахнет". Так что пока иностранная компания, не достаточно "подкованная", как в плане знаний о китайской правовой сфере, так и в плане понимания китайского менталитета и местной бизнес-специфики, в китайском бизнес-поле - не воин! И не важно, маленькая ли вы компания, или западный мега-бренд, участь быть"выдавленным" из бизнеса может постигнуть каждого. Поэтому слова "повышенная бдительность", "неусыпный контроль" и "внимание к мелочам" на китайских бизнес-просторах приобретают особое значение...

Написать комментарий (правила)

Имя

E-mail

Комментарий

Текст с картинки
Если вы не можете прочитать текст
на картинке - нажмите "обновить"

Об авторе
Марк Завадский

Марк Завадский

Корреспондент журнала "Эксперт" в Гонконге

С осени 2007 года работает собственным корреспондентом по Азии журнала "Эксперт", до этого три года освещал события Большого Китая для РИА "Новости". Постоянно проживает в Гонконге, часто ездит по Китаю и Азии. Публиковался в журналах GEO, "Русский Newsweek", "Еженедельный Журнал", "Большой Бизнес", "Огонек" и.т.д.

НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
новости партнеров
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
Яндекс цитирования    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005–2013
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–22970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.